УИД: 89RS0005-01-2024-001379-02

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 апреля 2024 года      г. Ноябрьск, ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске ФИО2 от 06 марта 2024 года №03/4-91/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

                     у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 03/4-91/2024 от 06 марта 2024 года ООО «Харампурнефтегаз» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований ч.1 ст.39, ч.3, ч.6 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.42 Земельного кодекса РФ.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Харампурнефтегаз» (далее – Общество) обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения. В обоснование указано, что вещество, перекачиваемое по трубопроводу, является газоводонефтяной эмульсией, значительную часть которой составляет вода, нефть же признается таковой лишь в случае содержания воды не более 1 %. Общество эксплуатирует трубопроводы в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в установленные сроки проводит все регламентные мероприятия, о чем составляются акты и делаются записи в эксплуатационных паспортах; реализуется целевая программа повышения надежности трубопроводов, включающая в себя их реконструкцию, текущий ремонт, мониторинг скорости коррозии, антикоррозийное ингибирование, наружную и внутритрубную диагностику; в соответствии с графиками проводятся наружные осмотры трубопроводов путем обходов/объездов, с применением беспилотных летательных аппаратов, контролируются технологические параметры работы трубопроводов.

Представитель заявителя, должностное лицо, вынесший постановление, Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, участие в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, письменные позиции участников, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Из положений статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что компоненты природной среды (под которыми законом понимаются, в том числе земля, недра, почвы) являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Пунктами 1 и 2 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства РФ №2472-р от 14 ноября 2018 года ООО «Харампурнефтегаз» перешло право пользования Харампурским участком недр федерального значения, расположенном на территория Пуровского и Красносельскупского районов ЯНАО, предоставленным в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых ПАО «НК «Роснефть», в связи с чем, 04 декабря 2018 года ООО «Харампурнефтегаз» зарегистрирована и выдана лицензия серия CЛХ№16489 (НЭ) на территории участка недр в Пуровском и Красносельскупском районах ЯНАО, имеющего статус горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых со сроком действия до 31 декабря 2150 года.

На основании решения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора № 129 от 20 июня 2023 года в отношении ООО «Харампурнефтегаз» в период с 21 июня по 20 июля 2023 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

28 июня 2023 года заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в присутствии и с участием главного специалиста отдела Ноябрьское лесничество Управления лесных отношений Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО, начальника отдела по охране окружающей среды ООО «Харампурнефтегаз», начальника производственно-технического отдела эксплуатации трубопроводов управления эксплуатации трубопроводов ООО «Харампурнефтегаз» осуществлен осмотр территории в районе нефтесборного трубопровода к.56-т.р.к.56 Северо-Харампурского месторождения в квартале 845 выделе 34 Толькинского участкового лесничества Красноселькупского лесничества, предоставленного Обществу на основании договора аренды №92/Л-13 от 27 марта 2013 года.

Согласно акта от 28 июня 2023 года, в ходе осмотра территории в районе нефтесборного трубопровода к.56-т.вр.к.56 Северо-Харампурского месторождения в месте с привязкой к точке с географическими координатами с.ш.64°14"47.4" в.д.079°31"47.3" обнаружен земельный участок площадью 0,1008 га со следами проведения работ по локализации и ликвидации последствий нефтезагрязнения (порыва трубопровода). Территория частично отсыпана песком, наблюдаются следы ковша экскаватора.

В ходе проверки установлено, что снятие, уничтожение, перекрытие плодородного слоя почвы произведено в результате ликвидации последствий предпосылки к инциденту, произошедшей 27 апреля 2023 года на нефтесборном трубопроводе к.56 – т.вр.к. 56 Северо-Харампурского месторождения на расстоянии 800 м от начала участка по причине внутренней коррозии, что подтверждается в том числе, пояснениями, данными начальником производственно-технического отдела эксплуатации трубопроводов управления эксплуатации трубопроводов ООО «Харампурнефтегаз» при проведении осмотра территории.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения природоохранным прокурором 05 февраля 2024 года в отношении ООО «Харампурнефтегаз» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

После рассмотрения поступивших материалов проверки должностным лицом - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 06 марта 2024 года вынесено оспариваемое постановление №03/4-91/2024 о признании ООО «Харампурнефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что вещество, попавшее в земли лесного фонда, являются нефтью, несостоятельны в силу следующего.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, обязанность соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 534.

Так, пунктом 74 Правил определено, что независимо от способа прокладки (подземный, наземный, надземный) должна быть обеспечена надежная и безопасная эксплуатация промысловых трубопроводов с учетом рельефа, грунтовых и природно-климатических условий.

Промысловые трубопроводы для транспортировки пластовых жидкостей и газов должны быть устойчивы к ожидаемым механическим, термическим напряжениям (нагрузкам) и химическому воздействию. Трубопроводы должны быть защищены от наружной коррозии (пункт 885 Правил).

В соответствии п.п. 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 08.01.2002 № 2-ст, нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005.6.6 Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3 класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом – IIА-Т3 по ГОСТ Р 51330.11.

Согласно федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 года № 609 нефть является опасным химическим веществом.

Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой.

Последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земельном участке является причинение экологического вреда, поскольку каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и оказывает влияние на окружающее пространство. Нанесенный вред от разлива нефти представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.

Нефтепродукты включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р (действовавшим до 1 января 2024 года, пункт 23).

Неблагоприятные экологические последствия могут проявляться спустя продолжительное время, имея при этом комплексный характер, оказывая негативное воздействие одновременно на несколько компонентов природной среды (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 года).

Имеющий правовое значение для разрешения настоящего дела факт загрязнения почвы на означенном выше участке в результате производственной деятельности ООО "Харампурнефтегаз" установлен, в том числе, на основании осмотра территории, пояснений ответственного должностного лица Общества, который в пояснениях данных прокурору указывал на наличие загрязнения участка нефтепродуктами в результате предпосылок к инцидентам на трубопроводах, что безусловно свидетельствует о негативном воздействии указанного загрязняющего вещества на почву земель земельного участка Общества.

Кроме того, согласно акту технического расследования причин и предпосылок к инциденту на трубопроводе от 30.04.2023, утвержденному зам.директора УНГР ООО «Харампурнефтегаз», последствиями предпосылки, состоявшего 27 апреля 2023 года в 18:20 в результате внутренней коррозии на трубопроводе к.56 – т.вр.к. 56 Северо-Харампурского месторождения, имелись прямые потери в виде 0,003 тн. (для нефтепроводов) объема разлива нефти.

При этом осуществление деятельности с превышением допустимых нормативов загрязняющих веществ Обществу не вменено, и при рассмотрении настоящего дела не является обстоятельством, подлежащим выяснению.

Учитывая изложенное, факт загрязнения почвы на указанном участке подтвержден собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств.

Таким образом, действия ООО «Харампурнефтегаз» верно квалифицировано по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом сведений о неоднократном привлечения Общества к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 8 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о виновности Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения сомнений не вызывает, поскольку подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены в полной мере; постановление мотивировано; правила оценки доказательств соблюдены; существенных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имелось.

При таком положении обжалуемое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске ФИО2 от 06 марта 2024 года №03/4-91/2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья:                              (подпись)

Подлинник решения суда хранится в Ноябрьском городском суде в деле № 12-228-2024

12-228/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Харампурнефтегаз"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Тихонова Евгения Николаевна
Статьи

8.6

Дело на сайте суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
21.03.2024Материалы переданы в производство судье
18.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее