Гражданское дело № 2-387/2018
Решение в окончательной форме
изготовлено 29 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи О.В. Качусовой,
при секретаре Т.Е. Митяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Быковой Надежды Ивановны, Комаровой Надежды Семеновны, Катышева Ивана Ивановича, Зениной Людмилы Павловны к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома. В обосновании своих требований указали, что истцы являются собственниками квартир в жилом многоквартирном <адрес>.
В силу ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. За бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Норма статьи 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).
Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.
Согласно приложениям №2 и №3 Ведомственных строительных норм (ВСН) 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта жилых зданий с каменными стенами, со стенами из кирпича и железобетонными перекрытиями составляет 15-20 лет, продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем здания составляет 10-40 лет. Таким образом, продолжительность эксплуатации жилого дома без проведения капитального ремонта превышает сроки, предусмотренные указанными приложениями № 2 и № 3.
В соответствии со ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из вышеизложенного следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения данного дела, является то, нуждался ли дом в проведении капитального ремонта на начало приватизации квартир, и исполнил ли наймодатель свои обязательства по проведению такого ремонта.
Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
С момента ввода вышеуказанного дома в 1965 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, до настоящего времени дом в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда не включен, в связи с чем, ранее возникшее у его жителей дома право требования проведения капитального ремонта сохранено, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на ответчике.
На основании изложенного истцы просили суд обязать ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ исполнить обязательство и произвести работы по капитальному ремонту жилого многоквартирного <адрес> за счет собственных средств в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчиков привлечены также Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Катышев И.И., представитель истцов Быковой Н.И., Комаровой Н,С., Катышева И.И., Зениной Л.П. - Алифанов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, адресуя их ко всем ответчикам, привлеченным к участию в деле, просили иск удовлетворить в полном объеме, ссылась на экспертное заключение. Алифанов Д.В. также пояснил, что все истцы проживают в разных подъездах указанного жилого дома, являются собственниками приватизированных квартир, поэтому исковые требования заявлены о возложении обязанности по проведению капитального ремонта всего жилого дома.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился.
Соглано представленным письменным возражениям ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее по тексту ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ), ответчик не согласен с требованиями истцов, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, целями деятельности Учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Здание спорного многоквартирного дома находилось на балансе на праве оперативного управления Алейской КЭЧ, собственником которого является Российская Федерация.
В соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977г. № 75, квартирноэксплуатационная служба ведала обеспечением проектно-сметной документацией, приемкой выполненных работ, расчетами за выполненные работы и выполнением других обязанностей заказчика по капитальному строительству и капитальному ремонту.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2011г. № 685 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, Алейской КЭЧ.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации следует, что от Алейской КЭЧ передано ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживают истцы.
Распоряжением Правительства от 29.03.2012 г. № 422-р тип Федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Из п. 1 устава ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, следует, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о передаче функций в части организации деятельности по проведению капитального ремонта к новому юридическому лицу - ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
Из положений устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации указанное обстоятельство также не следует.
В материалы дела не представлено доказательств того, что состояние жилого дома на момент приватизации квартир являлось неудовлетворительным, истцами не доказан факт того, что дом, на момент приватизации первой квартиры нуждался в капитальном ремонте.
В исковом заявлении истцы просят обязать провести работы в отношении всего многоквартирного дома, однако доказательств, подтверждающих полномочия действовать от имени всех собственников многоквартирного дома, не предоставлено. Полагают, что и в рассматриваемом деле полномочия истцов требовать проведения капитального ремонта всего многоквартирного дома, не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
Периодичность выполнения работ по капитальному ремонту для каждого дома должна устанавливаться индивидуально, исходя из того, какие коммуникации и инженерные сооружения должны подвергаться ремонту или реконструкции. Об этом говорит и Пункт 1.7. Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной Постановлением Госстроя №79 от 17 декабря 1999 года и вступившей в силу с 1 января 2000 года.
Согласно приложению № 1 к приказу начальника федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 21.02.2018г. № 35 «О подготовке жилищного, казарменно-жилищного фондов, коммунальных объектов к зимнему периоду эксплуатации 2018-2019гг., формировании Плана по текущему ремонту и Заявочного плана по капитальному ремонту на 2019г.» (далее - Приказ), разработка первичной документации для включения в титульный список объектов, требующих проведения текущего ремонта и капитального ремонта в 2019г., возложена на структурные подразделения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Также в соответствии с Регламентом «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта собственными силами зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России», утвержденным приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 16.11.2017г. № 189 (далее - Регламент), определены виды работ, проводимых в рамках допустимых возможностей собственными силами в целях восстановления работоспособности (устранения неисправности), а также поддержания эксплуатационных показателей объектов.
Учреждение ни районным, ни окружным представителем государственного заказчика, ни потребителем, ни (тем более) исполнителем либо региональным представителем исполнителя не является, в структуру Департамента строительства Минобороны России не входит.
Все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России, определяются централизовано, путем заключения соответствующих государственных контрактов.
Обязательства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также обязательства по финансированию данных видов работ возложены на Департамент строительства Минобороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку не уполномочено выступать в роли государственного заказчика, представителя государственного заказчика, тем более производить работы по текущему и капитальному ремонту объектов недвижимости.
В дополнение к возражениям на исковое заявление Учреждение указало, что одной из задач, возложенных на Департамент строительства МО РФ, является организация деятельности по строительству и капитальному ремонту объектов. Государственные контракты на проведение капитального ремонта, реконструкции и строительство зданий и сооружений заключаются Департаментом строительства МО РФ. Государственным заказчиком по заключению Государственных контрактов Минобороны России на проведение капитального ремонта зданий и сооружений является Департамент строительства Минобороны России. В свою очередь Департамент строительства Минобороны России является структурным подразделением и находится в непосредственном подчинении МО РФ.
Представитель ответчика – Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился, возражений на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика – Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился, возражений на исковое заявление не представил.
Согласно представленного сообщения №159/7/11023 от 27 июня 2018 года заместителя руководителя Департамента строительства МО РФ, согласно действующему Положению о Департаменте исполнение функций собственника в рамках наделенных полномочий не предусмотрено. Согласно директивы Министра обороны РФ от 28.12.2017г. №Д-53дсп функции по оплате взносов на капитальный ремонт возложены на Департамент имущественных отношений Минобороны России. Учитывая изложенное, представительство сотрудников Департамента в заседании по указанному делу полагают не целесообразным.
Представители третьих лиц – ООО «ГУЖФ», ЖЭУ «Барнаульское» ОП «Центральное» ООО «ГУЖФ» в судебное заседание не явились, представитель третьих лиц С.И. Комаров в отзыве на исковое заявление указал, что требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку указанный жилой дом введен в эксплуатацию в 1978 году, 59 квартир из 70 находятся в собственности Министерства обороны РФ. Все общедомовое имущество крайне изношено, полномасштабный, капитальный ремонт в доме никогда не проводился. Дальнейшее промедление может причинить вред здоровью и жизни жителей дома, их имуществу. Полагает, что надлежащим ответчиком по иску является Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.. Именно названный департамент обязан и имеет реальную возможность организовать проведение капитального ремонта дома. Предъявление исковых требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не способствовует достижению поставленной истцами цели.
Просят провести судебное заседание без участия их представителя.
С учетом мнения истца Катышева И.И., представителя истцов Алифанова Д.В., суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав истца Катышева И.И., представителя истцов Алифанова Д.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, истец Быкова Н.И. является собственником <адрес>, общей площадью 50 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 25 апреля 2013 года.
Истец Комарова Н.С. является собственником <адрес>, общей площадью 29,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 25 ноября 2013 года.
Истец Катышев И.И. является собственником <адрес>, общей площадью 60,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 21 ноября 2013 года.
Истец Зенина Л.П. является собственником <адрес>, общей площадью 39,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 26 марта 2015 года.
Таким образом, из материалов дела следует, что первым из истцов право собственности на квартиру в порядке приватизации по решению суда было приобретено Быковой Н.И. – 25 апреля 2013 года.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации №3259 от 30.12.2016г. «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России», закреплено право оперативного управления ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России» на объекты недвижимого имущества - жилые дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно перечня недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, право оперативного управления закреплено не на дом в целом, а на жилые помещения (56 квартир), которые составляют долю принадлежащих на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны в размере 77,7%, а 22,3% - иным собственникам (в том числе истцам).
Также в судебном заседании установлено, что помещение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> находится в управлении управляющей организацией ООО «ГУЖФ».
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В соответствии с Приложением 2 к ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации в отношении полносборных, крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилых домов, а также зданий с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) до постановки на капитальный ремонт установлена 15-20 лет.
Согласно Приложению 3 к ВСН 58-88 (р) срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации для стеновых блоков составляет 50 лет, для кровли из рулонных материалов - 10 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения и газовых черных труб - 15 лет; для трубопроводов холодного водоснабжения из оцинкованных труб - 30 лет; для трубопроводов горячего водоснабжения из оцинкованных труб (газовых черных труб) при открытой схеме теплоснабжения - 30 лет; для трубопроводов канализации из чугунных труб - 40 лет; для трубопроводов центрального отопления из газовых черных труб при открытой схеме - 30 лет; для внутридомовых магистралей системы электроснабжения с распределительными щитками - 20 лет.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
В силу ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 16 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно представленного письменного ответа Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (Минстройтранс Алтайского края) от 13.04.2018г. №32-02/п/4880, адресованного ООО «ГУЖФ» ОП «Центральное» жилищно-эксплуатационное управление «Барнаульское» по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с частью 6 статьи 189 ЖК РФ, сообщает следующее.
В Алтайском крае во исполнение требований ЖК РФ принято постановление Правительства Алтайского края от 06.12.2017 № 436 «Об утверждении порядка принятия решения по вопросам, предусмотренным частью 5 статьи 189 ЖК РФ, в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера». Чрезвычайная ситуация подтверждается решением о введении режима чрезвычайной ситуации, принятым в установленном законодательством порядке
Кроме того, многоквартирный дом должен быть включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы (далее - «краевая программа») в установленном порядке. Собственник помещений должен принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, так как средства на ликвидацию чрезвычайной ситуации направляются из денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора.
При этом необходимо учитывать требования законодательства по финансовой устойчивости региональной системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а именно капитальный ремонт проводится исходя из объема средств фонда капитального ремонта муниципального образования и объема средств, собранных собственниками помещений в одном многоквартирном доме, за счет взносов на капитальный ремонт за время действия краевой программы. Согласно действующему законодательству средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых так же формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного городского округа или одного муниципального района.
На основании изложенного проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, все помещения в которых принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 189 ЖК РФ, не представляется возможным.
Согласно дефектного акта №18 утвержденного начальником ЖЭУ «Барнаульское» ООО «ГУЖФ» 25.04.2018г., комиссией в результате обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 3707,0 кв.м., установлено, что требуется проведение ремонтных работ по замене запорно-регулирующей арматуры и замене трубопроводов холодного, горячего водоснабжения, отопления, водоотведения.
Также согласно акта весеннего осмотра здания утвержденного начальником ЖЭУ «Барнаульское» ООО «ГУЖФ» 25.04.208г., комиссией по результатам осмотра жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 3707,0 кв.м., установлено, что требуется проведение работ по капитальному ремонту и текущему ремонту общедомовых инженерных систем, фасада, отмостки, подъездов, кровли.
Необходимость и объем капитального ремонта спорного жилого помещения не может подтверждаться только истечением срока эксплуатации здания, а должна подтверждаться и техническим заключением специализированной организации.
В целях подтверждения необходимости производства капитального ремонта, определения вида работ, а также лица, обязанного провести работы по капитальному ремонту, в соответствии со ст.79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы: требует ли многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, проведения капитального ремонта, если требует – определить вид, перечень работ по капитальному ремонту и их стоимость? Находится ли многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в аварийном состоянии? Нуждался ли многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в капитальном ремонте на дату первой приватизации квартиры в указанном доме – по состоянию на 25.04 2013г<данные изъяты>
Согласно экспертного заключения № от 28 сентября 2018 года, составленного экспертами ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» установлено, что: состояние кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения исследуемого многоквартирного жилого дома на 25.04.2013 года требовали проведение капитального ремонта.
Не требовало на указанную дату проведения капитального ремонта состояние фундаментов многоквартирного дома, состояние стен и перекрытий, полов, лестниц, балконов, козырьков, системы канализации.
Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что для устранения дефектов и повреждений кровли и инженерного оборудования, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо выполнить следующие виды работ по капитальному ремонту:
По ремонту крыши (выпуски вентиляционных шахт, фановых труб, парапеты, кровля,помещения для выхода на кровлю):
выполнить демонтаж плит покрытия оголовков вентиляционных шахт (без дальнейшего использования);
выполнить ремонт кирпичной кладки оголовков вентиляционных шахт;
выполнить ремонт штукатурного слоя оголовков вентиляционных шахт и стен помещения для выхода на кровлю;
выполнить демонтаж покрытия парапетов из цементно-песчаного раствора;
выполнить оштукатуривание вертикальных поверхностей парапетов;
- выполнить устройство зонтов из оцинкованной стали над оголовками вентиляционных шахт;
выполнить полную замену кровельного покрытия (включая кровлю над помещением для выхода на кровлю) из рулонных материалов с устройством примыканий к вертикальным поверхностям стен, оголовков вентиляционных шахт и парапетов;
По ремонту системы отопления:
выполнить полную замену общедомовой системы отопления (трубопроводов, радиаторов и запорной арматуры);
выполнить замену оборудования элеваторного узла, расположенного в помещении подвала;
выполнить окраску трубопроводов из стальных труб в помещениях подвала и запорной арматуры (антикоррозионное покрытие);
выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала;
По ремонту системы холодного и горячего водоснабжения:
выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) систем холодного и горячего водоснабжения с заменой запорной арматуры;
выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала;
По ремонту системы электроснабжения:
выполнить восстановление системы освещения в помещениях подвала;
выполнить замену общедомовой части системы электроснабжения (магистрали в помещении подъезда №4 и в помещениях подвала, стояки в помещениях подъездов).
Выполнение строительно-монтажных работ в рамках перечисленных мероприятий должно производиться специализированной организацией, имеющей допуск к соответствующим видам работ, на основе проектной документации, также разработанной специальной организацией.
Анализом данных, полученных в ходе проведения экспертного осмотра, и данных, содержащихся в нормативно-технической документации, установлено, что несущие конструкции исследуемого многоквартирного жилого дома не имеют признаков силовых воздействий и воздействий окружающей среды, характерных для 5-ой категории технического состояния (Аварийное состояние) строительных конструкций и отраженных в таблицах №3, №4 и №6 раздела 6 «Рекомендаций по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам».
Исходя из вышеизложенного, эксперты пришли к выводу о том, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на дату проведения экспертного осмотра не находится в аварийном состоянии.
Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом, как в отдельности, так и в совокупности с другими доказательствами. При вынесении решения суд основывает свои выводы, в том числе и на данном заключении эксперта, в правильности которого не сомневается. Кроме того, сторонами не представлено доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения.
Таким образом, техническим заключением, выполненным ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подтверждается, что по состоянию на 25 апреля 2013 года, то есть на дату первой приватизации (истцом Быковой Н.И.) в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, требовался капитальный ремонт кровли, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения.
Как было отмечено выше, исходя из системного толкования ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что обязанность по производству капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. Обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
По смыслу указанных положений обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в определении от 01 марта 2012 г. N 389-О-О, определяя в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд РФ, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 г. N и от 14 июля 2011 г. N 886-О-О).
Таким образом, до возложения бремени содержания жилых помещений на граждан, приватизировавших квартиры, наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта таких жилых помещений.
Исходя из изложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу юридически значимыми обстоятельствами являются установление лица, являвшегося наймодателем жилых помещений; необходимость производства капитального ремонта на момент приватизации; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта.
В соответствии с Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 квартирно-эксплуатационная служба ведала обеспечением проектно-сметной документацией, приемкой выполненных работ, расчетами за выполненные работы и выполнением других обязанностей заказчика по капитальному строительству и капитальному ремонту.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» с 20.12.2010 ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, Алейской КЭЧ.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011 следует, что Алейской КЭЧ передано ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения, передано и здание жилого дома, в котором проживают истцы, по <адрес>
Тип федерального государственного учреждения «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 №-р.
Из п. 1 устава ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 25.05.2012, следует, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединившихся учреждений.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о передаче функций в части организации деятельности по проведению капитального ремонта к новому юридическому лицу – ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, за исключением 11 приватизированных квартир (по состоянию на 21.03.2017г.), является собственностью Министерства обороны Российской Федерации, на баланс муниципального образования не передавался.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник, действия по ремонту указанного жилого дома не производит и ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В настоящее время в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, жизни и здоровья собственников, проживающих в приватизированных квартирах, а также жизни и здоровья военнослужащих и членов их семей, проживающих в служебных квартирах, принадлежащих Министерству обороны РФ, необходимо произвести капитальный ремонт указанного жилого дома.
При этом суд учитывает, что ответчиками не оспорен факт нуждаемости здания в проведении капитального ремонта.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему дома, влечет существенное нарушение прав и свобод значительного числа граждан, проживающих в указанном доме.
Таким образом, поскольку наймодателем (собственником) жилых помещений, в настоящее время принадлежащих истцам, до момента приватизации указанных квартир, расположенных по адресу: <адрес>, как и собственником неприватизированных квартир, общедомового имущества в указанном жилом доме является Министерство обороны Российской Федерации, именно на указанного ответчика в соответствии с приведенными выше нормами права и условиями служебного найма должна быть возложена обязанность по проведению капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны РФ не выполняет свои обязательства по проведению капитального ремонта объекта военного городка Минобороны России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Возложение части функций по осуществлению правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, на свои органы, не освобождает Министерство обороны Российской Федерации от исполнения обязанностей наймодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком в рассматриваемом гражданском деле является Министерство обороны Российской Федерации. Оснований для удовлетворения исковых требований истцов к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не имеется.
Учитывая изложенные выше обстоятельства оснований для удовлетворения требований истцов о возложении обязанности по проведению капитального ремонта на ответчика Департамента строительства МО РФ у суда также не имеется, в связи с чем требования к указанном ответчику удовлетворению не подлежат.
Согласно части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем ремонтных работ, суд считает необходимым предоставить Министерству обороны РФ время для исполнения решения суда - не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку срок, указанный в просительной части искового заявления, - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не отвечает требованиям разумности и справедливости.
В силу положений п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, а также расходы на оплату услуг представителя.
Как усматривается из материалов гражданского дела, определением суда от 28 июня 2018 года по настоящему делу по ходатайству стороны истцов была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство судебной экспертизы поручено экспертам ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы». Оплата стоимости экспертизы была возложена на истцов. Согласно заявлению ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» о возмещении судебных расходов от 28 сентября 2018 года указано, что стоимость экспертизы составила 56400 рублей, истцами стоимость экспертизы не оплачена, экспертное учреждение просит взыскать расходы по проведению экспертизы в размере 56400 рублей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При разрешении по итогам рассмотрения дела вопроса о возмещении экспертному учреждению расходов на проведение экспертизы не имеет правового значения то обстоятельство, на кого возложены соответствующие расходы определением о назначении экспертизы, если обязанная сторона, в пользу которой состоялось решение, не произвела оплату проведения экспертизы. При этом суд должен исходить из того, в пользу какой стороны состоялось судебное решение.
Соответственно, с надлежащего ответчика - Министерства обороны РФ в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы № от 28 сентября 2018 года в размере 56400 рублей.
С учетом позиции истца Катышева И.И., представителя истцов Алифанова Д.В. в судебном заседании, суд не взыскивает с ответчика в пользу истцов понесенные ими расходы по оплате госпошлины при обращении в суд с исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Быковой Надежды Ивановны, Комаровой Надежды Семеновны, Катышева Ивана Ивановича, Зениной Людмилы Павловны удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу для устранения дефектов и повреждений кровли и инженерного оборудования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> выполнить следующие работы по капитальному ремонту указанного жилого дома:
По ремонту крыши (выпуски вентиляционных шахт, фановых труб, парапеты, кровля,помещения для выхода на кровлю):
выполнить демонтаж плит покрытия оголовков вентиляционных шахт (без дальнейшего использования);
выполнить ремонт кирпичной кладки оголовков вентиляционных шахт;
выполнить ремонт штукатурного слоя оголовков вентиляционных шахт и стен помещения для выхода на кровлю;
выполнить демонтаж покрытия парапетов из цементно-песчаного раствора;
выполнить оштукатуривание вертикальных поверхностей парапетов;
- выполнить устройство зонтов из оцинкованной стали над оголовками вентиляционных шахт;
выполнить полную замену кровельного покрытия (включая кровлю над помещением для выхода на кровлю) из рулонных материалов с устройством примыканий к вертикальным поверхностям стен, оголовков вентиляционных шахт и парапетов;
По ремонту системы отопления:
выполнить полную замену общедомовой системы отопления (трубопроводов, радиаторов и запорной арматуры);
выполнить замену оборудования элеваторного узла, расположенного в помещении подвала;
выполнить окраску трубопроводов из стальных труб в помещениях подвала и запорной арматуры (антикоррозионное покрытие);
выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала;
По ремонту системы холодного и горячего водоснабжения:
выполнить полную замену трубопроводов (стояков и магистралей) систем холодного и горячего водоснабжения с заменой запорной арматуры;
выполнить устройство теплоизоляции трубопроводов в помещениях подвала;
По ремонту системы электроснабжения:
выполнить восстановление системы освещения в помещениях подвала;
выполнить замену общедомовой части системы электроснабжения (магистрали в помещении подъезда № и в помещениях подвала, стояки в помещениях подъездов); -
выполнив работы, указанные в экспертном заключении Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» № от 28 сентября 2018 года.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 56 400 рублей.
В удовлетворении исковых требований Быковой Надежды Ивановны, Комаровой Надежды Семеновны, Катышева Ивана Ивановича, Зениной Людмилы Павловны к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома – отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Судья Алейского городского суда О.В. Качусова
Решение не вступило в законную силу.