Решение по делу № 2-2096/2022 от 22.03.2022

УИД 29RS0018-01-2022-001715-64

Дело № 2-2096/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2022 г.

г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре Лелековой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрковской А. С. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконными и подлежащими отмене дисциплинарного взыскания и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 декабря 2021 г. № 1738, о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Юрковская А.С. обратилась в суд иском к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконными и подлежащими отмене дисциплинарного взыскания и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 декабря 2021 г. № 1738, о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что на основании заключенного трудового договора № 461 от 8 августа 2011 г. она с 8 августа 2011 г. работает в должности <данные изъяты> 23 декабря 2021 г. она была ознакомлена с докладом начальника управления муниципальной службы и кадров городского округа «город Архангельск» в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и приказом заместителя Главы городского округа «Город Архангельск» - руководителя аппарата Д.В. Лапина от 15 декабря 2021 г. № 1738 о наложении дисциплинарного взыскания. Считала указанный приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным. Ссылалась на то, что выявленные нарушения по неполноте и неточности при заполнении ею справки о доходах за 2020 г.: неверное указание дохода, полученного от государственного учреждения – <данные изъяты> являются малозначительными. Кроме того, ссылалась на то, что в приказе не указано к каким правовым последствиям привели выявленные нарушения, не указано являлся ли проступок «неисполнением» или «ненадлежащим исполнением» должностных обязанностей. Просила (с учетом уточнений) признать незаконным и подлежащим отмене дисциплинарное взыскание и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 декабря 2021 г. № 1738, взыскать компенсацию морального вреда в размере 82 712 руб.

В судебное заседание Юрковская А.С. не явилась, извещена, направила для участия в судебном заседании представителя Юрковского С.М., который на иске настаивал, дополнительно указал, что прокуратура г. Архангельска, по результатам рассмотрения представления которой проводилась проверка в отношении истца, не вправе была выносить такое представление в отношении ответчика. Ссылался на предвзятое отношения ответчика к истцу.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа «Город Архангельск» Плотникова С.В. против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы ранее предоставленного отзыва, считала оспариваемый истцом приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности обоснованным. Указала, что работодателем при наложении дисциплинарного взыскания учтены характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Юрковская А.С. с 8 августа 2011 г. на основании заключенного трудового договора № 461 от 8 августа 2011 г. была принята на работу в должности <данные изъяты>

Согласно заключенным дополнительным соглашениям к трудовому договору истец занимала должность <данные изъяты>

Согласно реестру должностей муниципальной службы занимаемая истцом должность относится к старшим должностям муниципальной службы.

В силу части 1.1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В п. 4 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 этого же закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные ст. 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения (п. 6 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлены полномочия издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

В рамках предоставленных полномочий Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно разрабатывались методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в соответствующих отчетных годах. Кроме того, Минтруд России в соответствии с компетенцией разработал критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, которые были сформулированы в «Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» (Письмо от 21 марта 2016 года « 18-2/10/П-1526).

Согласно пункту 2 данного Обзора анализ правоприменительной практики государственных (муниципальных) органов показал, что не влечет применения взысканий, поскольку не образует коррупционного проступка ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась Справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего; некорректное указание почтового адреса; указание сведений о расходах, о сумме поступивших на счет денежных средств в отсутствие правовых оснований для представления данных сведений; представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им Справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.

При этом, к ситуациям, которые расцениваются как несущественные проступки относится разница при суммировании всех доходов в разделе 1 Справки не превышает 10000 руб. от фактически полученного дохода; не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1000 руб., при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

К ситуациям, которые расцениваются как малозначительные проступки, относятся: не указаны сведения об участии в коммерческой организации, при этом у соответствующей организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение 3 и более лет, предшествующих подаче Справки, и нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего; не представлены сведения о доходе от вклада в банке, сумма которого не превышает 10000 руб., если она была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались, при этом в Справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете; служащим повторно совершены несущественные проступки.

Законодателем предусмотрено, что в случае выявления информации о недостоверности и неполноте сведений, а также признаков конфликта интересов либо иных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции необходимо проведение проверки, при проведении которой подробному изучению подлежат сведения в случае их существенного изменения в сторону увеличения уровня дохода, имущества и обязательств имущественного характера лица, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, которые создают обоснованные сомнения в законности дохода, имущества и обязательств имущественного характера.

К значительным проступкам законодатель относит: сокрытие фактов приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода; сокрытие банковского счета, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не было объяснено исходя из доходов служащего; представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе: о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.); о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления; о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления; о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления; появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления; о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности; о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией; для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами": о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами; о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке (банках); скрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации; значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы; значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации); значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал); указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего; служащий не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о попытке представителя юридического или физического лица, обратившегося в государственный орган (орган местного самоуправления) либо к соответствующему должностному лицу, склонить служащего к совершению коррупционного правонарушения.

Судом установлено, что 18 августа 2021 г. в Администрацию городского округа «Город Архангельск» поступило представление прокуратуры города Архангельска «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от 12 августа 2021 г. № 86-01-2021, внесенное по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции муниципальными служащими Администрации городского округа «Город Архангельск» при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. В представлении указано, что <данные изъяты> Юрковской А.С. не в полном размере отражен доход, полученный от <данные изъяты>

31 августа 2021 г. данное представление прокуратуры было рассмотрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации городского округа «Город Архангельск». В п.1 протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации городского округа «Город Архангельск» от 31 августа 2021 г. № 18 отражено решение комиссии: на основании пункта 10 Порядка применения к муниципальным служащим в Архангельской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 г. № 129-у, рекомендовать представителю нанимателя (работодателю) назначить проверку сведений, представленных Юрковской А.С. в соответствии с Порядком проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, и муниципальными служащими в Архангельской области, и соблюдения муниципальными служащими в Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 г. № 128-у.

2 сентября 2021 г. был издан приказ заместителя Главы городского округа «Город Архангельск» - руководителя аппарата «О проведении проверки сведений» № 1125, которым приказано провести проверку достоверности и полноты сведений о    доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год, представленных Юрковской А.С., в соответствии с Порядком проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, и муниципальными служащими в Архангельской области, и соблюдения муниципальными служащими в Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 г. № 128-у.

3 сентября 2021 г. у истца Юрковской А.С. были запрошены письменные пояснения по фактам, изложенным в вышеуказанном представлении прокуратуры города Архангельска.

9 сентября 2021 г. Юрковская А.С. предоставила письменные пояснения, в которых указала, что не в полном размере ею был отражен доход, полученный от ГУ - Архангельское региональное отделение ФСС РФ по причине того, что она имела затруднения в разграничении сумм оплаты больничного за счет работодателя от оплаты больничного фондом социального страхования. По факту не отражения 2 счетов от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты> Юрковская А.С. в письменных пояснениях указала, что эти счета были кредитными, поэтому указанию не подлежали. Исходя из письменных объяснений Юрковской А.С., закрытие счетов в банках должно было происходить без ее заявления сразу же после погашения кредитов.

Из представленных документов следует, что два неуказанных истцом счета в <данные изъяты> текущим и счетом до востребования.

1 декабря 2021 г. во исполнение пункта 24 Порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, и муниципальными служащими в Архангельской области, и соблюдения муниципальными служащими в Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 г. № 128-у, был подготовлен доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных истцом главным специалистом - юрисконсультом управления правового обеспечения городского хозяйства муниципально-правового департамента Администрации городского округа «Город Архангельск» Юрковской А.С. В соответствии с порядком проведения проверки ответчиком были направлены запросы в УФНС России по городу Архангельску и НАО, ООО «Хоум кредит энд финанс банк», АО «Альфа-банк», ООО «Сетелем-банк» о предоставлении информации о достоверности и полноте представленных Юрковской А.С. сведений за 2020 год. По результатам проверки сведений выявлены нарушения в разделах 1 и 4 справки БК. В представленной истцом справке БК за 2020 год не в полной мере указан доход, полученный Юрковской А.С. от ГУ - Архангельское РО ФСС РФ (выплата по больничному листу). Сумма неуказанного дохода составила <данные изъяты> не указаны банковские счета:

два счета от 18 июня 2016 года <данные изъяты> сумма денежных средств, поступивших в отчетном периоде 2020 года на один из данных счетов составила <данные изъяты> руб., при этом остаток денежных средств на конец периода составляет 0 руб.;

счет <данные изъяты> отсутствием движения денежных средств по данному счету в отчетном периоде и остатком 0 руб.;

информация о банковском счете ООО «Сетелем-банк» от 3 июня 2019 г. указана Юрковской А.С. в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера». Движение денежных средств в течение отчетного периода по данному счету происходило в рамках кредитного договора (ответ от ООО «Сетелем-банк» в установленные сроки до проведения проверки не поступил в Администрацию городского округа «Город Архангельск»). Представителю нанимателя (работодателя) было рекомендовано применить к муниципальному служащему Юрковской А.С. взыскание за коррупционное правонарушение в виде выговора.

Заместителем Главы городского округа «Город Архангельск» - руководителем аппарата был издан оспариваемый истицей приказ от 15 декабря 2021 г. № 1738 «О наложении дисциплинарного взыскания на Юрковскую А.С.». Данным приказом Юрковской А.С., <данные изъяты>, за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, указанных выше, со ссылкой на ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 15, 27,27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» объявлен выговор. Вопреки доводам истца в приказе указано на допущенное истцом нарушение.

23 декабря 2021 г. Юрковская А.С. была ознакомлена с данным приказом.

19 марта 2022 г. истец обратилась с настоящим иском об оспаривании данного приказа.

Истец ссылается на незначительность допущенных ею нарушений. Вместе с тем, согласно приложению № 3 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526) если разница при суммировании всех доходов в разделе 1 справки не превышает 10000 руб. от фактически полученного дохода и если не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1000 руб., при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось, то данные ситуации расцениваются как несущественные. Остальные ситуации относятся к существенным. Таким образом, допущенное Юрковской А.С. нарушение при предоставлении сведений за 2020 год является существенным, так как разница при суммировании всех доходов в разделе 1 справки превышает 10000 руб., и имелось движение денежных средств по счету от 18 июня 2016 г., открытому в <данные изъяты>

Таким образом, факт совершения истцом проступка нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, нарушение допущенные истцом не являются несущественными, дисциплинарное взыскание применено к истцу в установленные сроки, с соблюдением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, ответчиком запрашивались у истца объяснения.

Порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный законодательством РФ, был ответчиком соблюден.

При применении дисциплинарного взыскания в виде выговора были учтены характер совершенного истцом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, учтено привлечение истца ранее к дисциплинарной ответственности: приказом от 15 ноября 2019 г. № 1021 за нарушение законодательства о противодействии коррупции, распоряжением от 28.04.2020 № 320л за отсутствие на рабочем месте 19 и 20 марта 2020 г. Ответчиком предоставлен отзыв непосредственного руководителя истца Ялуниной Н.Ю., о том, что истец осуществляет обеспечение деятельности администрации округа безынициативно, с использованием шаблонов; решение задач, возникающих в процессе деятельности администрации округа решает только в случае поступления поручения от непосредственного руководителя, не проявляя должного рвения к решению задач вверенного для правового обеспечения территориального органа. Ответчиком при выборе вида дисциплинарного взыскания учтена повторность допущенного истцом коррупционного нарушения. Доводы истца о том, что прокуратура г. Архангельска, по результатам рассмотрения представления которой проводилась проверка в отношении истца, не вправе была вносить такое представление в отношении ответчика на существо спора не влияют, так как в ходе проведенной проверки подтвердился факт допущенных истцом нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании незаконными и подлежащими отмене дисциплинарного взыскания и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 декабря 2021 г. № 1738 и производного требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Ссылки представителя истца на предвзятое отношения ответчика к истцу несостоятельны, так как факт совершения истцом нарушения требований законодательства о противодействии коррупции нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Юрковской А. С. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконными и подлежащими отмене дисциплинарного взыскания и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 15 декабря 2021 г. № 1738, о взыскании компенсации морального вреда отказать.

    Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 июня 2022 г.

Председательствующий     Л.В. Ушакова

2-2096/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юрковская Анастасия Сергеевна
Ответчики
Администрация ГО "Город Архангельск"
Другие
Прокуратура города Архангельска
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Ушакова Л.В.
Дело на сайте суда
oktsud.arh.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Дело оформлено
07.10.2022Дело передано в архив
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее