Дело № 2-1415/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Павловой Е.В.
при секретаре судебного заседания Мусаковой Ю.С.,
с участием представителя ответчика казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Ивановой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитина А.Х. к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании отказа в назначении денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию,
у с т а н о в и л:
Истец Никитин А.Х. обратился суд с административным исковым заявлением к казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании отказа в назначении денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию, указав, что он принимал участие в <данные изъяты> на территории <данные изъяты>, является СТАТУС . В настоящее время он со своей семьей: СТАТУС ФИО1, СТАТУС ФИО2, ФИО3 проживает в индивидуальном жилом доме № по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел социальной защиты населения в <данные изъяты> районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением отдела социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ в назначении соответствующей выплаты ему было отказано ввиду того, что он проживает в индивидуальном жилом дому. С данным решением он не согласен, считает его незаконным, т.к. независимо от того, что он проживает в индивидуальном жилом доме он несет все расходы по содержанию и ремонту и оплате коммунальных услуг, как собственник своего личного жилого дома и имеет право на получение мер социальной поддержки.
Истец Никитин А.Х. просит признать решение казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об отказе в назначении ему, как СТАТУС , ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг незаконным и отменить его; обязать казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить ему, как СТАТУС и членами его семьи ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Чувашской республики со дня обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Никитин А.Х. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Иванова О.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемый истцом отказ в предоставлении субсидии является обоснованным и правомерным.
Представитель 3-его лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены о месте и времени его проведения.
Выслушав объяснение представителя ответчика казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Ивановой О.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, истец Никитин А.Х. принимал участие в боевых действиях на территории <данные изъяты>. Согласно свидетельству серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Никитин А.Х. за успешное выполнение заданий Правительства СССР имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров ССС от ДД.ММ.ГГГГ. Истец является СТАТУС , что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Следовательно, истец имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ истец Никитин А.Х. является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>
Из выписки из похозяйственной книги, представленной администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района Чувашской Республики следует, что истец Никитин А.Х. зарегистрирован и проживает по <адрес> Совместно с истцом в данном жилом доме зарегистрированы и проживают: ФИО1 – СТАТУС , ФИО2 – СТАТУС , ФИО3 – СТАТУС .
ДД.ММ.ГГГГ истец Никитин А.Х. обратился в отдел социальной защиты населения <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из сообщения Отдела социальной защиты населения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Никитину А.Х. отказано в удовлетворении его заявления, в связи с тем, что он проживает в собственном жилом доме, а собственники жилых домом не платят за пользование занимаемыми жилыми помещениями, т.к. жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности и он сам определяет характер его использования и установленная для СТАТУС действий <данные изъяты>-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставлена ему быть не может.
В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (в редакции Закона Чувашской Республики от 5 декабря 2015 года № 68) названные меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанной исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона (статья 2).
Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2016 года № 72 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом Чувашской Республики «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещении и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Так, в соответствии с пунктом 1.5 Порядка ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащая выплате федеральному льготнику, рассчитывается казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Центр предоставления мер социальной поддержки) на основании сведений, представляемых лицами, осуществляющими начисление гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) об информационном взаимодействии, исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка.
Федеральные льготники, право на ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, у которых возникает после 1 февраля 2016 года, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в отделы Центра предоставления мер социальной поддержки по месту жительства (пребывания) заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку. При этом предъявляется документ, удостоверяющий личность (пункт 1.7 Порядка).
Федеральный льготник вправе представить копии документа, дающего право на меру социальной поддержки, правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту жительства либо по месту пребывания, документ о совместно проживающих с ним в жилом помещении гражданах, а также документы о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если федеральный льготник не представил указанные документы по собственной инициативе, отдел Центра предоставления мер социальной поддержки для их получения направляет межведомственный запрос в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг, либо истребует их в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) об информационном взаимодействии (пункт 1.7 Порядка).
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анализ вышеизложенных положений Федерального закона «О ветеранах», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном единстве с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения, а также с вышеизложенными нормами постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2016 года № 72, позволяет сделать вывод о том, что ветеранам боевых действий ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывается казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» на основании сведений, представляемых лицами, осуществляющими начисление гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) об информационном взаимодействии, исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги.
Следовательно, Никитин А.Х., как СТАТУС , проживающий в индивидуальном жилом доме, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на оплату за содержание жилого дома, которая должна быть рассчитана исходя из фактически понесенных им расходов на указанные цели.
Поскольку Никитиным А.Х. при обращении в отдел социальной защиты населения <данные изъяты> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не были представлены доказательства несения расходов по оплате затрат за содержание жилого дома, расположенного по <адрес>, то выплата установленной законом компенсации осуществлена быть не могла.
Основание по которым ответчиком было отказано истцу в предоставлении денежной компенсации, а именно в связи с тем, что СТАТУС , проживающим в индивидуальном жилом доме, указанная мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по содержанию индивидуального жилого дома не предоставляется является неверным.
Однако, сам вывод ответчика о невозможности предоставления денежной компенсации является правильным, в связи с чем, суд полагает, что оснований для удовлетворения предъявленных исковых требований о признании решения казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об отказе в назначении Никитину А.Х., как СТАТУС , ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг незаконным и его отмене; обязании казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить Никитину А.Х., как СТАТУС и членами его семьи ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Чувашской республики со дня обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований, суд обращает внимание истца на то, что при документальном подтверждении фактически понесенных расходов по содержанию индивидуального жилого дома истцу и совместно проживающим с ним членам его семьи такая мера социальной поддержки может быть предоставлена.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Никитину А.Х. в удовлетворении предъявленных исковых требований о признании решения казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики об отказе в назначении ему, как СТАТУС действий, ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг незаконным и его отмене; обязании казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики назначить ему, как СТАТУС и членами его семьи ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Чувашской республики со дня обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Павлова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.