Дело №2-1148/2019
УИД: 19RS0003-01-2019-001468-56
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Саяногорск 19 августа 2019 года
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Емельянова А.А.,
при секретаре Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вуколова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <> о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Вуколов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ <> (далее также – УПФР <>) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости.
Требования мотивировал тем, что решением от ДАТА № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ периоды трудовой деятельности с ДАТА по ДАТА (<>) в качестве <> в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость <>, а также период работы с ДАТА по ДАТА (<>) в должности <>, так как отсутствуют документы, подтверждающие его занятость <>. С данным решением не согласен, поскольку право на досрочную пенсию подтверждено представленными им документами. Просил признать данное решение незаконным, включить указанные периоды работы в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить страховую пенсию по старости c даты обращения за ней – с ДАТА.
Истец Вуколов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, доверил представлять свои интересы Котову К.В., который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР <> Конопелько Ю.А. иск не признала, сославшись на основания, приведённые в решении УПФР <> от ДАТА №.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливался Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который с указанной даты не применяется в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьёй 8 данного закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учётом положений ст.35 данного ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если эти лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Частью 2 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
ДАТА истец Вуколов В.А., ДАТА года рождения, обратился в УПФР <> с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР <> от ДАТА № ему отказано в её назначении в связи недостаточностью специального страхового стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», то есть по причине отсутствия правовых оснований для назначения данной пенсии с ДАТА.
Согласно решению общий страховой стаж истца составляет <> (требуемый – 20 лет), в специальный страховой стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в бесспорном порядке засчитаны периоды его работы общей продолжительностью <> (требуемый – 05 лет). Не засчитаны, в частности периоды его трудовой деятельности с ДАТА по ДАТА (<>) в качестве <>, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие занятость работника на <>); с ДАТА по ДАТА (<>) – в качестве <>, так как отсутствуют документы, подтверждающие занятость работника на <>.
При определении стажа на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», в целях её реализации Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлены подлежащие применению нормативные правовые акты.
В соответствии с пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 – Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».
В данном Списке №1 от 22.08.1956 №1173 в разделах «Металлургическое производство» указаны «слесари дежурные и ремонтные».
Истцом Вуколовым В.А. заявлены требования о включении в специальный страховой стаж периода его работы в качестве <> с ДАТА по ДАТА.
Согласно трудовой книжке истца он ДАТА принят в <>, ДАТА уволен в связи с призывом в ряды Советской армии.
Из архивной справки Администрации муниципального образования <> от ДАТА № следует, что истец работал в ОАО «Саянский алюминиевый завод» с ДАТА <>, уволен ДАТА.
Оснований не доверять данным сведениям не имеется, истец не обязан подтверждать свою занятость до 01.01.1992, при этом ответчиком доказательств обратного не представлено.
Необходимость занятости в течение полного рабочего дня на работах, указанных в Списке №1, утверждённом Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 №1173 и действовавшим до утверждения Списка №1, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, не предусмотрена.
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, утверждённых Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 №29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. Аналогичные положения содержались в Разъяснениях Министерства труда РФ от 08.01.1992 №1, утверждённых приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 №235.
Данные Разъяснения утверждены после 01.01.1992 и, поскольку истцом заявлен период работы, имевший место до принятия указанных Разъяснений, полная его занятость до указанной даты не являлась обязательным условием для признания особыми условий труда, в которых он работал.
Таким образом, в спорный период с ДАТА по ДАТА истец фактически работал <> – во вредных условиях труда.
Кроме того, Вуколовым В.А. заявлены требования о включении в специальный страховой стаж периода его работы в качестве <>, с ДАТА по ДАТА.
Согласно архивной справке № от ДАТА Вуколов В.А. с ДАТА был переведён <>, где работал по ДАТА (ДАТА переведён на работу по другой должности).
Из приказа № от ДАТА о переводе Вуколова В.А. на другую работу следует, что условия труда <> вредные. Ответчик данные обстоятельства по существу не оспаривает и не опровергает.
Довод представителя ответчика о том, что замещаемая истцом в спорные периоды должность не предусмотрена Списком №1, несостоятелен и опровергается вышеприведённой справкой муниципального архива МО <>, откуда, исходя из характера работы истца, следует именно льготный стаж. Искажение наименования должности истца в различных документах не является его виной и не отменяет вид и характер его работы.
Придя к выводу об отсутствии документов, подтверждающих занятость истца на соответствующей работе, ответчик не предложил ему в соответствии с приведённым Постановлением Правительства РФ представить дополнительные подтверждающие заявление документы, сам такие документы не запросил и не истребовал, доводы истца не проверил.
Гражданин (работник) не должен быть лишён приобретённых им в период осуществления трудовой деятельности пенсионных прав вследствие ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, нести ответственность за ненадлежащее исполнение последним своих обязанностей по ведению делопроизводства и не может быть ограничен на основании этого в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение. Обязанность правильного внесения записей в трудовую книжку и иные документы, их соответствие действительности лежит на работодателе. Ненадлежащее оформление таких записей в ряде документов истца, исходящих от работодателя, является виной последнего, и на истца не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения тем своих обязательств.
Поэтому суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Вуколова В.А. о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми (вредными) условиями труда, периодов его работы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на неё. Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Вуколову В.А. на ДАТА исполнилось <> года, льготный период, подлежащий включению в специальный стаж его работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учётом зачтённых настоящим решением периодов составил <> (засчитанные ответчиком периоды – <>, а также зачтённые судом – <>), принимая во внимание наличие у истца необходимого страхового стажа, что подтверждается его трудовой книжкой и вышеуказанным решением ответчика, и величины индивидуального пенсионного коэффициента, он в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на досрочное назначение ему страховой пенсии по старости с момента обращения за ней, то есть с ДАТА.
Таким образом, оценив все доказательства в совокупности и установленные на их основании обстоятельства, суд считает исковые требования Вуколова В.А. подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вуколова В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <> о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <> от ДАТА № в части отказа Вуколову В. А. в зачёте в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с ДАТА по ДАТА в должности <>, с ДАТА по ДАТА в должности <>; назначения страховой пенсии по старости.
Включить в специальный стаж работы Вуколова В. А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы в должности <> с ДАТА по ДАТА; в должности <>, с ДАТА по ДАТА.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <> назначить Вуколову В. А. досрочную страховую пенсию по старости с ДАТА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Емельянов
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.