Решение по делу № 8Г-8675/2024 [88-10395/2024] от 25.04.2024

УИД 59RS0004-01-2023-003286-15

Дело № 88-10395/2024

Мотивированное определение изготовлено 26 июня 2024 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                 20 июня 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Карповой О.Н., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3456/2023 по иску Дьячкова Сергея Леонидовича к прокуратуре Пермского края о признании права на получение надбавки к пенсии за выслугу лет в определенном размере, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии по выслуге лет, выплатить недоплаченную сумму пенсии,

по кассационной жалобе Дьячкова Сергея Леонидовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 6 февраля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., объяснения представителя истца Дьячкова С.Л. Мокрецовой Е.О., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика прокуратуры Пермского края Кустикова А.Г., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Дьячков С.Л. обратился с иском к прокуратуре Пермского края, в котором просил признать за ним с 18 февраля 2023 г. право на получение пенсии, исчисленной исходя из надбавки за выслугу более 20 лет в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника, в размере 70%, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 18 февраля 2023 г., исходя из надбавки за выслугу более 20 лет в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника, в размере 70%, выплатить сумму перерасчета (л.д. 4).

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что приказом прокуратуры Пермского края от 16 февраля 2023 г. № 165-к он, советник юстиции, прокурор отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры края, освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры Пермского края в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с 17 февраля 2023 г., является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Право на данную пенсию возникает при выслуге 20 лет и более. В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», доплата за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к должностному окладу и доплате за классный чин прокурорского работника, при выслуге лет свыше 20 лет – 70 процентов. В нарушение части 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ответчик производит выплату пенсии с применением надбавки за выслугу лет в размере 55 %, вместо 70 %, поскольку выслуга лет у него составляет более 20 лет. О допущенных нарушениях стало известно из заключения о перерасчете размера пенсии по состоянию на 1 апреля 2023 г.

Решением Ленинского районного суда города Перми от 13 ноября 2023 г. на прокуратуру Пермского края возложена обязанность произвести с 18 февраля 2023 г. перерасчет размера пенсии Дьячкова С.Л. с доплатой за выслугу лет в размере 70 % и выплатить разницу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 6 февраля 2024 г. указанное решение отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении требований Дьячкова С.Л. к прокуратуре Пермского края отказано.

В кассационной жалобе истец Дьячков С.Л. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушениями норм материального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.

    Истец Дьячков С.Л. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

    В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.

    Как установлено судами, Дьячков С.Л. является пенсионером органов прокуратуры, состоит на пенсионном учете с 18 февраля 2023 г. и получает пенсию за выслугу лет.

При исчислении выслуги лет для назначения истцу пенсии включены следующие периоды: обучение в АНО Юридический колледж при Пермском государственном университете с 1 сентября 1999 г. по 5 июля 2022 г.; обучение в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» с 1 сентября 2002 г. по 9 июня 2005 г.; служба в прокуратуре Пермского края (области) с 8 мая 2005 г. по 17 февраля 2023 г., всего выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составила 20 лет 10 дней      (л.д. 7).

Из листа расчета доплаты за выслугу лет по состоянию на 17 февраля 2023 г. следует, что истцу в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет был зачтен период обучения в АНО Юридический колледж при Пермском государственном университете продолжительностью 1 год 5 месяцев 2 дня после применения коэффициента 0,5 и период службы в прокуратуре Пермского края (области) с 8 мая 2005 г. по 17 февраля 2023 г., всего выслуга лет для расчета надбавки в календарном исчислении составила 18 лет            11 месяцев 11 дней (л.д. 75).

Период обучения в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» продолжительностью после применения понижающего коэффициента 1 год 4 месяца 19 дней в расчет выслуги лет для выплаты соответствующей доплаты включен не был.

Доплата за выслугу лет Дьячкову С.Л. с 2 марта 2019 г. установлена приказом прокуратуры Пермского края от 29 февраля 2019 г. № 132-к в размере 55 % (л.д. 41), в последующем размер доплаты не изменялся.

    Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пункт 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. № 213, пункт 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям», исходил из того, что период обучения истца в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» должен быть включен в расчет выслуги лет для назначения не только пенсии, но и надбавки за выслугу лет. Учитывая, что по состоянию на 17 февраля 2023 г. (дата увольнения) выслуга истца превышала 20 лет, с 18 февраля 2023 г. доплата за выслугу лет составляла 55 %, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера пенсии и выплатить истцу разницу доплаты за выслугу лет, исходя из размера 70 %, начиная с 18 февраля 2023 г.

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.

    Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 17, 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. № 213 «Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям», исходил из того, что Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, устанавливая перечень выплат, входящих в состав пенсии при ее назначении, не устанавливает их размер и порядок его определения.

    В целях определения размера доплаты к пенсии за выслугу лет подлежит применению Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утвержденное приказом Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. № 213.

Данным Положением предусмотрен особый порядок включения в выслугу лет периодов обучения (либо в учреждении среднего профессионального образования либо в учреждении высшего образования), в связи с чем действия ответчика по включению в выслугу лет истца в целях определения размера доплаты периода обучения только в одном из образовательных учреждений, имеющего большую продолжительность, являются правомерными.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

    В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что в нарушение части 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» выплата пенсии истцу производится исходя из надбавки в размере 55%, в то время как должна быть в размере 70 %, поскольку его выслуга лет составляет более 20 лет. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии и начисления надбавки за выслугу лет регулируются разными нормативными правовыми актами. Полагает, что, учитывая иерархию нормативных правовых актов, установленную частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в вопросах исчисления выслуги лет приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 213 противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, в связи с чем при разрешении исковых требований следовало руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942.

Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Делая вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции дал оценку доводам истца по существу заявленных требований.

Так, судом апелляционной инстанции правомерно признаны несостоятельными доводы Дьячкова С.Л. о необходимости применения постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.    № 942, как нормативно-правового акта обладающего большей юридической силой, поскольку приказ Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. № 213 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г.    № 942 регулируют в пределах предоставленных полномочий различные правоотношения, в связи с чем конкуренция правовых норм отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по выслуге лет – 18 февраля 2023 г.) пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по выслуге лет – 18 февраля 2023 г.) предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более (пункт «а» статьи 13).

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее – Положение).

Пунктом 1.2 раздела 1 «Исчисление выслуги лет» Положения (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии по выслуге лет – 18 февраля 2023 г.) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в том числе, время обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.

Истцу выслуга лет в целях назначения пенсии, т.е. в целях признания на нее права, определена именно в соответствии с указанными правовыми нормами, что следует из расчета выслуги лет на пенсию (л.д. 7).

Согласно пункту 2.1 раздела 2 «Назначение, перерасчет и выплата пенсий» Положения, пенсии назначаются при увольнении из органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по месту увольнения.

Пунктом 2.4. того же раздела предусмотрено, что пенсия исчисляется из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный чин и выслугу лет с учетом их повышения или индексации на день назначения пенсии либо перерасчета пенсии.

Порядок исчисления выслуги лет для определения доплаты за выслугу лет Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 942, не определен. При этом пунктом 2.6(1) Положения предусмотрено, что пенсии выплачиваются с учетом ежемесячной надбавки к пенсии, предусмотренной в пункте 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пенсии прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с настоящим пунктом, с 1 февраля 2018 г. исчисляются из должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, повышенных (проиндексированных) по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии. При этом размеры должностного оклада, доплаты за классный чин, доплаты за выслугу лет и ежемесячной надбавки к пенсии, из которых исчисляются пенсии, округляются до копеек после каждой индексации.

В абзаце 18 пункта 1 статьи 44 того же Федерального закона предусмотрено, что доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет - 20 процентов; от 5 до 10 лет - 35 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников, отнесено к компетенции Генерального прокурора Российской Федерации.

Приказом Генпрокуратуры России от 21 мая 2012 г. № 213 утвержден единый порядок установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным приказом (в редакции приказа Генпрокуратуры России от 29 декабря 2020 г. № 745), в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, по программе высшего либо среднего профессионального образования по юридической или иной соответствующей должностным обязанностям в органах или организациях прокуратуры специальности, независимо от формы обучения, а также в очной аспирантуре по юридической специальности, за исключением учебы в очной аспирантуре, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.

Из материалов дела следует, что на день назначения истцу пенсии по выслуге лет установлена доплата за выслугу лет в размере 55 %, исчисленная в соответствии с вышеприведенными положениями – учтен более продолжительный период получения истцом среднего профессионального образования. Выслуга лет для расчета надбавки в календарном исчислении составила 18 лет 11 месяцев 11 дней (л.д. 41, 65, 75).

Таким образом, размер доплаты за выслугу лет 55% истцу установлен правильно, с учетом положений абзаца 18 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающим, что доплата за выслугу лет при выслуге от 15 до 20 лет составляет 55 %.

Возможность учета в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет одновременно и периодов получения высшего и среднего профессионального образования Положением не предусмотрено.

В силу вышеприведенного правового регулирования оснований для применения порядка расчета выслуги лет, установленного для определения права на пенсию, к расчету выслуги лет для определения размера доплаты к пенсии, как ошибочно полагает истец, не имеется.

Учитывая изложенное, определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно установленных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам кассационной жалобы истца отсутствуют.

    Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 6 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дьячкова Сергея Леонидовича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-8675/2024 [88-10395/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Дьячков Сергей Леонидович
Пятый отдел (кассационный) Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Карпова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
20.06.2024Судебное заседание
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее