Дело № 2-624/2020
47RS0002-01-2020-001089-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волосово 10 декабря 2020 года
Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Егорова С.Е.,
при секретаре Даниловой С.Е.,
с участием истца прокурора Волосовского района Ленинградской области - Островской А.М.,
представителя ответчиков МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа», комитета образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – Калинина Ю.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – Калининой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа», комитету образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Волосовского района Ленинградской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Волосовский районный суд Ленинградской области с иском к МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа», комитету образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район в лице комитета образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области профинансировать работы по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся, в образовательных учреждениях, установлено, что в МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» отсутствует устройство молниезащиты, то есть имеется нарушение МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» требований безопасности и норм СНиП, которыми предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных сооружений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Островская А.М. заявленные уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчиков МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа», комитета образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – Калинин Ю.В. не возражал против удовлетворения иска прокурора в части обязании МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта установки устройства молниезащиты. При этом, полагал что срок для выполнения данных мероприятий должен быть увеличен, поскольку данные работы носят длительный и дорогостоящий характер. Также полагал, что комитет образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему по делу, поскольку в его полномочия не входит финансирование образовательных учреждений в указанной прокурором части. Полагал, что указанные расходы должны быть возложены на администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, как собственника помещений.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области – Калинина Н.В. не возражала против удовлетворения иска прокурора в части обязании образовательного учреждения выполнить мероприятия по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта установки устройства молниезащиты. Пояснила, что указанные расходы должны быть возложены на администрацию, как на собственника помещений. Также выразила несогласие с требованиями прокурора в части установления срока исполнения работ, поскольку данные работы носят дорогостоящий и длительный характер с участием организаций, которые проходят конкурсную процедуру, в связи с чем, просила установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 2, 41, 43 Конституции Российской Федерации, статей 28, 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Общедоступность школьного (дошкольного) образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении. К компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно ст.ст. 4, 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое и психическое развитие, в том числе в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, которые разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. На образовательную организацию возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также ответственность за ненадлежащие выполнение функций, отнесенных к ее компетенции и жизнь, здоровье обучающихся, работников организации. В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.
Так, в пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» отсутствует устройство молниезащита, что подтверждается ответом МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа» № от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 10).
Факт отсутствия у здания образовательного учреждения систем молнизащиты ответчиками не оспаривался.
Проанализировав вышеуказанные нормы права и обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части обязании МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты.
При этом, суд приходит к выводу о том, что финансирование вышеуказанных работ должно быть возложено на администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области исходя из следующего.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом, суд учитывает, что согласно Постановлению администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении комитета образования администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области отдельными полномочиями администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области» в перечень обязанностей комитета образования не входит финансирование вышеуказанных работ.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд при принятии решения может установить срок его исполнения. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При этом суд считает, возможным установить МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из особенностей проведения работ, а также их стоимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать МОУ «Сабская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты.
Обязать администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать работы по обследованию здания образовательного учреждения на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства мониезащиты.
В удовлетворении исковых требований прокурора Волосовского района Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к комитету образования администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, через Волосовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 11 декабря 2020 года.