Решение по делу № 2а-4471/2021 от 20.08.2021

Р Е Ш Е Н И Е

          Именем Российской Федерации

15 сентября 2021г.                                                                                  г.Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ РБ в составе судьи Денисовой Н.А. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного)производства административное дело по административному исковому заявлению Ефимовой Т.Н. к Комитету по образованию г.Улан-Удэ о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности,

У С Т А Н О В И Л:

            Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец Ефимовой Т.Н. просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования для льготной группы граждан; обеспечить ее ребенку С.., ДД.ММ.ГГГГ.р. местом в дошкольном образовательном учреждении.

Административный иск мотивирован тем, что ребенок истца ДД.ММ.ГГГГ. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования, при обращении истца к ответчику с вопросом устройства ребенка в детский сад был получен ответ о невозможности предоставления места со ссылкой на порядок учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения с предложением воспользоваться альтернативными формами – группами кратковременного пребывания, частными детскими садиками и прочим, что истец находит нарушающим конституционного права ребенка на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Истец со ссылкой на принятие ответчиком недостаточных мер по обеспечению ее ребенка С., ДД.ММ.ГГГГ.р., местом в дошкольном образовательном учреждении, просила возложить на ответчика такую обязанность в конкретных детсадах.

В судебное заседание административный истец Ефимова Т.Н. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика по доверенности Мужанова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила отзыв, в котором указала, что в результате принятых Администрацией г. Улан-Удэ и Комитетом комплекса мер (перечень которых приводится в возражении); само по себе наличие очереди на получение места в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца, так как, в приеме в ДОУ может быть отказано при отсутствии свободных мест в силу ФЗ «Об образовании в РФ»; согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ , дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу; конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода (в группах кратковременного пребывания); ответчик не допускал бездействия; возможность беспрепятственного обеспечения местами в ДОУ всех желающих зависит не только от действий Комитета, но и в силу независящих от Комитета обстоятельств ( демографической ситуации, количества и состояния, фактически имеющихся дошкольных образовательных учреждений); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должно нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Принимая во внимание, что стороны просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в упрощенном порядке.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьёй 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от29 декабря 2012 года N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о гарантиях права на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 названного Федерального Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 названного Федерального Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец Ефимова является матерью С., ДД.ММ.ГГГГ.р. Ребенок поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в очередь с ДД.ММ.ГГГГ

На момент рассмотрения дела позиция ребенка в очереди 121, позиция по образовательным учреждениям: МБДОУ «<данные изъяты>; МБДОУ «<данные изъяты>» комбинированного вида – 14<данные изъяты>

Согласно информации, предоставленной Комитетом по образованию, в дошкольных образовательных учреждениях, на момент рассмотрения дела, в группах полного дня мест нет.

При обращении истца в Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ., ей сообщено письмом от <данные изъяты>., что место в дошкольном учреждении будет предоставлено в установленном порядке, согласно очереди, при наличии мест в детских садах.

Таким образом, предусмотренные законодателем обязанности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по обращению родителей (законных представителей) ребёнка по разрешению вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, административным ответчиком исполнены не были.

Поскольку, административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение возраста ребёнком - более двух месяцев, обращение административного истца к административному ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из детских образовательных учреждений на территории Октябрьского района, административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в муниципальном детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования по месту жительства ребенка.

Не предоставление ребёнку административного истца такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возражения административного ответчика о численности очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, допустимые лимиты очередности, принимаемые меры ликвидации очереди безосновательны, поскольку, противоречат общему смыслу законодательства РФ, закрепляющего право каждого ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование без каких - либо условий предоставления такого права с учетом очередности.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть реализована только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших родителей получать дошкольное образование для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в МБДОУ.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 названного Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к выбору родителей несовершеннолетнего.

Доводы административного ответчика об отсутствии бездействия с его стороны со ссылкой на принятые меры по увеличению числа мест в детских дошкольных учреждениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку в течение длительного времени ребенок административного истца местом в муниципальном детском саду не обеспечен, несмотря на соблюдение его родителем требований закона (достижение ребенком необходимого возраста, подача заявления о предоставлении места в МДОУ).

Нахождение С., ДД.ММ.ГГГГ.р. в очереди на получение места в детском дошкольном учреждении не свидетельствует о получении дошкольного образования, поэтому довод ответчика со ссылкой на необходимость учета очередности предоставления ребенку места в МДОУ является несостоятельным.

К полномочиям Комитета по образованию Администрации <адрес> относится организация регистрации детей, имеющих право на получение дошкольного образования в подведомственных учреждениях, путем внесения соответствующих сведений в электронный реестр будущих воспитанников муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории городского округа "Город Улан-Удэ"; учет детей дошкольного возраста, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории городского округа "Город Улан-Удэ";обеспечение оформления и учета путевок для зачисления детей в подведомственные учреждения города Улан-Удэ, реализующие программу дошкольного образования.(согласно п. 3.22.1-3.22.23 Положения о Комитете, размещенного на официальном сайте органа местного самоуправления).

Из предоставленных стороной административного ответчика письменных возражений видно, что одним из путей исполнения обязанностей, возложенных законом по детскому дошкольному образованию (п. 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), органом местного самоуправления приняты меры по увеличению количества мест в МБДОУ г.Улан-Удэ, путем приобретения зданий детских садов на общее количество мест 3530.

Однако, по мнению суда, принятые меры не свидетельствуют об исполнении административным ответчиком установленной законом обязанности по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух до семи лет, сам факт необеспечения местом в МДОУ ребенка административного истца свидетельствует о нарушении ее прав.

Действующее законодательство не связывает реализацию права на получение дошкольного образования с наличием или отсутствием свободных мест в муниципальных детских садах. Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, законодатель установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 данного Федерального закона).

На основании изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании бездействия административного ответчика, выразившегося в необеспечении ребенка истца местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, незаконным и возложении на административного ответчика обязанности предоставить путевку для предоставления места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Улан-Удэ с учетом территориальной доступности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ефимовой Т.Н. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ», выразившееся в необеспечении С., ДД.ММ.ГГГГ.р. местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» предоставить С., ДД.ММ.ГГГГ.р. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Улан-Удэ с учетом территориальной доступности.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                                               Н.А.Денисова

Мотивированное решение изготовлено 15.09.2021г.

2а-4471/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ефимова Татьяна Николаевна
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Денисова Н.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
20.08.2021Регистрация административного искового заявления
20.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2021Подготовка дела (собеседование)
03.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее