№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2020 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Ланцовой Е.В., с участием представителя истца Бальбурова В.П., представителя ответчика Кауровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Лошкаревой Е. М. к 6 отделу <адрес> ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец просит признать за Лошкаревой Е.М. право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии и обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ поставить истца на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии на состав семьи 2 человека. Исковые требования мотивированы тем, что Лошкарева Е.М. является вдовой военнослужащего <данные изъяты>., <данные изъяты>., и проживает до настоящего времени в служебной квартире, предоставленной <данные изъяты> по ордеру. На момент смерти, продолжительность военной службы супруга, составляющая в календарном исчислении ДД.ММ.ГГГГ., позволяла ему быть обеспеченным жилым помещением за счет Министерства обороны РФ. Поскольку супруг и члены его семьи за время прохождения военной службы не были обеспечены жилым помещением, и право на жилищное обеспечение не было реализовано супругом истца в связи со смертью, наступившей в период прохождения военной службы, истец полагает, что у нее как у члена семьи умершего военнослужащего имеется право на жилищное обеспечение за счет Министерства обороны РФ, поскольку до настоящего времени жильем истец не обеспечена и продолжает проживать в квартире, имеющей статус служебного жилого помещения. Однако, заявление Лошкаревой Е.М. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ответчиком оставлено без удовлетворения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ.
В судебное заседание истец Лошкарева Е.М. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Бальбуров В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Указал, что истец как вдова военнослужащего имеет право на обеспечение ее жилым помещением в силу закона.
Представитель ответчиков Каурова О.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что поскольку супруг истца на день смерти на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял и при жизни своего права на обеспечение жилым помещением не заявлял, учитывая, что на момент смерти Лошкарева С.Ф. обеспечение жилыми помещениями производили органы местного самоуправления, оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выплате жилищной субсидии не имеется. В связи с чем просила в иске отказать.
Представитель МО РФ в суд не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, направив отзыв на иск, в котором указал, что ФГКУ «Востокрегионжилье» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент смерти супруга истца жилищное обеспечение военнослужащих осуществлялось органами местного самоуправления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 15 ФЗ от 27.05.1998г. № ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что Лошкарева Е.М. являлась супругой <данные изъяты> умершего ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-ЕР № ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о смерти ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что на момент смерти <данные изъяты> являлся военнослужащим и Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ., Лошкарев С.Ф. <данные изъяты> роты, был исключен из списков личного состава части в связи со смертью.
Согласно выписке из послужного списка капитана <данные изъяты> на день смерти имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 16 лет 4 мес. 27 дней.
В период прохождения службы в личное дело <данные изъяты> были внесены сведения о составе его семьи, согласно которым военнослужащий имел супругу Лошкареву <данные изъяты>
Также судом установлено, что в период прохождения военной службы, <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> Как следует из пояснений истца, она до настоящего времени проживает в указанной служебной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, которое решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № оставлено без удовлетворения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено об отсутствии оснований для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет Министерства обороны РФ, поскольку ее супруг не был признан нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке, в связи с чем обязанности у Министерства обороны РФ по обеспечению жилым помещением члена семьи военнослужащего, ДД.ММ.ГГГГ., не возникло.
Однако, суд находит указанное решение незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч. 3.1 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату обращения Лошкаревой Е.М. с заявлением о постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий)членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с ч. 2 указанной статьи за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания вышеприведенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, <данные изъяты> на день исключения из списков личного состава войсковой части в связи со смертью имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 16 лет, на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, собственным жильем обеспечен не был, проживал в служебном жилом помещении, предоставленном на основании ордера в связи с характером трудовых отношений.
Учитывая вышеизложенное и анализируя представленные в деле доказательства в их совокупности, с учетом отсутствия у <данные изъяты> жилых помещений на праве собственности или праве пользования на условиях договора социального найма, отсутствия сведений о совершении военнослужащим либо членами его семьи действий по намеренному ухудшению жилищных условий, с учетом требований ст. 51 ЖК РФ, суд находит, что на момент смерти <данные изъяты> имел основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», следовательно, вдова военнослужащего Лошкарева Е.М. в соответствии с вышеперечисленными нормами законодательства имеет право на обеспечение жилым помещением. За время прохождения военной службы супруг истца не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, ГЖС или безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал, доказательств обратного не представлено.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на состав семьи 2 человека, т.е. с момента обращения истца к ответчику за постановкой на учет в качестве лиц, нуждающихся в получении жилья.
Ссылки представителя ТО «ФГКУ «Востокрегионжилье» Кауровой О.Б. об отсутствии у истца права на обращение в Министерство обороны РФ, поскольку супруг истца на момент смерти не состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении постоянным жилым помещением, основаны на неверном толковании положений законодательства. Из смысла ч. 3.1 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что для предоставления социальных гарантий членам семьи военнослужащего достаточным является наличие на момент смерти военнослужащего оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях и общая продолжительность военной службы не менее 10 лет вне зависимости от признания его таковым уполномоченным органом с постановкой на соответствующий учет.
Довод представителя Министерства обороны РФ об отсутствии у Министерства обороны РФ обязанности по обеспечению жилым помещением члена семьи военнослужащего, <данные изъяты> судом признан несостоятельным, поскольку на момент обращения истца в органы военного управления обязанность по обеспечению членов семьи военнослужащих, умерших в период прохождения военной службы, возложена на Министерство обороны РФ.
Принимая во внимание, что супруг истца на момент смерти имел право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоять на учете как таковой, которое им не было реализовано в связи со смертью, учитывая общую продолжительность военной службы, которая на момент смерти составляла более 10 лет, с учетом распределения полномочий, делегированных Министерством Обороны РФ, суд считает, что 6 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ обязано поставить Лошкареву Е.М., не обеспеченную жилым помещением и до настоящего времени проживающую в служебном жилом помещении, предоставленном в связи с прохождением ее супругом <данные изъяты>. военной службы, на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением с составом семьи 2 человека с учетом права умершего на получение жилья на день его смерти, со дня обращения истца к ответчику о признании нуждающейся в обеспечении жильем, а ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ, в свою очередь, предоставить истцу жилищную субсидию.
Поскольку жилищная субсидия является одной из форм обеспечения нуждающихся жилым помещением, с учетом того, что способ защиты права определяется лицом, чье право нарушено, при наличии оснований, суд полагает возможным признать за истцом право на ее обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лошкаревой Е. М. к 6 отделу <адрес> ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии удовлетворить.
Признать за Лошкаревой Е. М. право на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
Обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в лице 6 отдела <адрес> ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ поставить Лошкареву Е. М. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии на состав семьи 2 (два) человека с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: подпись Н.А. Кузубова
Судья: копия верна Н.А. Кузубова
Секретарь: Е.В. Ланцова
<данные изъяты>