Дело №а-47/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года <адрес> края
Бикинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца – пом. Бикинского городского прокурора ФИО3, представителя административного ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Бикинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в срок до <дата> привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение на участке дороги, проходящей по <адрес> с <адрес> края.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Бикинской городской прокуратурой по информации поступившей из ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно по факту отсутствия освещения в ночное время по <адрес> с <адрес>. По выявленным нарушениям <дата>. Бикинской городской прокуратурой вынесено представление в администрацию городского поселения «<адрес>» об устранении нарушений безопасности дорожного движения. <дата>. представление удовлетворено, однако фактически нарушения не устранены. Отсутствие освещения в ночное время суток порождает неблагоприятный криминогенный фон, создает угрозу безопасности дорожного движения, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления – решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения. Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, а так же обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с обеспечением уличного освещения на территории. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, однако с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим требованиям. Вместе с тем, отсутствие освещения в ночное время суток на участке дороги, проходящей по <адрес> с <адрес> порождает неблагоприятный криминогенный фон на данном участке, создает угрозу безопасности дорожного движения, то есть нарушает право граждан на благоприятные условия проживания, что не позволяет достичь целей деятельности органов местного самоуправления – решение вопросов местного значения в интересах жителей поселения.
Бикинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности в срок до <дата> привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение на участках дорог, проходящих по <адрес>, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> гражданские дела по искам Бикинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в срок до <дата> привести в надлежащее состояние стационарное электрическое освещение на участках дорог, проходящих по <адрес>, объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> ФИО4 не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.п. 4, 5,19 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
Как следует из п. 1.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация электроснабжения населения также относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности поселения.
Ч. 1 ст. 34 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах уличнодорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Учитывая приведенные нормы закона, обязанность по организации уличного освещения возложена на органы местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организация освещения улиц на территории <адрес> относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что <дата> в ходе проверки, проведенной государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, выявлено отсутствие линии стационарного электрического освещения - наружных осветительных установок (светильников) на участках дорог, проходящих по <адрес>.
01.11.2018г. Бикинской городской прокуратурой в адрес администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений безопасности дорожного движения.
16.11.2018г. администрацией городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> в адрес И.о. Бикинского городского прокурора направлено письмо о рассмотрении представления о нарушении законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (ч.2 ст.18).
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от <дата> №-ст, указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В частности, средства улучшения условий видимости предусмотрены разделом 4.6 ФИО5 52766-2007. В том числе, пунктом 4.<дата>. указанного ГОСТ предусмотрено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более Юлк, пунктами 4.<дата>, 4.<дата>, что в темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
С <дата> введен в действие ФИО5 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от <дата> N 1245-ст), п 6.9. которого регламентируются требования к стационарному электрическому освещению автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений.
В целях обеспечения в границах городских и сельских поселений безопасности и устойчивости их развития, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, защиты территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства, в том числе в части, касаемой обустройства улиц и дорог местного значения, разработан Свод правил СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка й застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от <дата> №.
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей жителей населённых пунктов, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Указанные обстоятельства ведут к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Разрешая дело по существу, суд полагает, что прокурором представлены достаточные доказательства в обоснование заявленного административного иска, анализ которых в отсутствие каких-либо возражений администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> позволил суду сделать однозначный вывод о том, что, административным ответчиком нарушены требования федерального законодательства, регламентирующего вопросы уличного освещения, установленным бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга граждан.
С учётом изложенного, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер и объём работ, которые необходимо произвести, мнение сторон, а также требования разумности, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда, указанный в иске - до <дата>, полагая его разумным и достаточным для совершения административным ответчиком действий по организации уличного освещения.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.