Дело № 2а-367/2021 2 апреля 2021 года
УИД 29RS0016-01-2021-000504-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гутаренко А.К.,
с участием представителя административного истца Юртаева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области административное дело по иску Гусишного И.Н. об оспаривании решений администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гусишный И.Н. обратился с административным иском об оспаривании решений администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка.
В обоснование указал на то, что 14.12.2020 из администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» поступил ответ от 04.12.2020 № 02/503 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги». Из ответа администрации следует, что основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, послужило то, что образование указанного земельного участка якобы приведет к изломанности границ и невозможности дальнейшего рационального использования прилегающей территории, относящейся к территории общего пользования. При этом в каком месте и в каких точках границ имеет место изломанность границ, ответ администрации не содержал.В связи с тем, что приведенные в ответе администрации доводы не соответствовали действительности и являлись надуманными, были предоставлены возражения от 01.02.2021 на отказ в предоставлении муниципальной услуги и повторно предоставлено заявление об оказании муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером Борщовым Р.С. Из администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» 01.03.2021 поступил ответ от 25.02.2021 № 02/81 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги». Из ответа администрации от 25.02.2021 следует, что в предоставленной кадастровым инженером съемке выявлены замечания, а именно: земельный участок № якобы располагается не в одну линию с соседними земельными участками, то есть образовался излом границ (участок выступает на 1,2 м), в связи с чем администрация просит уменьшить границу участка для соблюдения ширины улицы 5,6 м.Считает отказы от 04.12.2020, 25.02.2021 в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконными, а выводы не соответствующими действительным обстоятельствам по следующим основаниям.Приложенная к ответу администрации от 25.02.2021 схема не соответствует действительности и искажает расположение границ образуемого земельного участка и границы смежных с ним участков.С 1992 года истец является владельцем земельного участка №, площадью 600 кв.м, который расположен по адресу: <адрес>. Участок огражден забором, граница никогда не сдвигалась и не передвигалась. Из чего следует, что границы земельного участка обусловлены естественными условиями.Земельный участок № расположен между тремя отмежеванными земельными участками: № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером № и № с кадастровым номером №.Со стороны <адрес> граница земельного участка № от точки н1 до н2 соединена с границами земельного участка № и земельного участка № прямой линией вдоль всего забора, образуя с данными земельными участками единую прямую.Более того, согласно сведениям из ЕГРН координаты точки н1 и н2 земельного участка № соответствует координатам точки н4 земельного участка № и координатам точки н1 земельного участка № (номера точек и их координат содержатся в выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, границы земельного участка № в точках н1 и н2 имеют одну прямую линию с отмежеванными земельными участками№ и №, ввиду их идентичных координат. Вывод администрации о том, что образуемый земельный участок № расположен не в одну линию с соседними земельными участками, не соответствует действительности.Административный истец оспаривает факт изломанности границ земельного участка, поскольку правоприменительная практика и практика кадастровой деятельности показывает, что под изломанностью границ понимается размещение под острыми углами границ земельных участков, вызывающее неудобства в их использовании, ухудшающее конфигурацию земельного массива. В данном случае образование земельного участка, о согласовании которого подано заявление, не вызывает неудобства в использовании границ земельных участков, а также в использовании территории общего пользования. Не представляется возможным говорить о размещении границ земельных участков под острыми углами. Как видно из представленной схемы расположения земельного участка при образовании земельного участка, в результате образования образующиеся границы не составляют острых углов от точки н1 до точки н2. Координаты характерных границ земельного участка позволяют говорить лишь об образовании прямых углов.Ссылка администрации на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 16.09.2020 не подлежит применению ввиду того, в решении обжаловался отказ администрации от 21.10.2019 № 02/516, решение суда не содержит выводов о том, в каких точках на схеме имеется изломанность линий.При таких обстоятельствах является незаконной ссылка администрации на то, что в условиях сложившейся застройки выдерживается минимальная ширина улицы 5,6 м. Никаким нормативным документом данный довод не подтвержден. Более того, в СНТ «Радуга» ширина улиц местами варьируется от 4 м.Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена и соответствует всем требованиям, предусмотренным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».Ссылка администрации на нарушение п. 6 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ несостоятельна, а выводы о том, что образование земельного участка приведет к изломанности границ и невозможности дальнейшего рационального использования прилегающей территории, относящейся к территории общего пользования, не соответствует действительности.Статьей 39.15 ЗК РФ установлена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, определен порядок оформления и направления соответствующего заявления в компетентный орган, оговорены действия последнего по рассмотрению такого заявления.В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.Учитывая обстоятельства дела, административный ответчик обязан был согласовать предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.15 ЗК РФ. Указанные в ответе администрации доводы не могут являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.Отказ от 04.12.2020 получен 14.12.2020 (штамп на конверте).Отказ от 25.02.2021 получен на руки 01.03.2021.Настоящее административное заявление подано в установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, когда гражданину, стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» в предоставлении муниципальной услуги от 04.12.2020 № 02/503; признать незаконным отказ администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» в предоставлении муниципальной услуги от 25.02.2021 № 02/81; обязать администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка №, общей площадью 576 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административный ответчик в письменном отзыве просит в иске отказать,поясняет следующее.В соответствии с п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласования предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка - приложение к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10. Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.5 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ,чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красной линии, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с землепользователями смежных земельных участков.Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.В предоставленной кадастровым инженером электронной схеме выявлены замечания по расположению границ земельного участка Гусишного И.Н. в СНТ «Радуга», земельный участок №, а именно: указанный земельный участок располагается не в одну линию с соседним земельным участком, то есть образовался излом границ (участок выступает на 1,2 м). В соответствии с пунктом 5.7 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», ширина проезжей части улиц и проездов в СНТ должна быть не менее 7,0 м (но в условиях сложившейся застройки выдерживается минимальная ширина 5,6 м).Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, как у административного истца, так и в отношениях между заинтересованными лицами и органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, а лишь является изображением границ земельного участка, на кадастровом плане территории. Из вышеизложенного следует, что отказ в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления спорного земельного участка, обоснован. Запрет на повторное обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка административный регламент по предоставлению муниципальной услуги не содержит. Просит суд рассмотреть дело без участия представителя администрациимуниципального образования «Город Новодвинск».
Административный истец в отзыве на возражения административного ответчика дополнительно пояснил. С доводами администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» в возражениях от 22.03.2021 истец Гусишный И.Н. не согласен в полном объеме по следующим основаниям.Довод административного ответчика о том, что земельный участок № располагается не в одну линию с соседним земельным участком и выступает на 1,2 м, якобы образуя излом границ, является надуманным.Земельный участок № расположен между тремя отмежеванными земельными участками: № с кадастровым номером №, № с кадастровым номером № и № с кадастровым номером №.Со стороны <адрес> граница земельного участка № от точки н1 до н2 соединена с границей земельного участка № и земельного участка № прямой линией вдоль всего забора, образуя с данными земельными участками единую прямую (фото 1, 2, 3, 4).Более того, согласно сведениям из ЕГРН координаты точки н1 и н2 земельного участка № соответствует координатам точки н4 земельного участка № и координатам точки н1 земельного участка № (номера точек и их координат содержатся в выписке ЕГРН от 04.03.2019 и кадастровом плане территории от 11.11.2020).Таким образом, границы земельного участка № в точках н1 и н2 имеют одну прямую линию с земельными участками № и №, ввиду их идентичных координат. Вывод администрации о том, что образуемый земельный участок № расположен не в одну линию с соседними земельными участками, не соответствует действительности.Довод административного ответчика о том, что ширина проезжей части улиц и проездов в СНТ должна быть не менее 7,0 м (но в условиях сложившейся застройки выдерживается минимальная ширина 5,6 м) противоречит действующему законодательству.Согласно Приложению А* (Термины и определения) СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» следует: улица - территория общего пользования, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая двуполосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы;проезд - территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.В данном случае 6-я линия является проездом, так как включает в себя однополосную проезжую часть.В силу п. 5.7 СНиП 30-02-97* ширина проезжей части для проездов принимается не менее 3,5 м.Также согласно п. 8.18 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» на территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проездов для пожарной техники должна быть не менее 3,5 м.Данные параметры при образовании земельного участка № соблюдены.Более того, на другой стороне проезда, напротив земельных участков № и № расположены земельные участки, у которых отсутствуют местоположение границ и которые расположены не в одну линию и выдвинуты в сторону проезда, тем самым заузив его (фото 5-7). Кроме того, административный ответчик ведет измерение ширины проезда от данных участков, которые не имеют координат и не поставлены на учет в органе регистрации прав, что является недопустимым. Также согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 25.03.2021 ширина проезда между отмежеванными земельными участками составляет от 4,47 до 5,42 м.Таким образом, довод административного ответчика о том, что в СНТ выдерживается расстояние в 5,6 м не соответствует действительности. На основании изложенного требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заинтересованное лицо СНТ «Радуга» письменно поясняет. Земельный надел, выделенный в пользование СНТ «Радуга» находится в ведении администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск». Председатель правления товарищества предоставляет в администрацию перечень документов (решения, справки и т.д.), необходимый для согласования. Решение о согласовании или отказе от согласования предоставления земельного участка в собственность принимает администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», мнение правления СНТ «Радуга» никоим образом не может повлиять на решение администрации в этом вопросе. Член СНТ «Радуга» Гусишный И.Н. пользуется земельным участком № с мая 2010года на основании решения общего собрания членов СНТ «Радуга от 29.05.2010.Земельный участок № был выделен в пользование на основании личного заявления члена СНТ «Радуга» Гусишного И.Н., используется по назначению. Также в собственности Гусишного И.Н. находится участок №, который был выделен ему при образовании товарищества в 1990 году и оформлен впоследствии в собственность.Задолженности по уплате членских взносов у Гусишного И.Н. нет.Претензий по границам участков со стороны собственников в правление СНТ «Радуга» не поступало.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер Борщов Р.С. письменно пояснил. По договору подряда от 25.01.2021 № 7-2021 (заказчик Гусишный И.Н.) была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (далее - Схема). Схемой определяется проектируемое местоположение границ и площадь земельного участка предполагаемого к образованию. Схема подготовлена по результатам горизонтальной геодезической съемки земельного участка и прилегающей территории, выполненной методом спутниковых геодезический измерений в январе 2021 года в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (МСК-29, зона 2). Схема подготовлена на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об определенной территории (кадастрового плана территории, далее - КПТ). Также при подготовке Схемы использовалось предоставленное заказчиком описание местоположения земельного участка (выкопировка из проекта застройки садоводческого товарищества), подготовленное и заверенное представителем СНТ «Радуга» 04.03.2019, в соответствии с которым образуемый земельный участок № располагается между смежными земельными участками № и № по ул. 6-я линия. На Схеме части границы н5-н1, н2-н3, н3-н4 образуемого земельного участка полностью совпадают с границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами соответственно № (участок №), № (участок №), № (участок №), границы которых по сведениям из ЕГРН установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Часть границы н1-н2 проходит по прямой линии (без изломов) от характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) до характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) вдоль проезда по ул. 6-я линия, и совпадает, в пределах допустимой погрешности 0,10 м (приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393), с деревянным забором образуемого земельного участка № со стороны проезда. Часть границы н4-н5 проходит по прямой линии (без изломов) от характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) до характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №). Образуемый земельный участок соответствует предельным минимальным (500 кв.м) и максимальным (2000 кв.м) размерам земельного участка для ведения садоводства и огородничества, установленным в статье 50 "Градостроительный регламент территориальной зоны "Зона для садоводства (С)" Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новодвинск» (утверждены Решением городского Совета депутатов МО "Город Новодвинск" от 18.06.2014 № 48 (ред. от 30.06.2020 № 59-п). Схема подготовлена в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".Проситрассмотреть административное дело в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
В судебном заседании представитель административного истца Юртаев Н.В. заявленные требования поддержал.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) дело рассмотрено при указанной во вводной части явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Гусишный И.Н. обратился в администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» с заявлением о предварительном согласовании предоставления (утверждении схемы) земельного участка, предназначенного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> Письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации от 04.12.2020 № 02/503 отказано в предоставлении муниципальной услуги. Основанием послужил тот факт, что образование земельного участка приведет к изломанности границ и невозможности дальнейшего рационального использования прилегающей территории, относящейся к территории общего пользования.
Гусишный И.Н. направил в администрацию возражения на отказ в предоставлении муниципальной услуги и заявление об оказании муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка от 01.02.2021 (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии паспорта, описания местоположения земельного участка, копии членской книжки).
Письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации от 25.02.2021 № 02/81 отказано в предоставлении муниципальной услуги. При проверке электронной съемки в программе MapInfoProfessional, предоставленной кадастровым инженером, выявлены замечания по расположению границ земельного участка, а именно: указанный земельный участок располагается не в одну линию с соседними, то есть образовался излом границ (участок выступает на 1,2 м).Необходимо уменьшить границу участка для соблюдения минимальной ширины улицы 5,6 м, которая сформирована на данной линии (ширина проезжей части улиц и проездов в СНТ должна быть не менее 7 м в соответствии с пунктом 5.7 СП 53.13330.2019 (СНиП 30-02-97) «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Здания и сооружения», но в условиях сложившейся застройки минимальная ширина 5,6 м).Кроме того, на основании решения Новодвинского городского суда Архангельской области от 16.09.2020 доводы администрации о наличии препятствий для предварительного согласования предоставления земельного участка признаны верными.На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9. подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ отказано в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (часть 1), пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Указанный срок административным истцом соблюден: ответы администрации получены Гусишным И.Н. 14.12.2020 и 01.03.2021 соответственно, административный иск направлен в суд по почте 04.03.2021.
Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно пунктам 2.7, 2.8, 2.9 статьи 3 Федерального закона от 21.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2022 члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.
Как следует из материалов дела, согласно государственному акту на право пользования землей от 14.05.1990 серии А-I № 580269 садоводческому товариществу «Радуга» производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства города Новодвинска в бессрочное и бесплатное пользование выделено 7,9 гектаров земли, отвод земельного участка произведен отделом по делам строительства и архитектуры Новодвинского горисполкома на основании решения от 19.10.1989 № 2/20.
Решением общего собрания членов СНТ «Радуга» от 29.05.2010 члену СНТ Гусишному И.Н. (участок №) на основании его личного заявления в пользование передан участок №.
Описание местоположения земельного участка № выполнено СНТ «Радуга» 04.03.2019.
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведения об указанном объекте недвижимости не зарегистрированы (уведомление Росреестра от 30.03.2021).
На основании договора от 25.01.2021№ 7-2021, заключенного между ГусишнымИ.Н. и кадастровым инженером Борщовым Р.С., подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 28.01.2021.
Схема подготовлена по результатам горизонтальной геодезической съемки земельного участка и прилегающей территории, выполненной методом спутниковых геодезический измерений в январе 2021 года в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости (МСК-29, зона 2), на основе сведений ЕГРН об определенной территории (кадастрового плана территории), выкопировки из проекта застройки садоводческого товарищества, подготовленной и заверенной представителем СНТ «Радуга» 04.03.2019, в соответствии с которой образуемый земельный участок № располагается между смежными земельными участками № и № по <адрес>.
Части границы н5-н1, н2-н3, н3-н4 образуемого земельного участка полностью совпадают с границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами соответственно № (участок №), № (участок №), № (участок №), границы которых по сведениям из ЕГРН установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Часть границы н1-н2 проходит по прямой линии (без изломов) от характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) до характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) вдоль проезда по ул. 6-я линия, и совпадает, в пределах допустимой погрешности 0,1 м (приказ Росреестра от 23.10.2020 № П/0393), с деревянным забором образуемого земельного участка № со стороны проезда.
Часть границы н4-н5 проходит по прямой линии (без изломов) от характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №) до характерной угловой точки границы смежного земельного участка № (участок №).
Образуемый земельный участок соответствует предельным минимальным (500 кв.м) и максимальным (2000 кв.м) размерам земельного участка для ведения садоводства и огородничества, установленным в статье 50 "Градостроительный регламент территориальной зоны "Зона для садоводства (С)" Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Новодвинск» (утверждены Решением городского Совета депутатов МО "Город Новодвинск" от 18.06.2014 № 48).
В соответствии с действующими Строительными правилами 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97*Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения)расчетные параметры улиц следует принимать: ширину полосы движения улиц – не менее 2,75 м, число полос движения улиц – 2 (суммарно в двух направлениях), ширину пешеходной части улиц – 1,0 м (допускается устраивать с одной стороны), ширину проезжей части проездов – не менее 3,5 м. Требования к проездам для пожарной техники необходимо обеспечивать в соответствии с положениями СП 4.13130 (пункт 5.7).
Согласно пункту 8.18 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» на территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проездов для пожарной техники должна быть не менее 3,5 м.
По схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 25.03.2021 ширина проезда между отмежеванными земельными участками составляет от 4,47 до 5,42 м.
Следовательно, требования к ширине проездов для пожарной техники соблюдены.
Более того, СНиП 30-02-97 (в настоящее время его переработанная версия - СП 53.13330.2019), на которые ссылается административный ответчик, впервые начал действовать с 01.01.1998 (постановлениеГосстроя России от 10.09.1997 № 18-51).
До этих документов применялисьВСН 43-85«Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования»(утв. приказом Госгражданстроя СССР от 11.12.1985 № 404), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Госкомархитектуры от 28.03.1988 № 80; от 13.05.1991 № 73).
Периоды действия во времени правовых актов, имеющих существенное значение при определении требований к нормативной ширине улиц и проездов, действовавших на моменторганизации и начала деятельности СНТ, административным ответчиком не учтены.
Доказательств того, что фактическое местоположение земельного участка № не соответствует описанию, выполненному СНТ «Радуга» 04.03.2019, актов натурного осмотра местности, административным ответчиком не представлено.
Ссылки на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 16.09.2020 № 2а-871/2020 необоснованны, т.к. из текста решения следует, что в удовлетворении иска отказано по причине пропуска административным истцом сроков обращения в суд, кроме того, основанием иска являлись иные фактические обстоятельства.
Таким образом, отказ администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», изложенный в письмах начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» от 04.12.2020 № 02/503 и от 25.02.2021 № 02/81, в предоставлении Гусишному И.Н. муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка №, расположенного в СНТ «Радуга», необходимо признать незаконным.
На основании статьи 227 КАС РФ на администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного тщательного рассмотрения заявления Гусишного И.Н. от 01.02.2021, исходя из нормативного регулирования отношений, связанных с выделением и территориальным планированием СНТ «Радуга», фактического месторасположения границ земельного участка № (в том числе при необходимости путем натурного осмотра), сообщить суду и административному истцу об исполнении решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании статьи 111 КАС РФ с администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» в пользу Гусишного И.Н. подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административный иск Гусишного И.Н. об оспаривании решений администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», изложенный в письмах начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» от 04.12.2020 № 02/503 и от 25.02.2021 № 02/81, в предоставлении Гусишному И.Н. муниципальной услуги по утверждению схемы расположения и предварительному согласованию предоставления земельного участка№, расположенного в СНТ «Радуга».
Обязать администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Гусишного И.Н. от 01.02.2021.
Обязать администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» сообщить суду и административному истцу об исполнении решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» в пользу Гусишного И.Н. судебные расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Поршнев
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2021