Решение по делу № 2-365/2022 от 01.04.2022

УИД 55RS0033-01-2022-000465-41

Дело № 2-365/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе судьи Гартунг Н.И.,

при подготовке, организации судебного процесса и ведения протокола помощником судьи Обходской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиенко В.В. к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек, в обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области трудовой договор и принят на должность сторожа. ДД.ММ.ГГГГ его уведомили, что на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показателям» ему необходимо пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предупредили, что при отказе от вакцинации и отсутствия противопоказаний будет отстранен от выполняемых работ на основании ст. 76 ТК РФ на период действия Постановления. ДД.ММ.ГГГГ ему представлен для подписи приказ об отстранении от работы, в связи с отказом от профилактической вакцинации. В соответствии с Трудовым договором, трудовые функции в осуществляет в ночное время, контактов не имеет. Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перенес короновирусную инфекцию и с ДД.ММ.ГГГГ был допущен к работе, имеет медицинский отвод от вакцинации до мая 2022 года. Считает, что такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. Вместе с тем среди прочего статья 76 ТК РФ предписывает отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Просит признать отстранение от работы незаконным, взыскать в пользу истца неполученный заработок за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10689,75 рублей, взыскать пособие по временной не трудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда 30000 рублей, восстановить трудовые права, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы на оплату услуг юриста 24 500 рублей.

Истец Сергиенко В.В. в судебном заседании указал, что работает сторожем в МДОУ «Сосновский детский сад» и 0,5 ставки рабочим в детском саду, его часто вызывают на работу днем для устранения аварий, ремонта мебели, сантехники, а также для работ по благоустройству территории. Он старается работу выполнять в вечернее время, но иногда приходится работать и днем. Заявленные требования поддержал, просил взыскать в его пользу 20000 рублей не выплаченной заработной платы.

Представитель истца Игнатчик Д.С. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, указал, что работа сторожа не предусматривает контакт с воспитателями и детьми, основную работу он осуществляет в ночное время, в связи с чем отстранение от работы было незаконно. Кроме того его после окончания больничного листа он был допущен на работу, в связи с чем больничный лист подлежит оплате.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области по доверенности Ермакович В.Е., возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, на законность отстранения истца от работы в связи с его отказом от вакцинации. Пояснил, что работа истца осуществляется, в том числе и в дневное время, не посредственно в помещении детского сад и в группах.

Допрошенная в судебном заседании заведующая детским садом Онищенко Л.Г., указала, что истец Сергиенко В.В. практически ежедневно привлекается к работе в помещении детского сада, ремонтирует мебель, игрушки, меняет лампочки, имеет доступ в группы где находятся дети и работники детского сада. Кроме того в ночное время также в его обязанности входит осуществление обхода всех помещений в детском саду. Данная работа не может быть исполнена дистанционно и требует непосредственного присутствия работника на рабочем месте.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такие права закреплены в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно­эпидемиологическому благополучию.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между работодателем Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области и работником Сергиенко В.В. был заключен трудовой договор , в соответствии с которым истец был принят на должность сторожа (1 ставка) и по совместительству рабочим по обслуживанию зданий (0,5 ставки) в МДОУ «Сосновский детский сад» на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о приеме Сергиенко В.В. на работу в вышеуказанной должности.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан приказ во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан приказ «Об организации проведения профилактических прививок сотрудников Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с данным приказом был ознакомлен истец под роспись.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес работодателя от Сергиенко В.В. поступил письменный отказ от вакцинации.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Сергиенко В.В. отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, без медицинских противопоказаний для ее проведения, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента её прохождения.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. от подписи в приказе отказался.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 04.07.2021 № 65 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Омской области определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая работников образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, поручалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников; усилить информационно разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области является деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительные виды деятельности деятельность по дополнительному профессиональному образованию.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сосновский детский сад» Таврического муниципального района Омской области является образовательная деятельность.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между Бюджетным муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Сосновский детский сад» Таврического муниципального района Омской области, стороны договорились об оптимизации управления обслуживающим персоналом, который работает вне места нахождения учреждения.

Согласно должностной инструкции рабочего по обслуживанию зданий, основными функциями является поддержание надлежащего состояния здания и территории образовательного учреждения, согласно требованию САНпин. Поддержание в рабочем состоянии систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, вентиляции и другого оборудования, обеспечивающего нормальную работу учреждения. Проведение текущих работ разного профиля. С данной инструкцией Сергиенко В.В. ознакомлен лично.

Постановление № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от 04.07.2021 года соотносится с его полномочиями, определенными в п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года. Режим повышенной готовности на территории Омской области введен с 17 марта 2020 года в целях предупреждения завода и распространения новой коронавирусной инфекции Распоряжением Губернатора Омской области № 19-р от 17.03.2020.

Для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Омской области о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан ДД.ММ.ГГГГ приказ «Об организации проведения профилактических прививок». Пункт 2 приказа предусматривал, что необходимо ежедневно предоставлять список о количестве сотрудников, поставивших прививки. Кроме того издан о прохождении вакцинации от ДД.ММ.ГГГГ, приказ доведен до сведения Сергиенко В.В..

В приказе № 24 от 13.08.2021 года Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области разъяснено о необходимости проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо о медицинском заключении о противопоказаниях к вакцинации, о наличии оснований в соответствии ст.76 Трудового кодекса РФ для отстранения от работы.

Данный приказ разъяснял работнику действующее законодательство. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.

Муниципальное учреждение «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ устанавливалась ее обязательность для всех работников. Поручение работодателю организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID- 19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.

Достижение в Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области 99 % работников с профилактическими прививками от COVID- 19 не освобождало от обязательной вакцинации трудового коллектива.

Ознакомившись с приказом, Сергиенко В.В. ДД.ММ.ГГГГ сообщил Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В судебном заседании Сергиенко В.В. пояснил, что решение об отказе от вакцинации было принято им по личным причинам, документов подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации у него нет.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825. Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года№ 1307н.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и иных лиц и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку работник Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области Сергиенко В.В. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель ДД.ММ.ГГГГ издал оспариваемый приказ об его отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения.

Суд приходит к выводу, что приказ Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ является законным и отмене не подлежит.

Трудовая функция Сергиенко В.В. не может выполняться дистанционно, он осуществляет трудовую деятельность непосредственно в помещении детского сада, имеет контакт с воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.

В настоящее время в Омской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, постановление № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ действует. Следовательно, объективных оснований для допуска Сергиенко В.В. к работе не имеется. Отсутствуют и субъективные условия, поскольку истцом суду не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведения о получении прививки.

Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Сергиенко В.В. о признании незаконным его отстранения от работы приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и отмене приказа.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что у работодателя имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы, при этом данный период оплате не подлежал, что следует из положений ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Также, как следует из материалов дела, Сергиенко В.В. был выдан больничный лист, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые оплачен не был.

В период отстранения от работы заработная плата не начисляется, в связи с чем оснований для производства выплат за период нетрудоспособности не имеется.

Учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которым пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании пособия по временной нетрудоспособности.

К данному выводу также пришли специалисты Фонда социального страхования РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ л.

Также по заявлению истца Гострудинспекцией в Омской области была проведена проверка в деятельности Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области от 02.03.2022 года № 55/7-362-22-ОБ, в ходе которой отстранение истца от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) признано законным, нарушений в отказе оплаты листка временной нетрудоспособности не установлено.

Доводы истца о том, что после заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19), ему был выдан медицинский отвод от прививки до мая 2022 года в связи с чем он был допущен к работе не могут свидетельствовать о незаконности действий работодателя.

Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в силу положений ст. 237 ТК РФ оснований для компенсации морального вреда не имелось.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным отстранения от работы, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов.

руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сергиенко В.В. к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента изготовления полного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022 года.

Судья: Н.И. Гартунг

УИД 55RS0033-01-2022-000465-41

Дело № 2-365/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года р.п. Таврическое

Таврический районный суд Омской области в составе судьи Гартунг Н.И.,

при подготовке, организации судебного процесса и ведения протокола помощником судьи Обходской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергиенко В.В. к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

Сергиенко В.В. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек, в обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области трудовой договор и принят на должность сторожа. ДД.ММ.ГГГГ его уведомили, что на основании Постановления главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показателям» ему необходимо пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Предупредили, что при отказе от вакцинации и отсутствия противопоказаний будет отстранен от выполняемых работ на основании ст. 76 ТК РФ на период действия Постановления. ДД.ММ.ГГГГ ему представлен для подписи приказ об отстранении от работы, в связи с отказом от профилактической вакцинации. В соответствии с Трудовым договором, трудовые функции в осуществляет в ночное время, контактов не имеет. Кроме того в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перенес короновирусную инфекцию и с ДД.ММ.ГГГГ был допущен к работе, имеет медицинский отвод от вакцинации до мая 2022 года. Считает, что такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. Вместе с тем среди прочего статья 76 ТК РФ предписывает отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Просит признать отстранение от работы незаконным, взыскать в пользу истца неполученный заработок за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10689,75 рублей, взыскать пособие по временной не трудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда 30000 рублей, восстановить трудовые права, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы на оплату услуг юриста 24 500 рублей.

Истец Сергиенко В.В. в судебном заседании указал, что работает сторожем в МДОУ «Сосновский детский сад» и 0,5 ставки рабочим в детском саду, его часто вызывают на работу днем для устранения аварий, ремонта мебели, сантехники, а также для работ по благоустройству территории. Он старается работу выполнять в вечернее время, но иногда приходится работать и днем. Заявленные требования поддержал, просил взыскать в его пользу 20000 рублей не выплаченной заработной платы.

Представитель истца Игнатчик Д.С. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, указал, что работа сторожа не предусматривает контакт с воспитателями и детьми, основную работу он осуществляет в ночное время, в связи с чем отстранение от работы было незаконно. Кроме того его после окончания больничного листа он был допущен на работу, в связи с чем больничный лист подлежит оплате.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области по доверенности Ермакович В.Е., возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, на законность отстранения истца от работы в связи с его отказом от вакцинации. Пояснил, что работа истца осуществляется, в том числе и в дневное время, не посредственно в помещении детского сад и в группах.

Допрошенная в судебном заседании заведующая детским садом Онищенко Л.Г., указала, что истец Сергиенко В.В. практически ежедневно привлекается к работе в помещении детского сада, ремонтирует мебель, игрушки, меняет лампочки, имеет доступ в группы где находятся дети и работники детского сада. Кроме того в ночное время также в его обязанности входит осуществление обхода всех помещений в детском саду. Данная работа не может быть исполнена дистанционно и требует непосредственного присутствия работника на рабочем месте.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такие права закреплены в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно­эпидемиологическому благополучию.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между работодателем Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области и работником Сергиенко В.В. был заключен трудовой договор , в соответствии с которым истец был принят на должность сторожа (1 ставка) и по совместительству рабочим по обслуживанию зданий (0,5 ставки) в МДОУ «Сосновский детский сад» на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о приеме Сергиенко В.В. на работу в вышеуказанной должности.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан приказ во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан приказ «Об организации проведения профилактических прививок сотрудников Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с данным приказом был ознакомлен истец под роспись.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес работодателя от Сергиенко В.В. поступил письменный отказ от вакцинации.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Сергиенко В.В. отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, без медицинских противопоказаний для ее проведения, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента её прохождения.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. от подписи в приказе отказался.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 04.07.2021 № 65 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Омской области определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая работников образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания. Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, поручалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников; усилить информационно разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области является деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительные виды деятельности деятельность по дополнительному профессиональному образованию.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сосновский детский сад» Таврического муниципального района Омской области является образовательная деятельность.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между Бюджетным муниципальным учреждением «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Сосновский детский сад» Таврического муниципального района Омской области, стороны договорились об оптимизации управления обслуживающим персоналом, который работает вне места нахождения учреждения.

Согласно должностной инструкции рабочего по обслуживанию зданий, основными функциями является поддержание надлежащего состояния здания и территории образовательного учреждения, согласно требованию САНпин. Поддержание в рабочем состоянии систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, вентиляции и другого оборудования, обеспечивающего нормальную работу учреждения. Проведение текущих работ разного профиля. С данной инструкцией Сергиенко В.В. ознакомлен лично.

Постановление № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от 04.07.2021 года соотносится с его полномочиями, определенными в п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года. Режим повышенной готовности на территории Омской области введен с 17 марта 2020 года в целях предупреждения завода и распространения новой коронавирусной инфекции Распоряжением Губернатора Омской области № 19-р от 17.03.2020.

Для реализации указания Главного государственного санитарного врача по Омской области о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области был издан ДД.ММ.ГГГГ приказ «Об организации проведения профилактических прививок». Пункт 2 приказа предусматривал, что необходимо ежедневно предоставлять список о количестве сотрудников, поставивших прививки. Кроме того издан о прохождении вакцинации от ДД.ММ.ГГГГ, приказ доведен до сведения Сергиенко В.В..

В приказе № 24 от 13.08.2021 года Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области разъяснено о необходимости проведения профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, необходимости предоставления работодателю сведений о вакцинации либо о медицинском заключении о противопоказаниях к вакцинации, о наличии оснований в соответствии ст.76 Трудового кодекса РФ для отстранения от работы.

Данный приказ разъяснял работнику действующее законодательство. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.

Муниципальное учреждение «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ устанавливалась ее обязательность для всех работников. Поручение работодателю организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников было дано с тем, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID- 19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.

Достижение в Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области 99 % работников с профилактическими прививками от COVID- 19 не освобождало от обязательной вакцинации трудового коллектива.

Ознакомившись с приказом, Сергиенко В.В. ДД.ММ.ГГГГ сообщил Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области об отказе от вакцинации, что является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В судебном заседании Сергиенко В.В. пояснил, что решение об отказе от вакцинации было принято им по личным причинам, документов подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации у него нет.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года № 825. Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года№ 1307н.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и иных лиц и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку работник Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области Сергиенко В.В. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель ДД.ММ.ГГГГ издал оспариваемый приказ об его отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения.

Суд приходит к выводу, что приказ Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ является законным и отмене не подлежит.

Трудовая функция Сергиенко В.В. не может выполняться дистанционно, он осуществляет трудовую деятельность непосредственно в помещении детского сада, имеет контакт с воспитателями, детьми и обслуживающим персоналом, поэтому работник не может быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.

В настоящее время в Омской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, постановление № 65 Главного государственного санитарного врача по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ действует. Следовательно, объективных оснований для допуска Сергиенко В.В. к работе не имеется. Отсутствуют и субъективные условия, поскольку истцом суду не представлено медицинское заключение о противопоказаниях к профилактической прививке или сведения о получении прививки.

Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Сергиенко В.В. о признании незаконным его отстранения от работы приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и отмене приказа.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что у работодателя имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы, при этом данный период оплате не подлежал, что следует из положений ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Также, как следует из материалов дела, Сергиенко В.В. был выдан больничный лист, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые оплачен не был.

В период отстранения от работы заработная плата не начисляется, в связи с чем оснований для производства выплат за период нетрудоспособности не имеется.

Учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которым пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании пособия по временной нетрудоспособности.

К данному выводу также пришли специалисты Фонда социального страхования РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ л.

Также по заявлению истца Гострудинспекцией в Омской области была проведена проверка в деятельности Муниципального учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области от 02.03.2022 года № 55/7-362-22-ОБ, в ходе которой отстранение истца от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) признано законным, нарушений в отказе оплаты листка временной нетрудоспособности не установлено.

Доводы истца о том, что после заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19), ему был выдан медицинский отвод от прививки до мая 2022 года в связи с чем он был допущен к работе не могут свидетельствовать о незаконности действий работодателя.

Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в силу положений ст. 237 ТК РФ оснований для компенсации морального вреда не имелось.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении его требований о признании незаконным отстранения от работы, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов.

руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сергиенко В.В. к Муниципальному учреждению «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Таврического муниципального района Омской области о признании отстранения от работы недействительным, взыскании заработной платы, пособия по временной нетрудоспособности, возмещении морального вреда и судебных издержек, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд путем принесения в канцелярию Таврического районного суда Омской области в месячный срок с момента изготовления полного текста решения.

Мотивированное решение изготовлено 31.05.2022 года.

Судья: Н.И. Гартунг

2-365/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сергиенко Вячеслав Владимирович
Ответчики
Муниципальное учреждение "Центр обеспечения учреждений в сфере образования" Таврического муниципального района Омской области
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области
Игнатчик Дмитрий Сергеевич
Ермакович Валерий Евгеньевич
Ахметвалиев Руслан Рамазанович
Суд
Таврический районный суд Омской области
Судья
Гартунг Наталья Ивановна
Дело на странице суда
tavrichcourt.oms.sudrf.ru
01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2022Предварительное судебное заседание
26.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее