КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зюзина М.В. Дело № 12-24 / 2021 г.
(№ 7А-113/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2021 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Алферова Г.П.
при секретаре Быстровой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «ПБРК-Сервис» на решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 15 января 2021 года по жалобе ООО «ПБРК-Сервис» на постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного абз. 2 п. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Выслушав объяснения представителя ООО «ПБРК-Сервис» по доверенности Диковицкого Н.С., поддержавшего доводы жалобы, возражения ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Очкура К.А., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Очкура К.А. № 577/2020 от 10 сентября 2020 года ООО «ПБРК-Сервис» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного абз. 2 п. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 15 и 16 июля 2020 года не приняло мер по своевременной уборке придомовой территории многоквартирного дома № 42 «а» по ул. Старшего сержанта Карташова в г. Калининграде, допустив ее захламление твердыми коммунальными отходами, чем нарушило требования п.п. 2.9.2, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.6, 3.6.6.2 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа «Город Калининград» № 161 от 20 мая 2015 г.
В жалобе ООО «ПБРК-Сервис» просило постановление отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку мусор был убран, мешки с мусором складированы на контейнерной площадке, а за невывоз мусора должен нести ответственность региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами».
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 15 января 2021 года постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Очкура К.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 557/2020 от 10 сентября 2020 года, вынесенное в отношении ООО «ПБРК-Сервис», оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе на указанное решение судьи ООО «ПБРК-Сервис» просит решение отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, не соглашаясь с выводом суда о наличии его вины в непринятии мер по организации сбора мусора и его вывозу, продолжая настаивать на доводах, аналогичным изложенным в жалобе. Указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что поскольку дом является новым и в нем активно ведутся строительные работы, то контейнерная площадка заполняется мусором быстрее обычного, в связи с чем управляющей организацией заключен договор на транспортировку промышленных отходов. Также обращает внимание, что ООО «ПБРК-Сервис» является субъектом малого предпринимательства и назначение ему штрафа в размере 30000 руб. приведет к ухудшению его финансового положения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность вынесенного судьей решения, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции от 13.07.2020, действовавшей на момент привлечения юридического лица к административной ответственности), нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если ответственность за данное действие не предусмотрена федеральным законодательством, выразившееся: в невыполнении работ по ежедневной уборке территорий муниципальных образований, а именно: подметание и сбор мусора, уборка и вывоз опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников (кряжи, ветви), уборка грунтовых наносов, лицами, ответственными за проведение таких работ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 2.9 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа «Город Калининград» № 161 от 20 мая 2015 г., уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
В соответствии с п.2.9.2. Правил, дополнительная уборка городских территорий - уборка, осуществляемая во второй половине дня (после 13-00 часов) организациями в рамках заключенных муниципальных контрактов по результатам торгов и (или) муниципального задания, уборка придомовых территорий, организованная управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, включающая мероприятия по сбору и вывозу мусора, в том числе из урн.
В силу п. 3.6.1. Правил, уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна производиться до 07:00 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий.
Также согласно п. 3.6.2.,3.6.2.6,3.6.6 названных Правил, уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, осуществляются собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями. Обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе: на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2020 г. в 15 час. 24 мин. и 16 июля 2020 г. в 17 час. 29 мин. в результате проверки по обращению граждан выявлено скопление твердых бытовых отходов на контейнерной площадке, расположенной на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 42 «а» по ул. Карташова в г. Калининграде. Указанные обстоятельства зафиксированы фотоматериалами.
26 августа 2020 г. по данному факту в отношении ООО «ПБРК-Сервис», оказывающего на основании договора от 26 мая 2020 г. услуги по управлению вышеуказанного многоквартирного дома, в присутствии его защитника, был
составлен протокол № 577 об административном правонарушении по п. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
10 сентября 2020 года ведущим консультантом отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Очкуром К.А. вынесено постановление № 577/2020 о привлечении ООО «ПБРК-Сервис» к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30000 руб. за совершение вышеуказанного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд обоснованного исходил из того, того, что действия управляющей компании ООО «ПБРК-Сервис», в нарушение приведенных выше требований Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа «Город Калининград», допустившей в течении двух суток захламление контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного жилого дома, твердыми коммунальными отходами и мусора, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного абз. 2 ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
При этом вина ООО «ПБРК-Сервис» в совершении данного правонарушения подтверждена имеющимися в деле доказательствами.
Ссылка в жалобе на то, что судом не был исследован вопрос о том, является ли мусор, зафиксированный на фототаблицах 15 и 16 июля 2020 г. одним и тем же мусором, либо разным, не влияет на правильность вывода суда, поскольку факт захламления контейнерной площадки в указанные даты установлен, а это обстоятельство свидетельствует о не принятии управляющей компанией мер по своевременной уборке территории.
Кроме того, из имеющихся в деле фотографий видно, что объем мусора на площадке 16 июля 2020 г. существенно больше объема мусора, зафиксированного 15 июля 2020 г.
Указание в жалобе на строительный характер мусора, его быстрое накопление и наличие договора на транспортировку такого рода отходов также не освобождает управляющую компанию от ответственности, напротив, свидетельствует о том, что надлежащим образом вывоз таких отходов не осуществляется.
Доводы жалобы о том, что в обязанности управляющей компании входит сбор мусора, что и было сделано, а за его вывоз должен нести ответственность региональный оператор Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами», правомерно судом был отклонен.
Так, согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вышеуказанная плата вносится управляющей организации, с которой заключен договор на управление многоквартирным домом.
В силу ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 157.2 ЖК РФ предусмотрены случаи, при наличии которых возможно предоставление региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами услуг в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором.
Между тем, согласно п. 1.2 Перечня обязательных услуг, оказываемых управляющей компанией, являющимся Приложением № 2 к договору № 20 от 4 июля 2020 г. управления многоквартирным домом № 42 «а» по ул. Карташова в г. Калининграде, ООО «ПБРК-Сервис» обязалось осуществлять уборку земельных участков и мест общего пользования: подметание придомовой территории, уборку мусора с газонов, уборку контейнерной площадки.
В соответствии с п. 2 Перечня к услугам по управлению домом также отнесено заключение необходимых договоров с поставщиками коммунальных услуг, а также специализированными организациями на выполнение работ и услуг.
Из анализа приведенных выше норм жилищного законодательства и условий договора на управления многоквартирным домом следует, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов собственникам многоквартирного дома по ул. Карташова оказывает управляющая компания, которая получает соответствующую плату от жильцов за обращение с твердыми коммунальными отходами.
С целью надлежащего оказания вышеуказанных услуг управляющая компания обязана заключить соответствующий договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, сама по себе передача функции по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области с 1 января 2019 г. региональному оператору Государственному предприятию «Единая система обращения с отходами» не освобождает управляющую компанию от оказания вышеуказанной услуги по уборке мест общего пользования, включающей в себя уборку контейнерной площадки, что бесспорно, предполагает и организацию вывоза с нее мусора, а не только его складирование (накопление), на чем ошибочно настаивает податель жалобы, так как ООО «ПБРК-Сервис» является получателем платы за данную коммунальную услугу.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки утверждению в жалобе, именно ООО «ПБРК-Сервис» обязано предоставить суду доказательства, подтверждающие, что им были приняты все необходимые меры по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а наличие мусора на контейнерной площадке является следствием неисполнения именно им (оператором) своих обязанностей по такому договору. Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Более того, материалами дела подтверждено, что контейнерная площадка по ул. Карташова 42 «а» не была включена в реестр контейнерных площадок, обслуживаемых региональным оператором, контейнер на ней отсутствовал, в связи с чем утверждение подателя жалобы о неисполнении обязанности региональным оператором по вывозу мусора, является несостоятельным.
С учетом изложенного, действия ООО «ПБРК-Сервис» правильно квалифицированы по п.1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, его вина в совершении данного правонарушения доказана, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным на то лицом, размер штрафа соответствует санкции статьи. Предусмотренных ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ
оснований для его снижения не имеется.
Иные изложенные в жалобе доводы не опровергают правильность вышеприведенных выводов и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения и постановления.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 15 января 2021 года оставить без изменения, жалобу ООО «ПБРК-Сервис» – без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда Алферова Г.П.