РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Зубановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2984/2021 по иску Поташева А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
установил:
Поташев А.Е. предъявил в суд иск об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) зачесть в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему такую пенсию со ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы имевшим место и не получившим ожидаемого разрешения обращением истца к ответчику по вопросу назначения указанного пенсионного обеспечения.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (на 01 января 2019 года) мужчинам, достигшим возраста 60 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет и проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Согласно Приложению 6 к данному закону возраст, по достижении которого возникает право на досрочную пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, увеличивается на 12 месяцев. При этом согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно названным Приложением, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В связи с мнением о наличии условий к досрочному назначению названной пенсии по приведенным правовым основаниям Поташев А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у него требуемого стажа. Пенсионный орган исходил из наличия у Поташева А.Е. учитываемого для назначения пенсии страхового стажа 29 лет 28 дней и стажа работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, лишь 17 лет 08 месяцев 08 дней. Среди прочего сделан вывод о недопустимости учета для исчисления страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако это объективно нарушает права Поташева А.Е., которые допускают судебную защиту посредством возложения на ответчика обязанности учесть истцу конкретные временные этапы в соответствующие виды стажа.
Поташев А.Е. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут подтверждаться либо сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, либо документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие сведения касательно периодов работы в <данные изъяты> (г.Ленинград) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в <данные изъяты> (г.Петрозаводск Республики Карелия) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением периода ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Однако согласующиеся с архивными документами данные заверенной копии трудовой книжки на имя Поташева А.Е., оригинал которой, с его слов, утерян, по мнению суда, позволяют достоверно установить такую трудовую деятельность истца.
Аналогичный вывод состоятелен в отношении работы Поташева А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г.Петрозаводске в <данные изъяты>, в последующем реорганизованном в <данные изъяты>, имея в то же время в виду, что период такого трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ уже учтен ответчиком как в страховой стаж, так и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Кроме того, отмечается, что, поскольку данный спорный период частично относим ко времени, последовавшим за регистрацией истца в системе обязательного пенсионного страхования, учтено следующее: факт уплаты данным работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации – эта обязанность осуществлялась; данные о том, что работодатель не вел финансово-хозяйственной или иной своей профильной деятельности, ответчиком не фиксировались и по делу не выявлены; непредоставление кооперативом (кроме июня 1998 года) соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что является обязанностью страхователя, а не работника, не может влечь неблагоприятные для последнего последствия в области пенсионного обеспечения.
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях»). К числу же таких застрахованных лиц относятся в том числе лица, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (исключения из данного положения ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на рассматриваемое правоотношение не распространяются).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поташев А.Е. работал по такому договору с <данные изъяты> (г.Суоярви Республики Карелия), о чем данная организация предоставила ответчику подтверждающие сведения, не отразив, однако, в них код территориальных условий. Смежный период такой же работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в системе индивидуального (персонифицированного) учета отражен полностью и корректно. Соответственно, включив оба данных отрезка в страховой стаж истца, пенсионный орган только второй из них зачел в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Исходя из вышеприведенного подхода относительно последствий ненадлежащего выполнения страхователем своих обязанностей в сфере обязательного пенсионного страхования констатируется, что отсутствие в персонифицированном учете кода территориальных условий само по себе не может рассматриваться в качестве основания для исключения спорного периода работы истца из льготного стажа.
В силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, 6 и 7 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Г.Петрозаводск и Суоярвский район Республики Карелия Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2226 отнесены к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. Поэтому расположение Закрытого акционерного общества «Запкареллес» на территории Суоярвского района Республики Карелия на момент заключения между ним и истцом гражданско-правовых договоров и документальная фиксация их исполнения в пределах этой же льготной климатической местности признаются судом достаточными для подтверждения факта осуществления Поташевым А.Е. своей работы на территории, формирующей стаж этой работы как работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, ответчика надлежит обязать учесть Поташеву А.Е. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем назначить ему такую пенсию со ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Поташева А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) зачесть Поташева А.Е. для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему такую пенсию со ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Поташева А.Е. 300 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов