Решение по делу № 2-216/2024 (2-7533/2023;) от 19.06.2023

УИД 11RS0001-01-2023-007859-71

Дело № 2-216/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2024 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием представителя истца Ракиной П.О. (до объявления перерыва в судебном заседании),

представителя ответчика Соколова М.С. (до объявления перерыва в судебном заседании),

представителя третьего лица Первушиной Я.Н.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубовой Ольги Юрьевны к ТСЖ «Морозова 169» о возмещении материального ущерба,

у с т а н о в и л:

Зубова О.Ю. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Морозова 169» о возмещения материального ущерба в размере 339 405 рублей, причиненного заливом жилого помещения по адресу: ..., ..., имевшего место ** ** ** в результате протечки на участке общедомового стояка холодного водоснабжения в ... указанного дома.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд Республики Коми капремонта МКД, администрация МО ГО «Сыктывкар», УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар».

В судебном заседании представитель Зубовой О.Ю. на иске настаивала.

Представитель ТСЖ «Морозова 169» иск не признал.

Представитель администрация МО ГО «Сыктывкар» поддержала иск частично, полагала, что заявленная к взысканию сумма ущерба является завышенной.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Заслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ..., ... принадлежит Зубовой О.Ю. на праве собственности (запись в реестре БТИ от ** ** **, запись в ЕГРН от ** ** **) на основании договора купли-продажи, заключённого между нею и ФИО7

Указанное жилое помещение расположено на пятом этаже девятиэтажного дома и представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 47 кв.м.

В соответствии ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В целях управления общим имуществом в многоквартирном доме по адресу: ..., ... создано ТСЖ «Морозова 169» (зарегистрировано в качестве юридического лица ** ** **), которое по настоящее время осуществляет управление многоквартирным домом.

** ** ** произошёл залив жилого помещения по адресу: ..., ....

Согласно акту, составленному ** ** ** председателем правления ТСЖ «Морозова 169», слесарем-сантехником, в присутствии ФИО8 (собственник жилого помещения №...), ** ** ** в 02 часа 08 минут на телефон председателя правления ТСЖ «Морозова 169» поступил звонок от собственника ... сообщением о том, что происходит поступление холодной воды с потолка в районе туалете. В 02 часа 12 минут было произведено отключение всей системы холодного водоснабжения. Был осуществлён вывоз на место аварийного сантехника. Был произведён обход квартир, расположенных на этом же стояке. В ... каких-либо протечек воды со стороны вышерасположенных квартир обнаружено не было, в туалете из-за подвесного реечного потолка стекали остатки воды. После вскрытия пластикового короба, закрывавшего стояки холодного и горячего водоснабжения и канализационный стояк в туалете, источник поступления воды изначально выявлен не был. Для обнаружения места протечки был произведён кратковременный (менее одной секунды) пробный пуск холодной воды по данному стояку холодного водоснабжения, в результате чего было установлено, что имеется овальное отверстие на указанном стояке холодного водоснабжения, примерным диаметром до 1 см, с ровными краями и располагающееся в месте вмятины трубы с плавным её вдавлением внутрь трубы, также овальной формы, вытянутой по направлению сверху вниз по задней поверхности, направленном вглубь того же угла туалета, в котором находится сама труба стояка холодного водоснабжения, на расстоянии 12-15 от плиты перекрытия верхнего этажа (потолок туалета).

Также из указанного акта следует, что были обнаружены протечки в квартирах №№..., 11, 4. Жители квартир №№..., 46, 25 отсутствовали и доступ в квартиры не предоставили.

** ** ** комиссией в составе председателя правления ТСЖ «Морозова 169» Соколова М.С., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, с участием ФИО15, был составлен акт о залитии ..., в котором указано, что источником коммунальной аварии от ** ** **, явившейся причиной затопления квартиры, является стояк холодного водоснабжения в туалете квартиры по адресу: ..., относящийся к общедомовому имуществу. Также в акте указано, что залив произошёл по вине жилищного отдела МО ГО «Сыктывкар» и Фонда Республики Коми капремонта МКД, которыми противозаконно не были включены в краткосрочные планы проведения работ по капительному ремонту на 2018-2020 годы работы по капитальному ремонту общедомовой системы холодной водоснабжения дома, проведение которых было назначено к выполнению на 2018 год постановлением Правительства Республики Коми № 572 от 30.12.2013. Также ** ** ** комиссией были описаны повреждения в квартире истицы.

В целях определения размера причинённого в результате залива ущерба ФИО16 обратилась к ИП ФИО17

Согласно заключению специалиста ИП ФИО17 №... от ** ** **, стоимость восстановительных работ, услуг, материалов отделки и движимого имущества, получивших повреждение в результате залива ** ** ** квартиры по адресу: ..., составляет 339 405 рублей без учёта износа имущества, 319 097 рублей – с учётом износа имущества.

** ** ** истицей в адрес ответчика была направлена претензия, в которой истица потребовала возместить ей причинённый в результате залива ущерб на сумму 339 405 рублей и расходы на составление заключения специалиста о размере ущерба на сумму 8000 рублей. Указанная претензия была оставлена без рассмотрения по существу.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно п. 1 ст. 55 указанного Кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

При этом согласно ст. 60 указанного Кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу п. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В силу положений ст. 67 указанного Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заявляя требование о возмещении ущерба, сторона истца в силу ч. 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ должна доказать факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица.

К бремени доказывания ответчика при этом относится отсутствие его вины в причинении ущерба.

В силу положений ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII указанного Кодекса (Управление многоквартирными домами); обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Частью 2.2 указанной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 указанного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

В соответствии с положениями ст. 36 Жилищного кодекса РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, включается в состав общего имущества в многоквартирном доме и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в доме.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, проходящие через квартиру истицы стояки системы холодного водоснабжения, а также ответвления от них до первых отключающих устройств являются общим имуществом собственников помещений дома.

При этом обязанность по надлежащему содержанию указанной части общего имущества собственников помещений дома лежит на ТСЖ «Морозова 169», которое должно было обеспечить соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность имущества физических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций, включая общедомовую систему холодного водоснабжения, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Подпунктом «а» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 13 указанных Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее – ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом – лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Действующий с 11.04.2018 п. 13(1) указанных Правил предусматривает, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные. Текущие осмотры могут быть общие, в ходе которых проводится осмотр всего общего имущества, и частичные, в ходе которых осуществляется осмотр элементов общего имущества. Общие и частичные осмотры проводятся в сроки, рекомендуемые в технической документации на многоквартирный дом и обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в том числе в зависимости от материалов изготовления элементов общего имущества. Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год: весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту; осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период. Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

На основании п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включают в себя, в том числе техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт.

Согласно разделу II указанных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Пунктом 2.1 указанных Правил предусмотрено проведение осмотров жилого дома и его инженерного оборудования с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.

Каких-либо допустимых доказательств проведения ответчиком или привлечёнными им лицами профилактических осмотров общедомовой системы холодного водоснабжения, в целом, и её элементов, расположенных в ..., суду представлено не было, несмотря на то, что судом предлагалось стороне ответчика такие доказательства представить.

Стороной ответчика указано, что аварийная ситуация произошла по причине прорыва общедомовой трубы стояка холодного водоснабжения на участке, расположенном в .... При этом труба стояка в этом месте имела производственный дефект. Дом был введён в эксплуатацию в 1994 году. Срок службы водопроводных стальных труб истёк задолго до аварийной ситуации. Формирование фонда капитального ремонта производится на счете Фонда Республики Коми капремонта МКД. Дом был включён в утверждённую Правительством Республики Коми региональную программу капитального ремонта. Работы по капитальному ремонту общедовомой системы холодного водоснабжения в соответствии с указанной региональной программой должны были быть выполнены в 2018 году. УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» при составлении краткосрочных планов капитального ремонта на территории г. Сыктывкара данные работы указаны не были. В рамках содержания и текущего ремонта общего имущества дома обнаружить и устранить неисправность трубы до возникновения аварийной ситуации не представлялось возможным. Также стороной ответчика указано, что со стороны истицы и членов её семьи имело месте поведение, направленное на усугубление и усиление негативного воздействия от воды, попавшей в квартиру истицы.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу положений ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статьей 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В силу ч. 1 ст. 158 указанного Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 2 ст. 154 указанного Кодекса предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, взнос на капитальный ремонт.

В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Согласно ч. 8.1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного указанным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 8.2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения.

В силу ч. 1 ст. 167 органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе: устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных п. 1 ч.1 ст. 166 указанного Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

Согласно ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

При этом в соответствии с ч. 7.1 указанной статьи краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных ст. 185 указанного Кодекса;

2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;

3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном ч.6 ст.189 указанного Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме может осуществляться одним из двух способов: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Фонд капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., ... формируется на счете регионального оператора.

Частью 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Как следует из положения ст. 178 указанного Кодекса региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 179 Жилищного кодекса РФ имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других не запрещенных законом источников.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном указанным Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с указанным Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 4 указанной статьи средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные указанным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В силу ч. 2 указанной статьи региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 189 указанного Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных указанным Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

Статьёй 185 Жилищного кодекса РФ требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора устанавливаются данной статьей и законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). Объём средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (ч. 2). Дополнительные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора могут устанавливаться законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 190 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Правовые основы обеспечения региональным оператором Республики Коми организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, устанавливаются Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми»

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона региональный оператор Республики Коми, являющийся специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, (далее – региональный оператор) создается по решению Правительства Республики Коми в целях обеспечения в Республике Коми организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (далее – многоквартирные дома).

В силу ч. 4 указанной статьи региональный оператор может использовать средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в порядке, установленном Правительством Республики Коми, при условии, что указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования муниципального района (городского округа) в Республике Коми.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта), и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из республиканского бюджета Республики Коми и (или) местных бюджетов муниципальных образований в Республике Коми, за счет иных не запрещенных законом средств.

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере доли, равной 85 процентам от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. При расчете объема взносов, поступивших на счет, счета регионального оператора, на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за предшествующий год не учитываются средства, полученные из иных источников, республиканского бюджета Республики Коми и (или) местных бюджетов муниципальных образований в Республике Коми.

Частью 3 указанной статьи в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных ст. 185 Жилищного кодекса РФ и частью 1 данной статьи в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (далее – многоквартирные дома), в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».

Частью 1 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся, в том числе: установление минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – минимальный размер взноса на капитальный ремонт); утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и внесение изменений в данную программу; установление порядка утверждения краткосрочных (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта; утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта; установление размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – фонд капитального ремонта), сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного Закона очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из следующих критериев, которые могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям в Республике Коми:

1) техническое состояние основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент), а также внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома;

2) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

3) полнота оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме минимального размера взноса на капитальный ремонт;

4) дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Статьей 3 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ к полномочиям Правительства Республики Коми в области обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено, в том числе, утверждение краткосрочного (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) плана реализации региональной программы капитального ремонта.

Внесённые Законом Республики Коми от 21.12.2021 № 149-РЗ (то есть после возникновения спорной аварийной ситуации) в Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ изменения предусмотрели, что органы местного самоуправления в Республике Коми утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом Правительства Республики Коми, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ст. 4(1) Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ).

Постановлением Правительства Республики Коми от 04.10.2013 № 380 постановлено создать некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (сокращённое наименование – Фонд Республики Коми капремонта МКД) в организационно-правовой форме фонда.

16.01.2014 запись о создании Фонда Республики Коми капремонта МКД в качестве юридического лица была внесена в ЕГРЮЛ.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014 - 2043 годы (далее – Региональная программа).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2022 № 657 срок действия указанной региональной программы был установлен – с 2015 года по 2044 год, а в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2022 № 657 – с 2015 года по 2059 год.

Многоквартирный дом по адресу: ..., ... был включён в Региональную программу.

Первоначальная редакция Региональной программы предусматривала выполнение в 2015 году работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Действовавшая на момент спорной аварийной ситуации редакция Региональной программы и действующая в настоящее время редакция указанной программы предусматривает проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения в 2018 году.

Сведений о том, что собственниками помещений дома по адресу: ... принято решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт более, чем минимальный размер такого взноса.

Решения о проведения капитального ремонта общедомовой системы холодного водоснабжения собственниками помещений дома не принималось.

К настоящему времени капитальный ремонт общедомовой системы холодного водоснабжения дома по адресу: ... не произведён.

Согласно разделу I Региональной программы очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных в ст. 4 Закона Республики Коми «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми». В первоочередном порядке указанной Программой предусматривается проведение капитального ремонта в многоквартирных домах исходя из требований ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ.

Действующей с 20.12.2017 редакцией ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ не предусмотрен какой-либо первоочередной порядок проведения капитального ремонта в отношении тех или иных объектов, либо тех или иных видом работ.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574 утверждён Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, который устанавливает требования к составу, содержанию, срокам формирования и утверждения Краткосрочных планов.

Согласно п. 2 указанного Порядка разработка Краткосрочных планов направлена на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объемов государственной поддержки, муниципальной поддержки (далее – средства поддержки) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка подготовка и утверждение Краткосрочных планов включают в себя следующие этапы:

- разработка органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Коми (далее – органы местного самоуправления) проектов краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории соответствующего муниципального образования (далее – муниципальные краткосрочные планы);

- утверждение органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов;

- разработка Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми проектов Краткосрочных планов;

- утверждение Краткосрочных планов Правительством Республики Коми.

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что ответчик как региональный оператор на основании текущего уровня собираемости взносов дифференцировано по муниципальным образованиям в Республике Коми с учетом установленного Правительством Республики Коми минимального размера взноса на капитальный ремонт на соответствующий год до 1 января года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, направляет в органы местного самоуправления согласованные с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми сведения о прогнозируемом объеме средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование Региональной программы в соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 58-РЗ «О региональном операторе Республики Коми» в плановом периоде реализации Региональной программы в соответствующем муниципальном образовании в Республике Коми.

В соответствии с п. 5 указанного Порядка органы местного самоуправления разрабатывают проекты муниципальных краткосрочных планов до 15 февраля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы, и в тот же срок направляют региональному оператору.

Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что в проект муниципальных краткосрочных планов включаются, в том числе, многоквартирные дома, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора с учетом:

а) результатов мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

б) критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, определенных Законом Республики Коми № 57-РЗ;

в) прогнозируемого объема средств, направленного региональным оператором в соответствии с п. 4 указанного Порядка;

г) размера стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно п. 7 указанного Порядка региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения от органов местного самоуправления проектов муниципального краткосрочного плана осуществляет его проверку на соответствие Региональной программе и подпунктам «в», «г» подпункта 1 п. 6 указанного Порядка. При наличии предложений (замечаний) региональный оператор возвращает проект муниципального краткосрочного плана в орган местного самоуправления на доработку. Доработка осуществляется органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения проекта муниципального краткосрочного плана. Региональный оператор согласовывает доработанный проект муниципального краткосрочного плана в течение 3 рабочих дней со дня его получения.

Также указанным Порядком предусмотрено, что органы местного самоуправления утверждают муниципальные краткосрочные планы до 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы и в тот же срок представляют их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Указанное Министерство на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных краткосрочных планов в течение 10 рабочих дней со дня их поступления формирует проект Краткосрочного плана по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку и направляет его в порядке, установленном для подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми, на рассмотрение Правительству Республики Коми.

Впоследствии Правительство Республики Коми в установленном порядке рассматривает и принимает правовой акт об утверждении подготовленного Министерством проекта Краткосрочного плана. Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы подлежат актуализации не реже чем один раз в год по следующим основаниям: 1) выбытие вследствие признания многоквартирных домов в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) изменение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) изменение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; 4) изменение видов и объемов средств поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в случае если такая поддержка предусмотрена); 5) иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Краткосрочные планы и муниципальные краткосрочные планы.

Исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации и Республики Коми (включая ст. 168 Жилищного кодекса РФ) Региональная программа является правовым ориентиром и законодательство не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объема, в том числе путём актуализации Региональной программы и утверждения краткосрочных планов её реализации. Действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми, регулирующее проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов за счёт средств фонда капитального ремонта, подлежит применению в своей системной совокупности и взаимосвязи, а не исключительно из содержания постановления Правительства Республики Коми об утверждении Региональной программы.

Аналогичная правовая позиция была изложена судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 24.08.2016 № 44-АПГ16-20.

Работы по капитальному ремонту общедомовой системы холодного водоснабжения в отношении многоквартирного дома по адресу: ... Краткосрочный план реализации Региональной программы на территории МО ГО «Сыктывкар» и, как следствие, в Краткосрочный план реализации Региональной программы (республиканский), утверждённый постановлением Правительства Республики Коми, включёны не были.

В 2020 году в указанном доме в рамках Региональной программы была произведена замена лифтов. В 2023 году в рамках Региональной программы и Краткосрочного плана проводилась работа по разработке проектной документации для проведения работ по капитальному ремонту кровли дома. В 2024 году планируется выполнение в рамках Региональной программы и Краткосрочного плана работ по капитальному ремонту кровли дома. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными администрацией МО ГО «Сыктывкар» письменными доказательствами.

Согласно паспорту Региональной программы источником её финансирования являются средства собственников помещений в многоквартирных домах путем внесения обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что муниципальный Краткосрочный план МО ГО «Сыктывкар» и региональный Краткосрочный план были разработаны и утверждены в нарушение требований Порядка, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд при принятии решения исходит из того, что такие Краткосрочные планы были разработаны с учётом критерием, предусмотренных п. 6 указанного Порядка, включая мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар», критериев очерёдности проведения капитального ремонта, а также с учётом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Кроме того, само по себе, невыполнение в доме капитального ремонта общедомовой системы холодного водоснабжения в срок, установленный Региональной программой, не освобождает ответчика от исполнения обязательств по надлежащему содержанию и текущему ремонту такого имущества.

Стороной ответчика указано, что проводимыми в рамках содержания и текущего ремонта работами не представлялось возможным исключить возникновения аварийной ситуации, обусловленной наличием производственного брака трубы стояка холодного водоснабжения, не имевшего каких-либо внешних проявлений. Также стороной ответчика указано, что не весь заявленный к возмещению ущерб относится к последствиям спорной аварийной ситуации, имевшей место ** ** **. Кроме того, сторона ответчика полагает, что увеличению размера ущерба способствовало самовольное выполнение истицей работ по демонтажу дверного и оконного блока с присоединением к жилой комнате лоджии, при выполнении которых не было обеспечено надлежащее утепление ограждающих конструкций, что повлекло нарушение температурно-влажностного режима в квартире и образование плесени, а также непринятием истицей своевременных мер по сбору воды и проветриванию жилого помещения.

В целях проверки доводов сторон определением суда от ** ** ** по делу была назначена судебно-строительная экспертиза, проведение которой было поручено ФИО21

По ходатайству эксперта ФИО21 определением от ** ** ** к участию в проведении экспертизы была привлечена ФИО18 (эксперт-оценщик).

Согласно экспертному заключению эксперта ФИО21 возникновение ** ** ** аварийной ситуации в виде протечки на участке общедомового стояка холодного водоснабжения в квартире адресу: ... возможно было предотвратить посредством надлежащего и своевременного проведения работ и оказания услуг, относящихся к содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений указанного дома.

Экспертом указано, что на разрезе трубы стояка холодного водоснабжения из чёрного металла из ... отчётливо виден значительный слой коррозийных отложений на внутренних стенках, что в совокупности с отсутствием подтверждающих документов о проведении промывок системы общедомового холодного водоснабжения свидетельствует о невыполнении ТСЖ «Морозова 169» требований Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства РФ от ** ** ** №.... В ходе проведённого экспертом визуального осмотра было установлено, что участок общедомового стояка холодного водоснабжения в квартирах №№... и №... находится в неудовлетворительном состоянии, в частности: обнаружены повсеместные разрушения антикоррозийной защиты, сопровождающейся рвами и глубоким потрескиванием защитного слоя трубы, а также имеются следы ранних протечек.

Из показаний эксперта ФИО21, допрошенного судом, следует, что труба в месте протечки находится в неудовлетворительном состоянии, антикоррозийная защита разрушена, визуально видно, что труба подлежит замене. При этом возможно было визуально определить, что труба на этом участке подлежит замене.

Стоимость восстановительных работ, материалов (изделий), необходимых для устранения ущерба, причинённого жилому помещению по адресу: ... находящемуся в нём имуществу, в результате залива, имевшего место ** ** **, составила 49 623 рубля 34 коп.

Также из экспертного заключения следует, что выполнение в жилом помещении по адресу: ... работ по демонтажу дверного и оконного блока с присоединением к жилой комнате лоджии не повлияло на размер выявленного в ходе судебно-строительной экспертизы ущерба.

При этом из экспертного заключения и показаний эксперта ФИО21 следует, что в результате спорного залива в квартире истицы было повреждено напольное покрытие из ламината и тумба в прихожую с мягким сидением из ЛДСП. При этом данные повреждения не были включены в состав определённого в ходе экспертизы размера ущерба, поскольку данные повреждение не возникли бы в результате спорного залива, если бы уровень пола в помещениях туалета и ванной в квартире истицы был бы ниже на 15-20 мм уровня пола в смежном помещении коридора, либо если бы пол в этих помещениях был бы отделён порогом, как того требуют положения п. 4.8 СП 29.13330.2011. По мнению эксперта, если бы пол в санузле был уложен по правилам, вода бы нашла место, куда ей уйти, так как 1,5-2 см разницы в уровне пола было бы достаточно для того чтобы предотвратить ущерб в части повреждения пола и тумбы.

Также из экспертного заключения и показаний эксперта ФИО21 следует, что компьютерный стол и шкаф в результате залива каким-либо образом не пострадали. Эксперт пояснил, что в прихожей имеется деформация обоев, волнистость, следы подтеков, местами грибок, поэтому в состав ремонтных работ была включена переклейка обоев. В жилых комнатах на обоях следов, оставшихся от протечек, обнаружено не было, имеется отклейка по шву, деформация обоев при этом отсутствует, поэтому в состав ремонтных работ был включён точечный ремонт – подклейка обоев.

Кроме того, экспертом в ходе допроса было указано, что в случае, если бы аварийная ситуация не возникла бы, то ламинат и тумба повреждений бы не получили. При этом он пришёл к выводу об отсутствии оснований для включения стоимости восстановительных работ в отношении напольного покрытия и стоимости ущерба, причинённого тумбе в прихожую с мягким сидением из ЛДСП, в состав причинённого в результате залива ущерба.

Фактически экспертом в этой части был сделан вывод по правовому вопросу о наличии в действии истицы грубой неосторожности, приведшей к увеличению размера ущерба на сумму стоимости восстановительных работ в отношении напольного покрытия и тумбы в прихожую с мягким сидением из ЛДСП, что не относится к компетенции эксперта.

По предложению суда экспертом был представлен расчёт стоимости восстановительных работ, материалов (изделий), необходимых для устранения ущерба, причинённого напольному покрытии жилого помещения в результате залива, согласно которому стоимость таких работ и материалов составила 53 380 рублей 28 коп.

В силу положений ст. 1083 Гражданского кодекса РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Имущественный вред в виде повреждения покрытия пола (ламината) возник не вследствие умысла Зубовой О.Ю.

Стороной истца указано, что в момент приобретения ею квартиры уровень пола в помещениях туалета и ванной был выше уровня пола в прихожей. Каких-либо работ по изменению уровня пола ею не производилось.

Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО19, у которой истицей приобреталась относящаяся к предмету спора квартира, показала, что в квартире по адресу: ... её семья прожила 2-3 года, квартира была холодная и в 1996 году они решили её продать. Квартиру она приобретала у ООО «...», на момент приобретения дом был достроен, квартира была уже с выполненным ремонтом, Когда они въехали в квартиру, то покрасили окна, укладывали плитку на пол в туалете и ванной на имевшийся там черновой пол. Уровень пола в туалете и ванной до укладки ими плитки превышал уровень пола в прихожей, примерно на 6-7 см. В коридоре при покупке квартиры на полу уже был уложен ДСП, оно его только покрасили, сверху каких-либо дополнительных покрытий на пол не укладывалось. С момента заключения ею договора купли-продажи и до продажи ею квартиры каких-либо работ по изменению уровня полов в коридоре и ванной не выполнялось. В иных квартирах в спорном доме она также была, внимание на полы в ванных комнатах не обращала.

Свидетелю были продемонстрированы фотографические снимки устройства пола в туалете и санузле, после чего ФИО19 пояснила, что материалы отделки в ванной и туалете изменились за период после продажи ею квартиры. При этом разница по уровню полу такая же, как и была до продажи ею квартиры.

Каких-либо допустимых доказательств того, что Зубовой О.Ю. предпринимались какие-либо действия по изменению уровня пола в ванной и туалете квартиры по адресу: ... суду не представлено.

В отсутствие аварийной ситуации, повлекшей залив жилого помещения истицы, покрытие пола в квартире из ламината и тумба в прихожую с мягким сидением из ЛДСП повреждений бы не получили.

Каких-либо оснований полагать, что со стороны Зубовой О.Ю. имела место грубая неосторожность, которая содействовала бы возникновению или увеличению вреда, судом не усматривается.

При таких обстоятельствах оснований для исключения из размера причинённого имущественного ущерба стоимости восстановительных работ и материалов (изделий), необходимых для устранения повреждения покрытия пола, а также суммы, необходимой для устранения ущерба, причинённого тумбе в прихожую с мягким сидением из ЛДСП, не имеется.

Согласно экспертному заключению эксперта ФИО18 рыночная стоимость имущества, повреждённого в результате залива, в виде тумбы в прихожую с мягким сидением из ЛДСП, по состоянию на ** ** ** составила 3082 рубля с учётом повреждений (с учётом износа) и 6227 рублей без учёта износа. При этом экспертом ФИО18 указано, что стоимость восстановления тумбы сопоставима со стоимостью новой тумбы.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что общий размер материального ущерба, причиненного заливом жилого помещения по адресу: ..., имевшего место ** ** ** в результате протечки на участке общедомового стояка холодного водоснабжения в ... указанного дома, составил 109 230 рублей 62 коп. (49623,34+53380,28+6227).

Указанный размер ущерба определён на основании заключений экспертов, обладающими специальными познаниями в области строительства и оценки.

У суда отсутствуют основания не доверять заключения экспертов, обладающих соответствующей квалификацией и специальными познаниями, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключения экспертов согласуется с иными материалами гражданского дела, в том числе со сведениями, полученными в ходе допроса эксперта, допустимыми и достаточными доказательствами в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.

Заключение специалиста ИП ФИО17 не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства размера причинённого ущерба, поскольку оно предусматривает также включения в состав стоимости ущерба работ и материалов (изделий), направленных не на устранение последствий относящегося к предмету спора залива.

При таких обстоятельствах, оценивая совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что причинителем вреда имуществу истицы явилось ТСЖ «Морозова 169», с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию денежные средства в размере 109 230 рублей 62 коп. в счёт возмещения материального ущерба, причиненного заливом жилого помещения по адресу: ..., ...;

К правоотношениям сторон применимы также положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в силу преамбулы к указанному Закону, поскольку ТСЖ «Морозова 169» на момент причинения ущерба оказывал истице платные услуги по содержанию общего имущества дома.

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При этом, если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В связи выводом суда об удовлетворении заявленных истицей требований о взыскании с ответчика денежных средства в размере 109 230 рублей 62 коп. в счёт возмещения ущерба, причинённого заливом, с ТСЖ «Морозова 169» подлежит взысканию штраф в размере 54 615 рублей 31 коп. (109230,62/2=54615,31). О снижении суммы штрафа ответчиком не заявлено.

Бремя доказывания несоразмерности штрафа и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Каких-либо допустимых и достоверных доказательств несоразмерности заявленного к взыскания штрафа за неисполнение требования потребителя последствиям нарушенного обязательства, а также наличия каких-либо исключительных обстоятельств и факта получения истцом необоснованной выгоды от взыскания установленного федеральным законом штрафа, суду не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют законные основания для применения в рассматриваемом споре в отношении штрафа положений п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» следует взыскать государственную пошлину в сумме 3384 рубля 61 коп.

Истицей государственная пошлина была уплачена излишне, поскольку в силу пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истица была освобождена от уплаты государственной пошлины. Истица вправе обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Зубовой Ольги Юрьевны (...) к ТСЖ «Морозова 169» (...) удовлетворить частично.

Взыскать с ТСЖ «Морозова 169» в пользу Зубовой Ольги Юрьевны денежные средства в размере 109 230 рублей 62 коп. в счёт возмещения материального ущерба, причиненного заливом жилого помещения по адресу: ..., ...; штраф в размере 54 615 рублей 31 коп.

В удовлетворении исковых требований Зубовой Ольги Юрьевны к ТСЖ «Морозова 169» о взыскании денежных средств в размере 230 174 рубля 38 коп. в качестве возмещения материального ущерба, причиненного заливом жилого помещения по адресу: ..., ..., отказать.

Взыскать с ТСЖ «Морозова 169» государственную пошлину в сумме 3384 рубля 61 коп. в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                 Д.А. Паншин

Мотивированное решение суда составлено – 24.05.2024.

2-216/2024 (2-7533/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубова Ольга Юрьевна
Ответчики
ТСЖ "Морозова 169"
Другие
Фонд Республики Коми капремонта МКД
УЖКХ А МО ГО «Сыктывкар»
Администрация МО ГО «Сыктывкар»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2023Предварительное судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
09.01.2024Производство по делу возобновлено
07.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее