Мотивированное решение изготовлено: 16.06.2021.
Дело № 2а-394/2021
УИН 27RS0021-01-2021-000601-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Переяславка 08 июня 2021 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Коваленко А.О., при секретаре судебного заседания Кимонко О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Степановой Алене Владимировне о взыскании недоимки по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степановой А.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений,земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, пени, мотивируя свои требования тем, что Степанова А.В. в период указанный в налоговом уведомлении от 06.08.2017 № являлась собственником имущества облагаемого налогом: индивидуальным жилым домом, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 21.05.2008.Налоговым органом в соответствии со ст. 408 НК РФ Степановой А.В. исчислен налог на имущество за 2016 год. Налогоплательщику было направлено требование от 21.02.2018 № об уплате налога на имущество (пени, штрафа).Так как в установленные сроки налогоплательщиком не выполнена обязанность по уплате налога на имущество, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени.По сведениям, поступившим в соответствии со ст. 85 НК РФ из органов, осуществляющих кадастровый учет, Степанова А.В. в период, указанный в налоговом уведомлении, является собственником земельных участков, расположенных: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 07.07.2011;<адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 21.05.2008;<адрес> кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 30.10.2017.Налоговым органом в соответствии со ст. 396 НК РФ Степановой А.В. исчислен земельный налог за 2016, 2017, 2018 года.Налогоплательщику было направлено требование от 21.02.2018 №, от 05.02.2019 №, от 30.01.2020 № об уплате земельного налога (пени, штрафа). В связи с тем, что задолженность по земельному налогу была оплачена несвоевременно, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени.Инспекция обращалась к мировому судье о вынесении судебного приказа, однако определением судебный приказ отменен.Просит взыскать со Степановой А.В. недоимки за 2016 год по налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 67 рублей, пени в размере 1 рубль 41 копейка, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 2 985 рублей (за 2016 – 995 рублей, за 2017 – 995 рублей, за 2018 – 995 рублей), пени в размере 49 рублей 22 копейки (за 2016 – 21,01 рубль, за 2017 – 16,08 рублей, за 2018 – 12,13 рублей), земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 625 рублей (за 2017 – 181 рубль, за 2018 – 444 рубля), пени в размере 8 рублей 34 копейки (за 2017 – 2,93 рубля, за 2018 – 5,42 рублей), всего взыскать 3 735 рублей 97 копеек.
Административный истец, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении рассмотрения дела не заявлял, в заявлении просил направить решение суда в адрес Инспекции.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не заявляла, возражения не представила.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных КАС РФ, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также, если подано встречное административное исковое заявление (ч. 1 ст. 152 КАС РФ).
В силу ч. 6 ст. 45 КАС РФ участвующие в деле лица обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.
Изучив административное исковое заявление, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность уплаты налога на имущество физических лиц закреплена в статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 НК РФ).
Объектом налогообложения, в силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390, частей 1, 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, признанного объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Материалами дела установлено, что Степанова А.В. в 2016 году являлась собственникоминдивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 21.05.2008. Кроме того, в 2016-2018 годах собственником земельных участков, расположенных: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 07.07.2011;<адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 21.05.2008;<адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации 30.10.2017, в связи с чем она является плательщиком налога на имущество с физических лиц и земельного налогов.
В адрес административного ответчика, направлялось налоговое уведомление № от 06.08.2017 с предложением уплатить налог на имущество физических лиц и земельного налога за 2016 год не позднее 01.12.2017.
В установленные законом сроки Степанова А.В. не выполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с чем, инспекцией начислена пеня.
Кроме того, в адрес административного ответчика, направлялось налоговое уведомление № от 21.08.2018 с предложением уплатить земельный налог за 2017 год не позднее 03.12.2018.
В установленные законом сроки Степанова А.В. не выполнила обязанность по уплате земельного налога, в связи с чем, инспекцией начислена пеня.
Кроме того, в адрес административного ответчика, направлялось налоговое уведомление № от 15.08.2019 с предложением уплатить земельный налог за 2018 год не позднее 02.12.2019.
В установленные законом сроки Степанова А.В. не выполнила обязанность по уплате земельного налога, в связи с чем, инспекцией начислена пеня.
Требованием от 21.02.2018 № налогоплательщику было предложено уплатить налог на имущество физических лиц взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 67 рублей, пени в размере 1,41 рубль; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 995 рублей, пени в размере 21,01 рубль в срок до 03.04.2018.
Требованием от 05.02.2019 № налогоплательщику было предложено уплатить земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 995 рублей, пени в размере 16,08 рублей и в размере 181 рубль, пени в размере 2,93 рубля в срок до 26.03.2019.
Требованием от 30.01.2020 № налогоплательщику было предложено уплатить земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 444 рубля, пени в размере 5,41 рублей и в размере 995 рублей, пени в размере 12,13 рублей в срок до 21.06.2020.
Направление, как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, имеющимися в материалах дела.
Требования были оставлены административным ответчиком без исполнения.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Поскольку сумма задолженности налогоплательщиком не была оплачена, МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю обратилась к мировому судье судебного района «<данные изъяты> Хабаровского края» на судебном участке № с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Степановой А.В. налога на имущество физических лиц, земельного налога.
14.12.2020 мировым судьей судебного района <данные изъяты> Хабаровского края» на судебном участке №, выдан судебный приказ о взыскании со Степановой А.В. задолженности по налогам, который на основании поступивших от налогоплательщика возражений отменен определением мирового судьи 18.01.2021, в связи с чем МИФНС № 3 подано настоящее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что налоговый орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования: по требованию от 21.02.2018 № (срок исполнения требования 03 апреля 2018 года) в срок до 03 октября 2018 года,по требованию от 05.02.2019 № (срок исполнения требования 26 марта 2019 года) в срок до 26 сентября 2019 года, потребованию от 30.01.2020 № (срок исполнения требования 21 июня 2020 года) в срок до 21 декабря 2020 года.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Степановой А.В. налога на имущество, земельного налога 10 декабря 2020 года, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога на имущество, земельного налога и пени от 21.02.2018 №, от 05.02.2019 №.
При этом по требованию от 30.01.2020 № срок подачи административного искового заявления не пропущен.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ положений ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В суд административный истец с административным иском обратился 29.01.2021 (согласно штампу на почтовом конверте), то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока, (по требованиям от 21.02.2018 №, от 05.02.2019 № – за 2016, 2017 годы).
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с указанием уважительных причин пропуска срока административным истцом, в указанной части, не заявлено.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления в части взыскания недоимки по налогам за 2016, 2017 года.
При этом в части взыскания недоимки по налогу, пени за 2018 год по требованию от 30.01.2020 № административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: до 20000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Принимая во внимание, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю удовлетворены на сумму 1456 рублей 54 копейки, с административного ответчика в доход муниципального района имени Лазо Хабаровского края подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к Степановой Алене Владимировне о взыскании недоимки по налогам, пени – удовлетворить частично.
Взыскать со Степановой Алены Владимировны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимку за 2018 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 995 рублей, пени в размере 12 рублей 13 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 444 рубля, пени в размере 5 рублей 41 копейка, всего взыскать 1456 (одна тысяча четыреста пятьдесят шесть) рублей 54 копейки.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать со Степановой Алены Владимировны в доход муниципального бюджета района имени Лазо Хабаровского края госпошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.О. Коваленко