Гр. дело №2-323/2022
04RS0022-01-2022-000504-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай 26 июля 2022 г.
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Алсагаевой С.А., при секретаре Болоневой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление образования» муниципального образования «Тарбагатайский район», Муниципальному казенному учреждению Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» об обязании произвести финансово-экономическое обоснование размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Тарбагатайского района, внести изменения в постановление администрации, произвести перерасчет родительской платы за присмотр и уход за детьми,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района РБ, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление образования» МО «Тарбагатайский район», МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район», просит с учетом уточнения исковых требований обязать МКУ «Управление образования» МО «Тарбагатайский район» произвести финансово-экономическое обоснование размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Тарбагатайского района на приобретение расходных материалов для обеспечения режима дня и личной гигиены для детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район» на основании финансово-экономического обоснования размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Тарбагатайского района на приобретение расходных материалов для обеспечения режима дня и личной гигиены детей внести изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях муниципального образования «Тарбагатайский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МКУ «Управление образования» МО «Тарбагатайский район» произвести перерасчет родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования с ДД.ММ.ГГГГ по дату внесения изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях муниципального образования «Тарбагатайский район». В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Н.Г.И. о необоснованном повышении платы на хозяйственные нужды в МБДОУ Детский сад «Колосок», по результатам которой установлено, что в размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных учреждениях включены расходы на приобретение материалов для ремонта, расходы по приобретению канцелярских товаров, что является незаконным. Кроме того, расчет размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Тарбагатайском районе Республики Бурятия, установленный Постановлением, произведен без финансово-экономического обоснования.
Представитель истца Ц.С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования с учетом уточнения удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования» МО «Тарбагатайский район» Б.Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время расчет финансово-экономического обоснования произведен, исключены из размера родительской платы затраты на ремонт канцелярские товары, однако расчет еще не утвержден постановлением.
Представитель ответчика МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район» М.А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что действительно в размер родительской платы за присмотр и уход за детьми были включены расходы на приобретение материалов для ремонта и канцелярских товаров. В настоящее время указанные расходы исключены из размера родительской платы, произведен новый расчет финансово-экономического обоснования, который в скором времени будет утвержден постановлением администрации района.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми.
Согласно части 2 статьи 65 Закона об образовании за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 65 Закона об образовании не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.
В силу части 4 статьи 65 Закона об образовании размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Пунктом 1.1 Приказа от 23 декабря 2021 г. № 307 «О внесении изменений в Положение МКУ «Управление образования» МО «Тарбагатайский район» от 22 марта 2021 г. № 85 «Об утверждении Положения о порядке установления, взимания и расходовании родительской платы на расходы, производимые в целях осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в части обеспечения и соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены» установлено, что родительская плата за присмотр и уход детей в учреждении устанавливается как ежемесячная плата на возмещение части затрат на обеспечение комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня. В состав затрат, учитываемых для расчета родительской платы не включаются затраты на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества детского сада.
Из материалов дела следует, что в соответствии с расчетом стоимости хозяйственных нужд, который просчитан на основании анализа посещаемости в дошкольных образовательных учреждениях МО «Тарбагатайский район», представленный к постановлению от 8 октября 2021 г. № 849 «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях МО «Тарбагатайский район», в размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком, входят расходы на приобретение материалов для ремонта (расходы на содержание недвижимого имущества): финишная шпаклевка (256 рублей на 1 год), гипсовая шпаклевка (580 рублей на 1 год), краска водоэмульсионная (6480 рублей на 1 год), эмаль половая (22400 рублей на 1 год), саморезы (1200 рублей на 1 год) и т.д.
По данному факту прокуратурой района в адрес главы МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, его доводы признаны обоснованными, однако до настоящего времени изменения в указанное постановление не внесены.
Кроме того, в размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком включаются расходы по приобретению канцелярских товаров, то есть расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Проверкой прокуратуры, проведенной в апреле 2022 г. установлено, что в нарушение ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации расчет размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Тарбагатайском районе Республики Бурятия, установленный Постановлением, произведен без финансово-экономического обоснования.
В связи с указанным прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако указанные нарушения так и не устранены.
Согласно ответу главы МКУ Администрации МО «Тарбагатайский район» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, расчет размера родительской платы устанавливается в соответствии с расчетами, представленными дошкольным образовательным учреждением.
Фактическое наличие выявленных нарушений подтверждено материалами дела, признано в ходе рассмотрения дела ответчиками, при этом, учитывая в силу указанных норм определение срока для расчета финансово-экономического обоснования, внесения изменений в постановление администрации о размере родительской платы, перерасчете родительской платы, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора.
Определяя срок в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течении которого ответчики должны исполнить решение суда, суд соглашается с доводом прокурора по определению указанного им в иске срока, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» муниципального образования «Тарбагатайский район» произвести финансово-экономическое обоснование размера родительской паты за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждения Тарбагатайского района на приобретение расходных материалов для обеспечения режима дня и личной гигиены для детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» на основании финансово-экономического обоснования размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Тарбагатайского района на приобретение расходных материалов для обеспечения режима дня и личной гигиены детей внести изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях муниципального образования «Тарбагатайский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» муниципального образования «Тарбагатайский район» произвести перерасчет родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования с ДД.ММ.ГГГГ по дату внесения изменений в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях муниципального образования «Тарбагатайский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ: С.А. Алсагаева
Мотивированное решение принято 29 июля 2022 г.