Дело № 3а-258/19
25RS0000-01-2019-000352-43
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации28 ноября 2019 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пикалова О.Ю. к администрации Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Пикалов О.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что с 10 июня 2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. До 1 января 2017 года кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления администрации Приморского края от 30 декабря 2010 года № 437-па была определена в размере 158606481 рубль, в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет 66106000 рублей.
В целях перерасчета размера налога за 2016 год он обратился в налоговую инспекцию, которая на его заявление ответила отказом, поскольку кадастровая стоимость в размере 66106000 рублей в период 2016 года не применялась.
Определение стоимости земельного участка с учетом утвержденного администрацией Приморского края удельного показателя кадастровой стоимости нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, так как влечет необоснованное завышение налога.
Согласно отчету ООО «Индустрия-Р» об оценке земельного участка с кадастровым номером № его рыночная стоимость по состоянию на 12 мая 2015 года составила 65486000 рублей.
С учетом уточнений просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 мая 2015 года в размере 68486000 рублей на период с 12 мая 2015 года по 1 января 2017 года.
До рассмотрения дела по существу суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию города Владивостока, в качестве административного соответчика - администрацию Приморского края.
В судебное заседание представители административных ответчиков: администрации Приморского края, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованных лиц - ИФНС России по Первомайскому району города Владивостока, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, суду причины неявки не известны. Представитель ИФНС России по Первомайскому району города Владивостока просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
На основании части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный истец Пикалов О.Ю. и его представители Лоза А.В. и Волик А.С. на удовлетворении административного искового заявления настаивали, пояснили суду, что согласно имеющемуся в материалах дела отчету об оценке земельного участка с кадастровым номером № его рыночная стоимость по состоянию на 12 мая 2015 года составила 65486000 рублей. Установление рыночной стоимости участка необходимо для того, чтобы произвести пересчет земельного налога, уплаченного за данный период.
Представитель заинтересованного лица – администрации города Владивостока Птушко П.А. просил административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с положениями статьи 24.18 данного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абзац 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности, пункт 8 ФСО № 4).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными истцами по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной могут быть юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, Пикалов О.Ю. с 10 июня 2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:<адрес>.
Таким образом, в силу вышеизложенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, истец, являясь плательщиком налогов, размер которых зависит от кадастровой стоимости земельного участка, вправе оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данного недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2010 года администрацией Приморского края издано постановление № 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края». Указанным постановлением утверждены в форме таблицы средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края.
Согласно выписке филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 10 июля 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого в настоящее время является административный истец, по состоянию на 12 мая 2015 года составляет 158606481, 51 рублей.
9 марта 2016 года в акте определения кадастровой стоимости № 2500/101/16-2657/1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 97680014,91 рублей.
12 апреля 2019 года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принято решение № 6/1-7 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 66106000 рублей.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 12 мая 2015 года в размере 65486000 рублей представлен отчет ООО «Индустрия-Р» № 1174-2019 (26113).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд находит его достоверным, оснований не доверять выводам оценщика не имеется, поскольку указанное заключение выполнено оценщиком Дымченко С.Н., имеющим необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в заключениях сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также в заключении оценщиком объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, оценщиком приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня. 2015 года № 28 разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельного участка выполнена, а административными ответчиками не доказано, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости земельного участка, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 12 мая 2015 года в размере 65486000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортного налога) и пунктах 1 и 2 статьи 15 (земельного налога и налога на имущество физических лиц) настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу части 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, в законе предусмотрено дополнительное ограничение: вернуть или зачесть налоги можно только за последние три года с момента обращения лица с заявлением о его перерасчете.
При указанных обстоятельствах установить кадастровую стоимость земельного участка на период, начиная с 12 мая 2015 года, не представляется возможным, поскольку архивная кадастровая стоимость может быть пересмотрена только в случае, если сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, в данном случае на период, начиная с 1 января 2016 года.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что устанавливаемая кадастровая стоимость в размере 65486000 рублей по состоянию на 12 мая 2015 года является архивной и подлежит применению на период с 1 января 2016 года по 1 января 2017 года, по дату внесения новой кадастровой стоимости, то есть на период, перерасчет налога за который возможен и административный истец вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога.
Доводы, содержащиеся в письменных возражениях административного ответчика – администрации Приморского края и заинтересованного лица – администрации города Владивостока, на административное исковое заявление о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, которое в настоящее время действуют и никем не обжаловано, оснований к отказу в удовлетворении административного иска не содержат, поскольку законом предоставлено право физическим и юридическим лицам оспорить установленную кадастровую стоимость. Кроме того, указанное в отзыве постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п основанием для установления оспариваемых результатов кадастровой стоимости земельного участка не являлось.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи Пикаловым О.Ю. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать 1 августа 2019 года, то есть дату обращения административного истца в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Пикалова О.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 13 393 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты делового и финансового назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – объект незавершенного строительства, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 65486 000 рублей по состоянию на 12 мая 2015 года, на период с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года.
Датой подачи Пикаловым О.Ю. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 1 августа 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко