Решение по делу № 33-3855/2019 от 11.10.2019

Дело № 33-3855 судья Стукалов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 декабря 2019 года                      город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Алдошиной В.В., Сенчуковой Е.В.,

при секретаре Жуковой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) на решение Суворовского районного суда Тульской области от 16 августа 2019 года по делу № 2-260/2019 по иску Сергеева Н.Н. к государственному учреждению–Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сергеев Н.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку, длительное время, работая <данные изъяты>, имел необходимый специальный стаж.

Однако, в назначении пенсии ему было отказано, поскольку специальный стаж по подсчету пенсионного органа составил по состоянию на 1 октября 2018 года <данные изъяты> при требуемой продолжительности 7 лет 6 месяцев.

С отказом в назначении пенсии не согласен. Полагал, что ответчиком необоснованно не включены в его специальный стаж периоды работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>».

Просил, включить указанные спорные периоды в его специальный стаж, признав за ним право и обязать ответчика назначить пенсию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Сергеев Н.Н. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Его представители в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Сергеева В.В. и Назарова О.Н. просили исковые требования их доверителя удовлетворить.

Представитель государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) по доверенности Кузина Н.В. просила Сергееву Н.Н. в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием правовых оснований.

Решением Суворовского районного суда Тульской области от 16 августа 2019 года исковые требования Сергеева Н.Н. удовлетворены; суд обязал пенсионный орган включить в специальный стаж Сергеева Н.Н. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика назначить Сергееву Н.Н. страховую пенсию с 1 октября 2018 года.

В апелляционной жалобе представитель государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) по доверенности Кузину Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Сергеева Н.Н, его представителей Сергееву В.В. и Назарову О.Н., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,1 октября 2018 года Сергеев Н.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 28 декабря 2018 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием специального стажа работы, требуемой продолжительности 7 лет 6 месяцев.

Специальный стаж подсчитанный ответчиком составил <данные изъяты>.

При этом ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы с ДД.ММ.ГГГГ1 года по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, которое реализуется через Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регламентирующий основания и порядок назначения страховых пенсий.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции действующей до 1 января 2019 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года : месяцев такой работы.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 1 п. 1, п. 2 ст. 27).

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом «б» пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

список N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем согласно Разъяснениям Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80 процентов рабочего времени.

Правом на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 и Списку № 2 пользуются работники, чьи профессии и должности предусмотрены в соответствующих разделах и подразделах этих Списков.

Разделом XXXII «Общие профессии» Списка №2 от 22 августа 1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", предусмотрено наименование профессии « <данные изъяты>».

Разделом XXXIII «Общие профессии» код 23200000-19756 Списка №2 от 26 января 1991 года №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрены «<данные изъяты>».

Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N 2 от 26 января 1991 года N 10, а работа в период до 1 января 1992 года может также засчитываться в специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 года N 1173.

Информационным письмом Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 августа 2000 года №3073-17/06- 27/7017 разъяснено, что «<данные изъяты>» - это разные наименования одной и той же профессии, то есть «<данные изъяты>» — это неточное наименование профессии «<данные изъяты>».

Рабочие, которые по трудовым документам значатся <данные изъяты>, могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 от

26 января 1991 года (раздел XXXIII), как <данные изъяты> при соблюдении условий, предусмотренных законодательством.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 27 Закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время статьей 30 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», как уже писалось выше в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 года "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года постановлением СМ РСФСР от 2 октября 1991 года № 517», утверждённых приказом Министерства труда и занятости РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 3/235.

Удовлетворяя исковые требования Сергеева Н.Н., суд первой инстанции исходил из того, что трудовая книжка отражает всю оплачиваемую основную трудовую деятельность истца и по ней необходимо исчислять общий, специальный и непрерывный стаж истца.

По мнению судебной коллегии, столь категоричный вывод суда противоречит вышеизложенным нормам пенсионного законодательства.

Действительно, до регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета трудовая книжка являлась основным документом о трудовом стаже работника. Между тем, в трудовую книжку не вносятся дополнительные сведения о работе в части предоставления работнику отпусков без сохранения заработной платы, прогулах, административных отпусках. Указанные сведения содержатся только в первичных документах работодателя (приказах, распоряжениях, расчетных ведомостях по начислению заработной платы и других документах) (п.6 Постановления СМ СССР, ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих»), и они могут влиять на право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В связи с чем, работодатель выдает работнику льготно-уточняющую справку, подтверждающую его право на льготную пенсию с указанием периодов отвлечения от льготной работы, а пенсионный орган наделен правом проверять по первичным документам, представленным работодателем сведения содержащиеся, в том числе и в трудовой книжке о характере и об условиях работы гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из материалов гражданского дела, представленных в суд апелляционной инстанции следует, что в спорные периоды у Сергеева Н.Н. имелись отвлечения – отпуска без сохранения заработной платы – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; а также прогулы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Тем не менее, в нарушение указанных выше правовых норм, суд первой инстанции включил и прогулы, и отпуска без сохранения заработной платы в специальный стаж истца, определяя его право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что, поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в период работы истца не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными Списками, то указание ответчика на то, что истцом документально не подтверждена полная занятость, является несостоятельным.

Такой вывод суда является не правильным и прямо противоречит положениям Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 №10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года постановлением СМ РСФСР от 2 октября 1991 года № 517», утверждённых приказом Министерства труда и занятости РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 3/235.

Основанием отказа пенсионным органом Сергееву Н.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», явилось отсутствие специального стажа работы требуемой продолжительности 7 лет 6 месяцев, по причине не включения в льготный стаж периодов работы истца в должности, не предусмотренной соответствующими Списками; периодов работы, где отсутствует документальное подтверждение работы в льготной должности; периодов работы, когда доплата истцу за вредные условия не осуществлялась и наименование его должности в первичных документах работодателя вообще не указано; периодов прогулов и отпусков без сохранения заработной платы.

Суд первой инстанции, исходя из полной занятости истца, пришел к выводу о том, что в спорный период работы истцом осуществлялась <данные изъяты>, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обратном.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в материалах дела имеются копии первичных документов (приказы, расчетные ведомости по начислению заработной платы рабочим и служащим и др.) из анализа которых следует, что выполнение Сергеевым Н.Н. льготной работы за спорный период времени документально не подтвержден.

При этом, в суде апелляционной инстанции судебной коллегией обозревалось пенсионное дело истца, из которого следует, что по спорным периодам пенсионным органом была проведена проверка факта льготной работы Сергеева Н.Н. о чем составлен акт проверки от 19 декабря 2018 года № 15.

Из акта проверки усматривается, что, проверяя спорные периоды работы Сергеева Н.Н. в <данные изъяты>» по первичным документам, расчетным ведомостям по начислению заработной платы, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец значится работающим, при этом должность не указана, доплата за вредные условия труда отсутствует; в ДД.ММ.ГГГГ 1991 - указана должность <данные изъяты>, однако доплата за вредные условия труда также отсутствует. Кроме того, в книгах приказов зарегистрированы приказы о предоставлении Сергееву Н.Н. отпусков без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» отпуска без сохранения заработной платы пенсионным органом исключены из подсчета специального стажа, также в подсчет специального стажа не включены периоды работы, где отсутствует доплата истцу за вредные условия труда, указана должность не предусмотренная Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах"

Проверяя период работы Сергеева Н.Н. по первичным документам (расчетным ведомостям по начислению заработной платы) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> пенсионным органом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у истца отсутствует доплата за вредные условия труда, а в периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ имеются отпуска без сохранения заработной платы, а ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ имеются приказы о совершенных истцом прогулах. Все эти периоды на основании изложенных выше норм пенсионным органом не были включены в подсчет специального стажа истца.

Проверяя период работы Сергеева Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в должности «<данные изъяты>» пенсионному органу работодателем были представлены первичные документы для проверки, в которых отсутствуют сведения о подтверждении работы истца в льготных условиях в спорный период.

Поскольку законодатель для данной профессии предусмотрел дополнительные условия, наличие которых позволяет включать работу в должности «<данные изъяты>» в льготный стаж, с 1 января 1992 года работа в указанной должности (профессии) может быть засчитана в специальный стаж, при условии занятости на резке и ручной сварке, либо на полуавтоматических машинах, либо на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, то есть, необходимо документальное подтверждение занятости истца на указанных работах с уточнением вида сварки, пенсионным органом данный спорный период также не был зачтен в специальный стаж Сергеева Н.Н.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что на дату обращения Сергеева Н.Н. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях его специальный стаж без учета прогулов, отпусков без сохранения заработной платы, периодов работы, за которые не производилась доплата за вредные условия труда составит <данные изъяты>, что недостаточно для назначения пенсии.

Судебная коллегия полагает, что прогулы и отпуска без сохранения заработной платы обоснованно не включены ответчиком в специальный стаж, поскольку это безусловные отвлечения от работы за которую предоставляются льготы. Что касается периодов, за которые не производилась доплата за вредные условия труда, судебная коллегия полагает, что они также обоснованно были исключены пенсионным органом из специального стажа истца, поскольку, иные доказательства, исходя из первичных документов о выполнении работы во вредных условиях отсутствуют. При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что оплата за вредные условия труда в иные периоды работы Сергеева Н.Н. имела место, в том числе и когда его должность была не указана либо указана просто сварщик и эти периоды приняты к зачеты ответчиком. Кроме того, исходя из показаний ФИО1 следует, что при отсутствии работы <данные изъяты> выполнялась иная работа не связанная с основной работой.

При изложенных обстоятельствах, как полагает судебная коллегия, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Сергеева Н.Н.

Не согласна судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сергеева Н.Н. от 22 июля 2019 года продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, указана <данные изъяты>, следовательно, право на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда он имеет.

Этот вывод суда основан на ошибочном толковании норм материального права.

Действительно, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сергеева Н.Н. от 22 июля 2019 продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости указана <данные изъяты>. Между тем, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета от 12 августа 2019 продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости - <данные изъяты>.

Согласно части 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в связи с чем, 19 декабря 2018 сотрудником пенсионного органа в присутствии представителя администрации муниципального образования Дубенский район была проведена проверка факта льготной работы Сергеева Н.Н. по документам архивных фондов <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, поскольку страхователи-организации, в которых осуществлял трудовую деятельность истец, - <данные изъяты>» был снят с учета в территориальном пенсионном органе с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией, а <данные изъяты> в базе программного комплекса РК АСВ не значились и запросить необходимые сведения у данных страхователей – организаций ответчиком не представлялось возможным.

В ходе указанной проверки было установлено, что записи в трудовой книжке заявителя о периодах льготной работы, частично не подтвердились первичными документами (приказами, расчетными ведомостями по начислению заработной платы рабочим и служащим и др.), что нашло свое отражение в акте проверки от 19 декабря 2018 №15.

По результатам проверки, продолжительность льготной работы Сергеева Н.Н. составила <данные изъяты>, что не дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Поскольку, организации — страхователи прекратили своё существование, обязанность по корректированию сведений индивидуального (персонифицированного) учета лежит на территориальном пенсионном органе, что прямо предусмотрено пенсионным законодательством.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом от 15 декабря 2001 N167-03 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ч.1 ст.1 Закона №400-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 16 июля1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (ч.1 ст.2 Закона №400-ФЗ).

Согласно абзаца 1 и 3 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионные органы имеют право осуществлять корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В целях реализации статьи 16 Закона №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" был разработан Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (утв. постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2005 N 246п.), который определил правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в части трудового (страхового) стажа за период с даты открытия индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 1 января 2002 года и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части названного стажа территориальными пенсионными органами.

Корректировка территориальными пенсионными органами сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц проводятся в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 года в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, своевременного и обоснованного установления страховых пенсий на основании законодательства Российской Федерации. (п.2 Порядка №246п).

Под корректировкой сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица до 1 января 2002 года понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Перечень оснований, по которым осуществляется такая корректировка указан в п.4 Порядка №246п, в том числе представление государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в территориальный пенсионный орган дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 1 января 2002 года.

По результатам проведенной 18 декабря 2018 проверки, 26 июля 2019 ответчиком были откорректированы индивидуальные сведения, в связи с чем, продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости истцу составила 2 года 6 месяцев 2 дня. Таким образом, с учетом вышеизложенного, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Сергеева Н.Н., поскольку действия ответчика, в том числе и по корректировке, проверки сведений о специальном стаже являлись законными и обоснованными. Поскольку необходимая продолжительность стажа у Сергеева Н.Н. для назначения досрочной страховой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следовательно, отсутствует и право на назначение такой пенсии.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда признать законным и обоснованным нельзя, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Сергееву Н.Н..

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 16 августа 2019 года – отменить, постановить по данному делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Сергееву Н.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Суворовском районе Тульской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости – отказать.

Председательствующий

Судьи

33-3855/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергеев Николай Николаевич
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ по Суворовскому району Тульской области (межрайонное)
Другие
Назарова Ольга Николаевна
Сергеева Вера Владимировна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Алдошина Валерия Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
26.01.2020Передача дела судье
26.01.2020Судебное заседание
15.11.2019Судебное заседание
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Передано в экспедицию
28.01.2020Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
17.08.2020Передача дела судье
17.08.2020Судебное заседание
05.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее