Дело №12-3/2020
Р Е Ш Е Н И Е
с. Кыра 14 января 2020 года
Судья Кыринского районного суда Забайкальского края Курсинова М.И.
при секретаре Найдешкиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц. на постановление мирового судьи судебного участка №51 Кыринского судебного района Забайкальского края от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении главы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №51 Кыринского судебного района Забайкальского края от 9 декабря 2019 года должностное лицо – глава муниципального района «<адрес>» Сакияева Л.Ц.признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В поданной в Кыринский районный суд жалобе глава муниципального района «<адрес>» Сакияева Л.Ц. просит постановление мирового судьи судебного участка №51 Кыринского судебного района от 09.12.2019отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при составлении акта комплексного обследования улично-дорожной сети в <адрес>, в котором зафиксированы дефекты в виде выбоин, администрация муниципального района «<адрес>» не была уведомлена о дате, месте и времени предстоящего обследования, представители администрации не участвовали в обследовании, предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения, предусмотренных ГОСТом, в адрес администрации района не направлялось, сроки для устранения выявленных дефектов не устанавливались. Все данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Подобный подход к выявлению и устранению дорожных дефектов, направленный на применение штрафных санкций в отношении органов местного самоуправления или определенных должностных лиц без их привлечения к обследованию и ознакомлению с выявленными недостатками, не способствуют повышению безопасности дорожного движения.
Заявитель глава администрации муниципального района «<адрес>» Сакияева Л.Ц. в судебном заседанииподдержала доводы, изложенные в жалобе, пояснив суду, что при составлении акта проверки сотрудниками ГИБДД были допущены нарушения, администрация муниципального района не была уведомлена о дате, месте обследования, не было обеспечено участие представителя администрации муниципального района в обследовании, предписание не направлялось и мировым судьей не была дана правильная оценка этому.
Защитник заявителя Куприянов А.М. в судебном заседании поддержал жалобу, пояснив, что при составлении акта проверки были допущены нарушения Регламента, ГОСТа и Федерального закона №196-ФЗ, представитель администрации муниципального района к участию в проверке не привлекался, предписание не выдавалось, сроки для устранения дефектов не предоставлялись. Дефекты были устранены после получения представления прокурора.
Заместитель прокурора Кыринского района Федорчук К.А. в судебном заседании не согласился с жалобой, считая постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.5 ч.1 и частей 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог, осуществляемых в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3 Закона).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона).
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде просадок, выбоин, проломов, колей и иных повреждений.
Из материалов дела следует, что 24сентября 2019 года по требованию прокуратуры Кыринского района должностными лицами ОГИБДД МОМВД России «Акшинский» проведено комплексное обследование улично-дорожной сетивс. Кыра, в ходе обследования выявлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на проезжей части улицСоветская, Победы, Солнечная, Геологическая, Горького, Пионерская, Комсомольская, Ленина имеются выбоины, глубина которых составляет более 5 см, длина – более 15 см, на участке полосы движения длиной 100 метров площадь выбоин составляет более 1 квадратного метра.
23 октября 2019 года заместителем прокурора Кыринского района было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении должностного лица – главы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц..
Признавая главу муниципального района «<адрес>» Сакияеву Л.Ц. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, мировой судья обоснованно исходил из обстоятельств, что администрация муниципального района «<адрес>», руководителем которой является глава муниципального района «<адрес>» Сакияева Л.Ц., обязана выполнять функции по осуществлению организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния дорог местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, однако в нарушение норм действующего законодательстване соблюдала требования по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах <адрес>, их содержание в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и бездействие администрации муниципального района «<адрес>», выразившееся в не обеспечении содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в <адрес>,нарушает законодательство в сфере безопасности дорожного движения.
Несоблюдение администрацией муниципального района «<адрес>», руководителем которой является заявитель и признается должностным лицом, требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог местного значения образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Факт совершения главой муниципального района «<адрес>» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и виновность в его совершении подтверждены совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает.
В отсутствие доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и принятию всех зависящих мер по недопущению совершения вмененного правонарушения, мировой судья обосновано установил наличие состава вмененного правонарушения и вины должностного лица – главы администрации муниципального района «<адрес>»в его совершении.
Таким образом, вывод мирового судьи о виновности должностного лица администрации муниципального района «<адрес>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является правильным, данный вывод сделан на основании установленных фактических обстоятельствах дела и совокупности исследованных доказательств.
Доводы жалобы относительно того, что при составлении акта обследования сотрудниками ОГИБДД МО МВД РФ «Акшинский» были допущены нарушения действующего законодательства, что данный акт не соответствует приложению №4 к Административному регламенту, являются необоснованными.
Вопреки доводам жалобы заявителяпроведение проверки дорожных условий без участия представителей администрации муниципального района «<адрес>» соответствует действующему законодательству.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным Приказом МВД России от 30.03.2015 №380, исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, административную процедуру надзора за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (п. 33).
Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения (п. 81).
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82).
Таким образом, указанная административная функция не требует обязательного уведомления представителя соответствующего органа местного самоуправления и юридического лица, ответственного за содержание дороги, о проведении мероприятий по дорожному надзору.
К тому же заявитель и его защитник как в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей, так и при рассмотрении жалобысудом не заявляли о недостоверности указанных в акте обследования фактов, то есть об отсутствии дефектов улично-дорожной сети <адрес>.
Не выдача административным органом администрации муниципального района «<адрес>» предписания об устранении выявленных дефектов в виде выбоин не свидетельствует о незаконности привлечения заявителя к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, поскольку выявленное правонарушение совершено в форме бездействия, выразившееся в несоблюдении требований в обеспечении содержания дорог общего пользования местного значения.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица главы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу должностного лица главы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц., не усматривается.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение вынесенного по настоящему делу постановления об административном правонарушении, не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба заявителяглавы муниципального района «<адрес>» Сакияевой Л.Ц. удовлетворению не подлежит, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №51 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.12.34░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░