УИД 46RS0023-01-2022-000578-69 Дело №2-486/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Суджа 25 октября 2022 года
Суджанский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Селихова И.В., с участием старшего помощника прокурора Суджанского района Курской области Лукьянцевой М.С., при секретаре Нечаевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц к ОБУЗ «Суджанская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Курской области о возложении обязанности финансирования мероприятий по обустройству входа в здание пандусом и оборудования входа в здание пандусом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суджанского района Курской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОБУЗ «Суджанская центральная районная больница», Комитету здравоохранения Курской области о возложении обязанности финансирования мероприятий по обустройству входа в здание пандусом и оборудования входа в здание пандусом.
В обоснование указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере, а именно: вход в здание объекта социальной инфраструктуры - административного корпуса ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, - не оборудован пандусом, а также двусторонним ограждением с поручнями в соответствии с требованиями п.п. 6.2.8, 6.2.11 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Ответчиками не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Для всех категорий инвалидности указанный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует целям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Опираясь на ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд возложить на Комитет здравоохранения Курской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обустройству входа в здание административного корпуса ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, пандусом, а также двухсторонним ограждением с поручнями в соответствии с требованиями п.п. 6.2.8, 6.2.11 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на ОБУЗ «Суджанская ЦРБ» обязанность по согласованию с собственником имущества - Комитетом по управлению имуществом Курской области в течение 3-х месяцев с момента поступления денежных средств оборудовать вход в здание административного корпуса ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, пандусом, а также двухсторонним ограждением с поручнями в соответствии с требованиями п.п. 6.2.8, 6.2.11 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
В возражениях на иск представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, -Комитета по управлению имуществом Курской области указал, что нежилое здание райбольницы с кадастровым №, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Курской области и закреплено на праве оперативного управления за ОБУЗ «Суджанская ЦРБ». Право оперативного управления на данный объект зарегистрировано в ЕГРН. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества. Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением, учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в части согласования с комитетом по управлению имуществом Курской области работ по оборудованию входа в здание пандусом и ограждением поручнями, в остальной части требования оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Лукьянцева М.С. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОБУЗ «Суджанская центральная районная больница», надлежащим образом извещённого о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, возражений на иск не представил.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения Курской области, надлежащим образом извещённого о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, - Комитета по управлению имуществом Курской области, надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд с учётом положений ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав ст. помощника прокурора Лукьянцеву М.С., учитывая письменное мнение представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В статье 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948, установлено, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Пункт 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 13.12.2020 №904/пр (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012.
Требования Свода правил (согласно п.4.1) подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Согласно п. 6.1.1 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (далее - МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В силу п. 6.1.2 Свода правил в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 -5.1.16.
Как следует из п. 5.1.14 Свода правил у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м.
В соответствии с п. 5.1.16 следует, что по продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Согласно п. 6.1.3 Свода правил в зданиях памятников архитектуры и культуры или при временном приспособлении зданий для обеспечения доступа инвалидов могут применяться инвентарные пандусы. Параметры инвентарного пандуса - по 6.2.9.
Пунктом 6.2.8 Свода правил установлено, что при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.
В силу п. 6.2.11 Свода правил вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручней пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
В ходе рассмотрения дела установлено, что по адресу: <адрес>, расположен административный корпус ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», относящийся к категории зданий учреждений социального назначения.
Из ответа ОБУЗ «Суджанская ЦРБ» от 27.09.2022 прокурору Суджанского района Курской области следует, что административное здание ЦРБ оборудовано пандусом.
Вместе с тем, согласно акту прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований п.п. 6.1.1, 6.1.2, 5.1.14, 5.1.16 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание административного корпуса ОБУЗ «Суджанская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует пандус и двухстороннее ограждение с поручнями, то есть фактически отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения. Данное обстоятельство подтверждается фототаблицей к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что ступени входа в административное здание ЦРБ оборудованы съездом в виде двух металлических профилей, отсутствует двухстороннее ограждение с поручнями, что не соответствует требованиям действующих СНиП.
Ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что для всех категорий инвалидности вышеуказанный объект социальной инфраструктуры не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптации к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Выявленное нарушение указывает на то, что на указанном объекте социальной инфраструктуры не реализованы в необходимом и достаточном объёме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Отсутствие надлежащего пандуса препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В соответствии с п. 1.2 Устава ОБУЗ «Суджанская ЦРБ» бюджетное учреждение является областной бюджетной медицинской организацией. Пунктом 1.3 Устава установлено, что учредителем и собственником Бюджетного учреждения является Курская область. Функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения осуществляет Комитет здравоохранения Курской области. Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении осуществляет комитет по управлению имуществом Курской области.
Вместе с тем, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением, учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, в связи с чем согласование с комитетом по управлению имуществом Курской области работ по оборудованию входа в здание пандусом и ограждением поручнями не требуется, в связи с чем требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Таким образом, установлено нарушение действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего обеспечение создания необходимых условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в указанной части.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 6.2.8, 6.2.11 ░░ 59.13330.2020 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001» ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. 6.2.8, 6.2.11 ░░ 59.13330.2020 «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ 31 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░