Дело № 2-1070/2022
Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 20 сентября 2022 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
сучастием:
старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю.
рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности включить объект в реестр федерального имущества,
третьи лица: Главное управление МЧС России по Мурманской области,администрация муниципального образования Кандалакшский район, Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО «Управляющая компания железнодорожный район»,
установил:
Прокурор г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (далее по тексту - МТУ Росимущества) о возложении обязанности включить объект гражданской обороны в реестр федерального имущества. В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Кандалакши проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой выявлены нарушения требований законов в сфере оформления прав на федеральное имущество. Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны МБУ «Кандалакшское управление по делам ГО и защите населения от ЧС» на территории Кандалакшского района имеется защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 70,4кв.м, которое является встроенным сооружением, введенным в эксплуатацию в 1985 году, с классом (группа противорадиационного укрытия) A-V. В соответствии со сведениями, отраженными в выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, указанное защитное сооружение является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.По сведениям МТУ Росимущества защитное сооружение гражданской обороны <номер>-МЧСв реестре федерального имущества не учитывается и не учитывалось.
Полагает, что отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.
Прокурор просит суд возложить на МТУ Росимущества обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кандалакши Ермолова Т.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика - МТУ Росимущества в судебном заседании участия не принимали, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении иска отказать.
Представители Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление, разрешение иска оставили на усмотрение суда, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указали, что поскольку собственник либо правообладатель убежища не определен, то оно в силу закона является федеральной собственностью.
Представители Главного управления МЧС России по Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В мотивированном отзыве на исковое заявление поддержали исковые требования. Указали, что согласно журналу учёта защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, защитное сооружений гражданской обороны, инв. <номер>, <номер>, в реестре МСЧ России, тип – «убежище», расположенного по адресу: <адрес>, а также по результатам инвентаризации ЗС ГО 2018 года признано бесхозяйным (собственник не установлен).
Представители ООО «Управляющая компания железнодорожный район» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О гражданской обороне» определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 1 данного закона, гражданская оборона –система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 4 названного закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должны быть обеспечены сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройство о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
С учетом положения пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999№ 1309 спорное убежище относится к объектам гражданской обороны. Федеральные органы исполнительной власти ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Государственный стандарт Р 22.0.02-941 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечивается условие для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
Как установлено судом, на территории Кандалакшского района имеется защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с паспортом защитного сооружения гражданской обороны <номер> тип защитного сооружения гражданской обороны: убежище, дата приемки в эксплуатацию – 1958 год, вместимость – 120 человек, общая площадь 70,4кв.м, общий объём – 190, расположение защитного сооружения – ВСУ, количество входов – 1, класс убежища (группа противорадиационного укрытия) – А-V. Паспорт переоформлен <дата>.
Согласно инвентаризационной карточке <номер>, акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения <номер> от <дата> защитное сооружение гражданской обороны расположено по адресу: <адрес> принято в эксплуатацию в 1958 году. Форма собственности защитного сооружения <номер>-МЧС, наименование организации, на балансе которой находится ЗС ГО, вид правообладания ЗС ГО – общедолевое имущество жильцов многоквартирного дома, собственник и балансодержатель не выявлен, эксплуатируется ООО УК «ЖКС».
Данное защитное сооружение входит в состав многоквартирного дома, и является общедолевой собственностью его жильцов. Защитное сооружение используется для нужд жильцов дома. Защитное сооружение к приёму укрываемых в установленные сроки не готово. Основные тактико-технические характеристики ЗС и ГО: проектная вместимость, чел.: не установлено, фактическая вместимость, чел.: 120, общая площадь, кв.м.: 70,4, расположение ЗС ГО: встроенное в здание, класс убежища:A-V.
Согласно сведениям ГОКУ «ЦТИ» на защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, регистрация права собственности не производилась.
На защитное сооружение -11478-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, ГУ ПТИМурманской области оформлен <дата> технический паспорт.
Управление многоквартирным домом <номер> по <адрес> осуществляет ООО «Управляющая компания железнодорожный район» (ранее именовалось ООО «УК Феникс плюс»).
По сведениям администрации муниципального образования Кандалакшский район защитное сооружение 11478-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, балансодержателя не имеет, право собственности на него не зарегистрировано.
В отзыве на исковое заявление Министерство имущественных отношений Мурманской области указывает о том, что защитное сооружение 11478-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Мурманской области не учитывается.
По информации МТУ Росимущества от <дата> сведения о защитном сооружении гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались; документами, подтверждающими отнесение данного объекта к ЗС и ГО, МТУ Росимущества не располагает.
Прокурорской проверкой установлено, что защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, в Единый государственный реестр недвижимости не включено, не зарегистрировано, информация о собственниках и правообладателях отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный объект не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества, государственного имущества Мурманской области не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в соответствии с которым учетом федерального имущества является получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;
С учетом положений указанных нормативно-правовых актов, защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, относится к защитному сооружению гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 468 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» реорганизовано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия.
В силу пункта 4 указанного Положения Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство (п. 4.1.22).
Из системного толкования указанных правовых актов следует, что обязанность по надлежащему содержанию спорных защитных сооружений гражданской обороны возлагается на ТУ Росимущества как орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие собственника может повлечь утрату объектов государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявлять требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.
Довод ответчика о том, что поданное заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судом не принимаются, как основанные на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Заявление прокурора города Кандалакши подано в интересах неопределенного круга лиц и заявленные им требования не возникают из административных и иных публичных отношений, установленных вышеуказанной нормой, в связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в силу положений статьи 22 указанного кодекса спор подлежал рассмотрению в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
Довод ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на спорный объект, об отсутствии сведений о собственнике либо владельце убежища, а также отсутствии сведений о техническом состоянии объекта, проектной документации правового значения не имеют и не освобождают ответчика от возложенной на него законом обязанности по включению объекта в реестр федерального имущества.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по включению в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая положения приведенной нормы, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика - МТУ Росимущества, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Кандалакша удовлетворить.
Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия (ИНН 5190915348) обязанность включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение <номер>-МЧС, расположенное по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич