Дело 2-191/2024
41RS0006-01-2024-000327-37
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Эссо 18 июля 2024 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Беляева Д.В.,
при помощнике судьи Бичулевой Л.Е.,
с участием представителя истца Пашук Л.А.,
представителя ответчика Волковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Быстринская районная больница» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Быстринская районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ Камчатского края «Быстринская районная больница») о возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что ГБУЗ Камчатского края «Быстринская районная больница» осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно абз. 1, 2, 4 ст. 1, п. 3 ст. 27, п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 абз. 1, 2, 3 п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», п. 135, п. 319 приложения 1 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». С целью устранения выявленных нарушений учреждению должностным лицом выдано предписание № 07-Н от 17.03.2023, в котором предложено в срок до 6 ноября 2023 года выполнить, в том числе следующие мероприятия: оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III-IV групп патогенности. Выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Неисполнение медицинским учреждением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает права неопределённого круга лиц, к которому относятся не только пациенты, находящиеся в нём в настоящее время, а также лица, осуществляющие трудовую деятельность в указанном учреждении, но и иные лица, которые в силу стечения обстоятельств и времени могут в нём оказаться в будущем.
Нарушение учреждением требований, установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, является в первую очередь нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением конституционного права граждан и влечёт неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства.
Просит суд обязать ответчика в срок до 1 декабря 2024 года исполнить вышеуказанные требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III-IV групп патогенности.
Заявлением от 25.06.2024 истец, уточнив заявленные требования, просит суд:
- обязать ответчика в срок до 1 декабря 2024 года исполнить требования абз. 1, 2, 4 ст. 11, п. 3 ст. 27, Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5, абз. 1, 2, 3 п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», а именно оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение НИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам: комплекс рентгеновский диагностический «Clinomat ТОМо ВТ», аппарат рентгенографический палатный передвижной «TMS 150», рентгеновский дентальный аппарат «MyRayRX DC», обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности;
- обязать ответчика в срок до 1 июня 2025 года исполнить требования абз. 1, 2, 4 ст. 11 п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.135, п.319, приложение 1 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», а именно оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с патогенными биологическими агентами (ПБА) III-IV групп патогенности.
Начальник ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах Пашук Л.А. в судебном заседании поддержала исковые требования с учётом уточненных требований.
Представитель ответчика ГБУЗ Камчатского края «Мильковская районная больница» Волкова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.
Согласно отзыву ответчика на исковое заявление, в целях оформления указанных в иске санитарно-эпидемиологических заключений в течение 2023 года и начале 2024 года проводилась подготовительная работа, а именно ремонт помещений, дооснащение кабинетов оборудованием, проведение производственного контроля, контроль состояния и защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств защиты, контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, контроль мощности дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала, паспортизация рентгенкабинета, дезинфекция и проверка системы вентиляции и профилактические работы по проверке электрических проборов и заземления выездной электролабораторией в рентгеновском кабинете. Часть этих мероприятий проводится выездным методом сотрудниками ФБУ Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Елизовским филиалом Центра гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае и прочими. Поэтому в короткие сроки оформить такое заключение не представляется возможным. Планируемое направление заключения о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами в 2024 году.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III-IV групп патогенности необходимо решить вопрос по существующей вентиляции. Так как здание, в котором находится лаборатория, построено в 1972 году, в тоже время была проведена вентиляция, документов на неё уже не осталось. Вытяжка там имеется, остальные нарушения по результатам контрольно-надзорных мероприятий исправлены, а вентиляцию необходимо заменять в данном кабинете, а это требует больших затрат. Учитывая, что в 2025 году начинается строительство нового здания районной больницы, стоит вопрос о целесообразности направления средств на проведения вентиляции в здании, планируемом под снос через 2 года.
Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебное заседание было проведено в отсутствие представителей третьих лиц, извещённых надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Федеральный закон № 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека (п.1).
Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам (п.3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 N 8 утверждены санитарные правила СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», согласно которым:
п. 2.5. Проведение рентгенологических исследований и рентгенотерапии лечебно-профилактическими учреждениями, другими юридическими и физическими лицами осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда с источниками ионизирующих излучений санитарным правилам.
п. 3.31. абз. 1, 2, 3. В учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть документация, в том числе:
- санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете (кабинетах);
- санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат как на продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 40 утверждены СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», согласно которым:
п. 3.4.2. Все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", согласно которым:
п. 135. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ Санитарным правилам <16>. Каждое структурное подразделение, выполняющее работу с ПБА I - IV групп, должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами I - IV групп патогенности (опасности) требованиям Санитарных правил.
п. 319. Лаборатории, выполняющие работы с ПБА III группы, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам условий проведения работ с ПБА III - IV групп, а также проведение работ с ПБА II группы, не сопровождающихся накоплением (культивированием или концентрированием) жизнеспособного патогена.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно Уставу ГБУЗ Камчатского края «Быстринская районная больница» расположено по адресу: Камчатский край, Быстринский район, село Эссо, ул. Нагорная, д. 3. Учредителем и собственником имущества учреждения является Министерство здравоохранения Камчатского края, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами Камчатского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Камчатского края, нормативно-правовыми актами уполномоченных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, учредителя, настоящим уставом (п.1.3, 1.7, 1.14 Устава).
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах в ходе проведения плановой проверки исполнения ГБУЗ Камчатского края «Быстринская районная больница» требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлен ряд нарушений, в том числе абз. 1, 2, 4 ст. 11, п. 3 ст. 27, п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 абз. 1, 2, 3 п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», п. 135, п. 319 приложения 1 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
По результатам проведения выездной проверки составлен акт, выдано предписание № 07-Н от 17 марта 2023 года об устранении выявленных нарушений санитарных правил, в том: оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам; оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III-IV групп патогенности, сроком его исполнения до 6 ноября 2023 года.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» от 9 марта 2023 года № 201 здания, помещения, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, деятельность ГБУЗ КК «Быстринская районная больница», расположенные по адресу: с. Эссо, ул. Нагорная, д. 3 не соответствуют требованиям, в том числе абз. 1, 2, 4 ст. 1, п. 3 ст. 27, п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 абз. 1, 2, 3 п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», п. 135, п. 319 приложения 1 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».
В настоящем исковом заявлении истец просит возложить на ответчика обязанность исполнить требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и оформить вышеуказанные санитарно-эпидемиологические заключения, указывая на то, что не устранение выявленных нарушений создаёт угрозу причинения вреда здоровью работающим, в том числе с опасными инфекционными заболеваниями, что может способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в том числе детей.
Доказательств выполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно оформление санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III - IV групп патогенности, вопреки требованиям статей 56, 57 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Между тем, необеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия человека является нарушением конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью населения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» одними из основных принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Таким образом, нарушение ответчиком требований, установленных законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является в первую очередь нарушением условий, гарантирующих права граждан на охрану здоровья, как высшего неотчуждаемого блага человека, а также нарушением правовой обязанности организаций всех форм собственности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением вышеназванного конституционного права граждан и влечёт неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства.
На основании установленных обстоятельств, исходя из приведенных выше положений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, учитывая, что несоблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и работников медицинского учреждения и влечёт нарушение условий, гарантирующих их право на охрану здоровья, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о возложении на ответчика обязанности исполнить требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и оформить соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение ИИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам и о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с биологическими агентами III-IV групп патогенности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком, предложенным истцом, с которым согласился ответчик, у суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ГБУЗ Камчатского края «Быстринская районная больница».
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход местного бюджета, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленным подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах удовлетворить.
Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Быстринская районная больница» (ИНН №) обязанность:
- исполнить требования абз. 1, 2, 4 ст. 11, п. 3 ст. 27, Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5, абз. 1, 2, 3 п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», а именно оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы (эксплуатация, хранение НИИ генерирующих) с медицинскими рентгеновскими аппаратами санитарным правилам: комплекс рентгеновский диагностический «Clinomat ТОМо ВТ», аппарат рентгенографический палатный передвижной «TMS 150», рентгеновский дентальный аппарат «MyRayRX DC», обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, в срок до 1 декабря 2024 года;
- исполнить требования абз. 1, 2, 4 ст. 11 п. 3 ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.135, п.319, приложение 1 СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», а именно оформить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы клинико-диагностической лаборатории с патогенными биологическими агентами (ПБА) III - IV групп патогенности, в срок до 1 июня 2025 года.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Быстринская районная больница» (ИНН №) государственную пошлину в доход бюджета Мильковского муниципального округа Камчатского края в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2024 года.
Судья Д.В. Беляев