Решение по делу № 33-18286/2022 от 21.10.2022

Дело № 33-18286/2022 (2-1388/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 20.12.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи ( / / )3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество», обществу с ограниченной ответственностью «Сысерть-Лес» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика ООО «Сысерть-Лес» на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры <адрес> - ( / / )4, судебная коллегия

установила:

Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлено размещение на землях государственного лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером <№> (Сысертский участок Сысертского участкового лесничества) несанкционированной свалки мусора: крупногабаритного мусора, предметов мебели, спиленных (сломанных) веток деревьев. Департаментом Лесного хозяйства <адрес>, а также подведомственным ему ГКУ СО «Сысертское лесничество» меры по ликвидации несанкционированных свалок не предприняты. Просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 20.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Сысерть-Лес».

Определениями Сысертского районного суда Свердловской области от 25.08.2021, от 16.11.2021, от 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, ЕМУП «Спецавтобаза», ТУ Росимущества по <адрес>.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022 исковые требования к ООО «Сысерть-Лес» удовлетворены. Постановлено обязать ООО «Сысерть-Лес» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в квартале 69 Сысертского участка Сысертского участкового лесничества на земельном участке с кадастровым номером 66 :25:2702001:485 с координатами 56.492228, 60.836584. В удовлетворении иска в Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Сысерть-Лес» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об оставлении исковых требований без удовлетворения. Указывает на то, что судом не были установлены надлежащие ответчики, все имеющие значения для дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения. Судом не установлен предметный состав отходов, представленных в свалке, что с точки зрения действующего законодательства, является основным моментом в определении лица, обязанного указанную свалку ликвидировать. Правоотношения в рассматриваемой сфере урегулированы законодательством об отходах производства и потребления и лесным законодательством. Вместе с тем, суд рассмотрел вопрос исключительно с точки зрения нарушения законодательства о санитарном состоянии лесов. Ни в проекте освоения лесов, ни в приложении <№> к Договору аренды не предусмотрена обязанность арендатора по ликвидации несанкционированных свалок. По имеющимся в материалах дела фотографиям видно, что отходы представлены различными веществами и предметами и не являются совокупностью, имеющей общие признаки. Ни истцом, ни судом не предприняты меры к установлению видов и класса опасности размещенных отходов. При этом, суд без достаточных к тому оснований самостоятельно и без ссылок на нормативно-правовые акты приходит к выводу, что размещенные отходы являются «свалкой бытовых отходов и мусора». Указанные понятия не являются юридическими терминами, и отсутствуют в Федеральном классификационном каталоге отходов. Согласно позиции истца несанкционированная свалка, подлежащая ликвидации, представляет собой скопление отходов: полиэтилен, пленка, мешки с мусором, строительные отходы в виде досок и оконных рам, картон, пластик, крупногабаритный мусор. Класс опасности и вид размещенных отходов непосредственно связан с определением организации, в обязанности которой входит ликвидация спорной свалки: законодательством установлены разные порядки ликвидации несанкционированных свалок, представленных твердыми коммунальными и строительными отходами. Ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов осуществляется собственником или региональным оператором. Однако, п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <№> распространяются только на твердые коммунальные отходы. Строительные же отходы ликвидируются в общем порядке исходя из требований Земельного кодекса РФ. Региональным оператором по обращению с ТКО в <адрес> является ЕМУП «Спецавтобаза», собственником земельного участка государственного лесного фонда является Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в <адрес>.

Также указывает на то, что ответчиком заявлялось ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения вида размещенных в лесу отходов, вместе с тем, указанного ходатайство было отклонено судом. Министерством энергетики и ЖКХ <адрес> разработана территориальная схема обращения с отходами, предусматривающая несколько потоков вывоза ТКО региональными операторами из населенных пунктов области. Таким образом, исходя из того, что ТКО не могут быть образованы сами по себе, а образуются в результате жизнедеятельности граждан и функционирования организаций, расходы на их сбор и утилизацию уже заложены в территориальной схеме и оплачиваются в пользу регионального оператора. Возложение же обязанности ликвидировать свалку на лиц, итак обязанных заключить договор на сбор и вывоз ТБО с региональным оператором, приведет фактически к необоснованной двойной финансовой нагрузке на указанных лиц и двойной оплате данных услуг в пользу регионального оператора.

<дата> ООО «Сысерть-Лес» направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов. В ответ на уведомление ЕМУП «Спецавтобаза» просило указать точные координаты размещения ТКО с целью выезда, фиксации и принятия мер по ликвидации ТКО. <дата> направлено письмо с координатами несанкционированных свалок. В настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры <адрес> ( / / )4 возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просила решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, третьи лица. Как следует из материалов дела, стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что проведенной Сысертской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены нарушения действующего законодательства по соблюдению требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на земельных участках в границах Сысертского городского округа.

Также установлено, что на землях государственного лесного фонда – местоположение: <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» Сысертское участковое лесничество Сысертский участок, в квартале 69, выдел 14;22 на земельном участке с кадастровым номером <№> с координатами <№> размещена несанкционированная свалка мусора: крупногабаритного мусора, предметов мебели, спиленных (сломанных) веток деревьев.

Данный факт подтверждается актом о лесонарушении государственного лесного инспектора ГКУ СО «Сысертское лесничество» от <дата> <№>с, а также фотографиями.

Также судом первой инстанции было установлено, что <дата> между Министерством природных ресурсов <адрес> (Арендодатель) и ООО «Сысерть-Лес» (Арендатор) заключен договор <№> аренды лесного участка, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование на 49 лет лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок). Лесной участок площадью 6811,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение <адрес>, ГУ СО «Сысертское лесничество» Сысертское участковое лесничество <адрес> площадью 4379,0 га; <адрес> площадью 980,0 га; Верх-Сысертское участковое лесничество <адрес> площадью 1452,0 га. Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению <№>.

Разрешая спор, суд, оценив представленными сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 309, ст. 310, ст. 421, ст. 422, ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 4, ст. 11, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ООО «Сысерть-Лес», поскольку он является арендатором земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, бесспорно свидетельствующим о наличии у названного ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям местного самоуправления городских поселений и городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 8.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Областным законом от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере обращения с отходами производства и потребления: участвует в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления; осуществляет сбор, обработку и подготовку аналитических материалов в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; ведет <адрес> кадастр отходов производства и потребления; участвует в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; осуществляет экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; организует и осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами <адрес> и нормативными правовыми актами <адрес>, принимаемыми <адрес> и <адрес>.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, разрабатывает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами <адрес> и нормативными правовыми актами <адрес>, принимаемыми <адрес> и <адрес> (ст. 4).

Согласно ст. 5 Областного закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, при обнаружении несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обязанность по ликвидации места их несанкционированного размещения подлежит возложению на собственника земельного участка.

Согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как было установлено выше, <дата> земельный участок, на котором была обнаружена несанкционированная свалка, была передана ООО «Сысерть-Лес» в аренду сроком на 49 лет на основании договора <№> аренды лесного участка, заключенного с Министерством природных ресурсов <адрес>. При указанных обстоятельствах, именно ООО «Сысерть-Лес» обязано проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Доводы жалобы о том, что ни в проекте освоения лесов, ни в приложении <№> к Договору аренды не предусмотрена обязанность арендатора по ликвидации несанкционированных свалок, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из договора аренды <№> аренды лесного участка от <дата> следует, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении <№> к настоявшему договору. (л.д. 35)

ООО «Сысерть-Лес» в своей апелляционной жалобе указывает, что <дата> общество направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов, с указанием координат, и что в настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

Тем самым, ответчик не отрицает, факт того, что именно он обязан ликвидировать несанкционированную свалку.

В данном случае суд первой инстанции вышеуказанные положения закона учел и правомерно возложил на ответчика ООО «Сысерть -Лес», как арендатора земельного участка, обязанность осуществить действия, относящиеся к его компетенции.

<дата> ООО «Сысерть-Лес» направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов. В ответ на уведомление ЕМУП «Спецавтобаза» просило указать точные координаты размещения ТКО с целью выезда, фиксации и принятия мер по ликвидации ТКО. <дата> направлено письмо с координатами несанкционированных свалок. В настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

Разрешая иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определил и применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорным отношениям сторон, исходя из характера возникших отношений, исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, изложив в решении выводы, которые не противоречат материалам дела.

Выводы суда, изложенные в решении, и установленные судом обстоятельства дела основаны на совокупности исследованных доказательств, оцененных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом не нарушены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу требований ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией по данному делу не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Сысерть-Лес»– без удовлетворения.

Председательствующий Д.Е. Ковелин

Судьи Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова

Дело № 33-18286/2022 (2-1388/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 20.12.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи ( / / )3, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество», обществу с ограниченной ответственностью «Сысерть-Лес» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика ООО «Сысерть-Лес» на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры <адрес> - ( / / )4, судебная коллегия

установила:

Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлено размещение на землях государственного лесного фонда на земельном участке с кадастровым номером <№> (Сысертский участок Сысертского участкового лесничества) несанкционированной свалки мусора: крупногабаритного мусора, предметов мебели, спиленных (сломанных) веток деревьев. Департаментом Лесного хозяйства <адрес>, а также подведомственным ему ГКУ СО «Сысертское лесничество» меры по ликвидации несанкционированных свалок не предприняты. Просил обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку.

Определением Сысертского районного суда Свердловской области от 20.07.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Сысерть-Лес».

Определениями Сысертского районного суда Свердловской области от 25.08.2021, от 16.11.2021, от 19.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, ЕМУП «Спецавтобаза», ТУ Росимущества по <адрес>.

Решением Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022 исковые требования к ООО «Сысерть-Лес» удовлетворены. Постановлено обязать ООО «Сысерть-Лес» в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов в квартале 69 Сысертского участка Сысертского участкового лесничества на земельном участке с кадастровым номером 66 :25:2702001:485 с координатами 56.492228, 60.836584. В удовлетворении иска в Департаменту Лесного хозяйства <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Сысерть-Лес» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об оставлении исковых требований без удовлетворения. Указывает на то, что судом не были установлены надлежащие ответчики, все имеющие значения для дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения. Судом не установлен предметный состав отходов, представленных в свалке, что с точки зрения действующего законодательства, является основным моментом в определении лица, обязанного указанную свалку ликвидировать. Правоотношения в рассматриваемой сфере урегулированы законодательством об отходах производства и потребления и лесным законодательством. Вместе с тем, суд рассмотрел вопрос исключительно с точки зрения нарушения законодательства о санитарном состоянии лесов. Ни в проекте освоения лесов, ни в приложении <№> к Договору аренды не предусмотрена обязанность арендатора по ликвидации несанкционированных свалок. По имеющимся в материалах дела фотографиям видно, что отходы представлены различными веществами и предметами и не являются совокупностью, имеющей общие признаки. Ни истцом, ни судом не предприняты меры к установлению видов и класса опасности размещенных отходов. При этом, суд без достаточных к тому оснований самостоятельно и без ссылок на нормативно-правовые акты приходит к выводу, что размещенные отходы являются «свалкой бытовых отходов и мусора». Указанные понятия не являются юридическими терминами, и отсутствуют в Федеральном классификационном каталоге отходов. Согласно позиции истца несанкционированная свалка, подлежащая ликвидации, представляет собой скопление отходов: полиэтилен, пленка, мешки с мусором, строительные отходы в виде досок и оконных рам, картон, пластик, крупногабаритный мусор. Класс опасности и вид размещенных отходов непосредственно связан с определением организации, в обязанности которой входит ликвидация спорной свалки: законодательством установлены разные порядки ликвидации несанкционированных свалок, представленных твердыми коммунальными и строительными отходами. Ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов осуществляется собственником или региональным оператором. Однако, п. 1 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 17-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> <№> распространяются только на твердые коммунальные отходы. Строительные же отходы ликвидируются в общем порядке исходя из требований Земельного кодекса РФ. Региональным оператором по обращению с ТКО в <адрес> является ЕМУП «Спецавтобаза», собственником земельного участка государственного лесного фонда является Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в <адрес>.

Также указывает на то, что ответчиком заявлялось ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью определения вида размещенных в лесу отходов, вместе с тем, указанного ходатайство было отклонено судом. Министерством энергетики и ЖКХ <адрес> разработана территориальная схема обращения с отходами, предусматривающая несколько потоков вывоза ТКО региональными операторами из населенных пунктов области. Таким образом, исходя из того, что ТКО не могут быть образованы сами по себе, а образуются в результате жизнедеятельности граждан и функционирования организаций, расходы на их сбор и утилизацию уже заложены в территориальной схеме и оплачиваются в пользу регионального оператора. Возложение же обязанности ликвидировать свалку на лиц, итак обязанных заключить договор на сбор и вывоз ТБО с региональным оператором, приведет фактически к необоснованной двойной финансовой нагрузке на указанных лиц и двойной оплате данных услуг в пользу регионального оператора.

<дата> ООО «Сысерть-Лес» направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов. В ответ на уведомление ЕМУП «Спецавтобаза» просило указать точные координаты размещения ТКО с целью выезда, фиксации и принятия мер по ликвидации ТКО. <дата> направлено письмо с координатами несанкционированных свалок. В настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры <адрес> ( / / )4 возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просила решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики, третьи лица. Как следует из материалов дела, стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что проведенной Сысертской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены нарушения действующего законодательства по соблюдению требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на земельных участках в границах Сысертского городского округа.

Также установлено, что на землях государственного лесного фонда – местоположение: <адрес>, ГКУ СО «Сысертское лесничество» Сысертское участковое лесничество Сысертский участок, в квартале 69, выдел 14;22 на земельном участке с кадастровым номером <№> с координатами <№> размещена несанкционированная свалка мусора: крупногабаритного мусора, предметов мебели, спиленных (сломанных) веток деревьев.

Данный факт подтверждается актом о лесонарушении государственного лесного инспектора ГКУ СО «Сысертское лесничество» от <дата> <№>с, а также фотографиями.

Также судом первой инстанции было установлено, что <дата> между Министерством природных ресурсов <адрес> (Арендодатель) и ООО «Сысерть-Лес» (Арендатор) заключен договор <№> аренды лесного участка, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование на 49 лет лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее - лесной участок). Лесной участок площадью 6811,0 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение <адрес>, ГУ СО «Сысертское лесничество» Сысертское участковое лесничество <адрес> площадью 4379,0 га; <адрес> площадью 980,0 га; Верх-Сысертское участковое лесничество <адрес> площадью 1452,0 га. Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению <№>.

Разрешая спор, суд, оценив представленными сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 309, ст. 310, ст. 421, ст. 422, ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 4, ст. 11, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является ООО «Сысерть-Лес», поскольку он является арендатором земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими установленным по делу обстоятельствам, бесспорно свидетельствующим о наличии у названного ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям местного самоуправления городских поселений и городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 8.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Областным законом от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере обращения с отходами производства и потребления: участвует в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами производства и потребления; осуществляет сбор, обработку и подготовку аналитических материалов в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; ведет <адрес> кадастр отходов производства и потребления; участвует в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; осуществляет экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>; организует и осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами <адрес> и нормативными правовыми актами <адрес>, принимаемыми <адрес> и <адрес>.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти <адрес> в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, разрабатывает порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес> в соответствии с законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами <адрес> и нормативными правовыми актами <адрес>, принимаемыми <адрес> и <адрес> (ст. 4).

Согласно ст. 5 Областного закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок); организация экологического воспитания формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования, в частности санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу п. 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, при обнаружении несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обязанность по ликвидации места их несанкционированного размещения подлежит возложению на собственника земельного участка.

Согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как было установлено выше, <дата> земельный участок, на котором была обнаружена несанкционированная свалка, была передана ООО «Сысерть-Лес» в аренду сроком на 49 лет на основании договора <№> аренды лесного участка, заключенного с Министерством природных ресурсов <адрес>. При указанных обстоятельствах, именно ООО «Сысерть-Лес» обязано проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Доводы жалобы о том, что ни в проекте освоения лесов, ни в приложении <№> к Договору аренды не предусмотрена обязанность арендатора по ликвидации несанкционированных свалок, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку из договора аренды <№> аренды лесного участка от <дата> следует, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении <№> к настоявшему договору. (л.д. 35)

ООО «Сысерть-Лес» в своей апелляционной жалобе указывает, что <дата> общество направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов, с указанием координат, и что в настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

Тем самым, ответчик не отрицает, факт того, что именно он обязан ликвидировать несанкционированную свалку.

В данном случае суд первой инстанции вышеуказанные положения закона учел и правомерно возложил на ответчика ООО «Сысерть -Лес», как арендатора земельного участка, обязанность осуществить действия, относящиеся к его компетенции.

<дата> ООО «Сысерть-Лес» направило в адрес ЕМУП «Спецавтобаза» уведомление о несанкционированной свалке бытовых отходов. В ответ на уведомление ЕМУП «Спецавтобаза» просило указать точные координаты размещения ТКО с целью выезда, фиксации и принятия мер по ликвидации ТКО. <дата> направлено письмо с координатами несанкционированных свалок. В настоящее время идет процесс уточнения местоположения спорной свалки ТКО и возможности проезда к ней специалистов ЕМУП «Спецавтобаза» для исполнения ими возложенной на них законодательством обязанности.

Разрешая иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определил и применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорным отношениям сторон, исходя из характера возникших отношений, исследовал и оценил представленные сторонами доказательства, изложив в решении выводы, которые не противоречат материалам дела.

Выводы суда, изложенные в решении, и установленные судом обстоятельства дела основаны на совокупности исследованных доказательств, оцененных по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Правила оценки доказательств судом не нарушены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу требований ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией по данному делу не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сысертского районного суда Свердловской области от 18.08.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО «Сысерть-Лес»– без удовлетворения.

Председательствующий Д.Е. Ковелин

Судьи Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова

33-18286/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сысертский природоохранный прокурор
Ответчики
Департамент лесного хозяйства Свердловской области
ГКУ СО "Сысертское лесничество"
Другие
ТУ Росимущество по СО
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
ЕМУП "Спецавтобаза"
Администрация СГО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кучерова Рада Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
25.10.2022Передача дела судье
29.11.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Передано в экспедицию
20.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее