Дело № 2-615/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт. Каа-Хем 25 июля 2018 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш В.Б., при секретаре Хертек Ч.А., с участием истца Ондар В.В., представителя ответчика администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва Аракчаа С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ондар В.В., действующей в интересах малолетнего ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л :
Ондар В.В. в интересах малолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности предоставить доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Иск мотивировала тем, что малолетний ребенок был записан в очередь для получения места в дошкольном образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ, текущий №, семья является многодетной, номер льготной очереди –№. Просила обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить малолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва.
Истец Ондар В.В. просила иск удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, указала, что семья истца является многодетной.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации муниципального района «Кызылский кожуун», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, по неизвестной суду причине не явился, в связи с чем, судом принято решение в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закона) закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Исходя из положений, предусмотренных п.п. 1, 2, 4 статьи 67 Закона «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории Кызылского района Республики Тыва» (далее – Регламент).
Согласно п. 1.2 заявителями являются физические лица, проживающие на территории «Кызылский кожуун» - родители (законные представители) детей в возрасте с 2-х до 7 лет.
Из пункта 2.2 следует, что муниципальную услугу предоставляет Управление образования Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва; дошкольные учреждения (приложение № регламента) (далее – Управление образования).
Результатом предоставления муниципальной услуги является зачисление ребенка в дошкольное учреждение муниципального района «Кызылский кожуун» (п. 2.3 Регламента). Сроки предоставления муниципальной услуги предусмотрены пунктом 2.4 Регламента: комплектование осуществляется в сроки с 01 июня по 01 июля. В остальное время проводится доукомплектование дошкольных учреждений.
В приложении названного Административного регламента указаны категории и детей, имеющих преимущественное право на зачисление в детские образовательные учреждения. Так, в первоочередное право приема в дошкольное образовательные учреждения имеют право дети из многодетных семей (трое и более детей).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено установить для многодетных семей прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.
Ондар В.В. были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка - более 2-х лет, заявление родителя, постановка на учет).
Установлено, что истец Ондар В.В., имеющая ребенка ФИО1., родившегося ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди под №, в льготной - №.
Согласно справке о составе семьи Ондар В.В. является многодетной семьей и имеет следующий состав: сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
То есть, истцом Ондар В.В. предоставлены доказательства, подтверждающие наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении.
Ответчик обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного образования, поскольку семья является многодетной, следовательно, малолетний ФИО1 обладает правом получения места в дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке.
Таким образом, исковые требования Ондар В.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Ондар В.В., действующей в интересах малолетнего ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить малолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва в первоочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда через Кызылский районный суд.
Судья В. Б. Монгуш