дело №33-1102/2017 судья в первой
категория 070 г инстанции Гавура О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 20 апреля 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Герасименко Е.В.,
судей - Андрейченко А.А., Радовиля В.Л.,
при секретаре - Кравченко Д.А.,
с участием:
истца - ФИО1,
представителя ответчика - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решаева В.С. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о признании незаконными действий и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки
по апелляционной жалобе Решаева В.С. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 января 2017 г.,
заслушав доклад судьи Андрейченко А.А.,
у с т а н о в и л а:
Решаев В.С. обратился в суд с иском о признании незаконными действий Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя об отказе в предоставлении ему, как инвалиду Великой Отечественной войны, и членам его семьи, совместно с ним проживающим, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (компенсация в размере 50 процентов) и дополнительно в соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 3 Закона города Севастополя № 106-ЗС от 23 января 2015 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», и просил возложить на ответчика обязанность предоставить ему указанную меру социальной поддержки всего в размере 100 процентов.
В обоснование иска истец указал, что на территории Украины он имел статус инвалида Великой Отечественной войны на основании справки ВТЭК серии ВИЭ-2 № № от 15 января 1991 г. об установлении <данные изъяты> группы инвалидности с детства, бессрочно, вследствие ранения, связанного с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны, и на основании удостоверения «инвалида войны» серии Б № №, выданного Нахимовским отделом социальной защиты населения г. Севастополя 1 ноября 2000 г. без установления срока действия.
Являясь инвалидом Великой Отечественной войны, он пользовался льготами, установленными для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе льготой по оплате коммунальных платежей в виде компенсации расходов в размере 100 процентов.
После присоединения города Севастополя к Российской Федерации он приобрел гражданство Российской Федерации.
С 1 января 2016 г. в предоставлении, как инвалиду Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 100 процентов ответчиком ему отказано.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 января 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение - об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Из материалов дела следует, что Решаев В.С. является гражданином Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Согласно справке врачебно-трудовой комиссии № от 15 января 1991 г. Решаеву В.С. бессрочно установлена <данные изъяты> инвалидности, причина инвалидности - «инвалид с детства вследствие ранения, связанного с последствиями боевых действий в период Великой Отечественной войны».
1 ноября 2000 г. Нахимовским отделом социальной защиты населения г. Севастополя в порядке, определенном Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», Решаеву В.С. было выдано удостоверение серии Б №, на основании которого он имел льготы «ветерана войны - инвалида войны».
С 1 января 2016 г. Решаеву В.С. предоставляются меры социальной поддержки как инвалиду <данные изъяты> группы, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг составляет 50 процентов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Решаев В.С. не имеет права на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 г. «О ветеранах», истцу предоставляются меры социальной поддержки как инвалиду <данные изъяты> группы.
Выводы суда являются правильными, основанными на установленных обстоятельствах и соответствующими закону.
Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 г.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы социального обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение мер поддержки по различным основаниям, устанавливаются меры поддержки по одному из оснований.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Согласно статье 17 Закона Севастополя № 106-ЗС от 23 января 2015 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, относятся инвалиды первой группы.
Гражданам, указанным в пункте 11 статьи 17 настоящего Закона, не подпадающим под действие статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и не проживающим в домах государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляется снижение в размере 50 процентов платы за жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по указанному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Аналогичные положения содержат статьи 19, 25 Закона Севастополя № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».
Таким образом, лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя.
Из содержания указанных норм права следует, что Решаев В.С., имея право на меры социальной поддержки как по Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и по Закону Севастополя № 106-ЗС от 23 января 2015 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», вправе получать социальную поддержку только по одному из оснований.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Из содержания приведенных норм следует, что в них закреплено право гражданина на выбор основания для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он имеет право на получение мер социальной поддержки по разным основаниям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки как инвалида войны является удостоверение инвалида войны, выданное государственным органом Украины в соответствии с действующим законодательством, являются несостоятельными.
Так, апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22 декабря 2016 г. установлено, что у Решаева В.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку изложенная в справке МСЭ серии ВТЭ-2 № от 15.01.1991 г. формулировка тождественна формулировке «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны», а не «военная травма», которая определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно положениям Закона города Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», инвалиды войны, в том числе члены их семей, совместно с ними проживающие, освобождаются от платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, от платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг.
Вместе с тем, истец к указанной категории граждан не относится, а потому начисление платы за проживание в жилом помещение обоснованно производится ответчиком с учетом предоставляемой льготы в размере 50%.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 31 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Герасименко
Судьи А.А. Андрейченко
В.Л. Радовиль