Дело №2-249/2023
УИД 92RS0004-01-2022-003406-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
06 июля 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Лемешко А.С.,
при секретаре судебного заседания – Стешенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО12 к ФИО12, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, о признании недействительными результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка,
установил:
Истец Чалая Е.В., уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ответчикам Щеголю Р.А., Щеголь Е.О., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Щеголь А.Р., Щеголь Т.Р., Щеголь И.Р., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту Департамент) и просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента от 25.06.2018 №8417-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: ФИО12 исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12.; установить сведения о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12, в следующих координатах:
ФИО12 | ФИО12 | |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
Требования мотивированы тем, что истица является собственником земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: ФИО12, кадастровый номер ФИО12 При уточнении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ФИО12 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 14.06.2022 №ФИО12 поскольку границы указанного земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12 Земельный участок с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12 принадлежит на праве собственности ответчикам. Поскольку имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером ФИО12 и земельного участка с кадастровым номером ФИО12 при этом земельный участок с кадастровым номером 91:04:002013:107 фактически находится по другому адресу (в Гагаринском районе), то сведения в ЕГРН внесены некорректно. Таким образом, в ЕГРН внесены некорректные сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером ФИО12 чем нарушено право истца на постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ФИО12 в уточненных границах, в связи с чем, истица обратилась с данным иском в суд.
Истец Чалая Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя. Представитель истца Махалин А.В., действующий на основании доверенности, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объёме.
Ответчики Щеголь А.Р., Щеголь Р.А., Щеголь Е.О., Щеголь Т.Р., Щеголь И.Р. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношений города Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не направил.
В силу ч. 1 ст.115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Информация о движении дела размещена на сайте суда.
Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчикам судебных извещений.
При таком положении, суд находит, что ответчики о месте, времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представили.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и их представителей.
Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о дате и времени слушания дела извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, Чалой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу: ФИО12 с кадастровым номером ФИО12, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, решением Севастопольского городского Совета от 19.10.2010 №11283.
При уточнении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером ФИО12 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 14.06.2022 № ФИО12 поскольку границы указанного земельного участка совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12 принадлежащего на праве собственности Щеголь А.Р., Щеголь Р.А., Щеголь Е.О., Щеголь Т.Р., Щеголь И.Р., что подтверждается записью в ЕГРН от 17.11.2022 за № ФИО12, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2018 №8417-РДЗ и от 09.10.2020 № 5951-РДЗ.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2018 №8417-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ФИО12
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.10.2020 №5951-РДЗ предоставлен Щеголь Е.О., Щеголь Р.А., Щеголь Т.Р., Щеголь А.Р., Щеголь И.Р. в собственность бесплатно земельный участок по адресу: ФИО12
Согласно пункту 7 статьи 1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, что предусмотрено частью 1 статьи 8 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещения (часть 2 статьи 8 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя является исполнительным органом государственной власти Севастополя, осуществляющим в числе прочего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, на территории города Севастополя в рамках переданных по Соглашению, заключенному между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Правительством Севастополя от 11 октября 2016 года, утвержденному распоряжениями Правительства РФ от 16.11.2016 года №2433-р, а также в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 года №23-ПП.
В силу положений статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в числе прочего являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости.
В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (п. 5 ст. 15 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений. В соответствии со статьей 23 Закона №5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 года №188-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя». Согласно пункту 1.1. Положения Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Аналогичные полномочия закреплены за Департаментом Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу ФЗ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации).
На момент образования и постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером ФИО12 земельный участок с кадастровым номером ФИО12 существовал, поскольку образование его было проведено до 16.03.2014.
Площадь, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости на земельный участок с кадастровым номером ФИО12 площадью 1000 кв.м. соответствует площади, указанной в правоустанавливающем документе. Фактическое местоположение земельного участка соответствует местоположению, указанному в правоустанавливающем документе.
Частью 10 статьи 22 Закона о регистрации предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) под ошибками, содержащимися в ЕГРН, понимаются:
техническая ошибка в записях - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН;
реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.
В силу положений части 1 и части 3 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ исправление регистрирующим органом как технической ошибки в записях, так и реестровой ошибки, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 статьи 61 ФЗ №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Для установления факта наличия либо отсутствия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, а также с целью проверки данных, указанных истцом в иске, определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2023 года назначена по делу судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Центр судебной экспертизы «ЕНС».
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы №17-05/2023 от 2505.2023 усматривается, что имеется наложение земельного участка с кадастровым номером № ФИО12 по адресу: ФИО12 и земельного участка истца с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12 Возможной причиной такого наложения может быть техническая или реестровая ошибка.
Заключением судебной экспертизы от 25 мая 2023 года № ФИО12 в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ.
Суд полагает, что заключение судебной экспертизы в данном случае отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют. Кроме того, следует отметить, что заключение эксперта не противоречит совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.07.2015 №74 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
1) принятие решения исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками (срок действия решения об утверждении Схемы составляет 2 года);
2) письменный мотивированный отказ в утверждении Схемы.
Процедура предоставления государственной услуги завершается путем получения заявителем:
- распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с утвержденной Схемой;
- уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (с указанием оснований такого отказа).
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе:
- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса России;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;
- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено: если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, схема вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ФИО12 кадастровый квартал ФИО12, утвержденная распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2018 №8417-РДЗ, разработана с нарушением указанных выше положений закона, поскольку допущено пересечение вновь образуемого земельного участка с ранее учтенным земельным участком истца, что нарушает его права и законные интересы.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
В силу пункта 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление №10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в том числе, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу положений пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, выводы судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя по заявлению Чалой Е.В. записей в Единый государственный реестр недвижимости: - об исключении сведений о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № ФИО12 по адресу: ФИО12 - об установлении сведений о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО12 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.06.2018 №8417-РДЗ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ФИО12
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № ФИО12 по адресу: ФИО12
Установить сведения о местоположении и координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ФИО12 по адресу: ФИО12 согласно следующему каталогу координат:
ФИО12 | ФИО12 | |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
ФИО12 | ФИО12 | ФИО12 |
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2023 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко