Судья: Козлова Н.А. Дело № 33-5570/2018
А-2.075
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙСУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 апреля 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Сударьковой Е.В.,
судей: Беляковой Н.В., Охременко О.В.,
при секретаре: Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Кононова Олега Александровича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе представителя истца Сургутской Д.А.,
на решение Советского районного суда г.Красноярска от 29 января 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кононова Олега Александровича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Красноярска о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости периодов работы, назначению досрочной страховой пенсии по старости – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска от 14.05.2018 Кононову О.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа. Не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 01.03.1996 по 30.11.2006, с 01.12.2006 по 31.08.2011, с 09.07.2012 по 15.04.2013 в качестве аппаратчика испарения в цехе обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства (химический участок) в ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова», так как указанная должность не предусмотрена Списком №1, отсутствует уплата дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кононов О.А., не согласившись с решением ответчика, обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Советском районе г. Красноярска, в котором просил включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать пенсионный фонд назначить досрочную трудовую пенсию с 16.04.2018.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Сургутская Д.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, полагает, судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В письменных возражениях представитель третьего лица ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова» Костина М.В. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Сургутской Д.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Андриановой Н.Г., представителя третьего лица ОАО «Красцветмет» Костиной М.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.п. 1 п.1 ст. 30 вышеуказанного Федерального Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусматривает право на льготное пенсионное обеспечение рабочим, занятым полный рабочий день в технологическом процессе и на ремонте оборудования аффинажа золота серебра, платины, металлов платиновой группы (позиция 1072300а-1753а подраздела 20 раздела VII «Металлургическое производство»).
Согласно п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Кононов О.А. 19.05.1993 был принят на Красноярский завод цветных металлов (в 1994 г. преобразован в ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова») сливщиком-разливщиком в цех № 21; с 01.03.1996 переведен аппаратчиком испарения в цех № 21; с 01.12.2006 Кононов О.А. переведен в цех обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства (№ 26) аппаратчиком испарения 4-го разряда (химический участок); с 01.09.2011 переведен механиком цеха обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства (№ 26); с 29.07.2012 Кононов О.А. переведен в цехе обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства (№ 26) аппаратчиком испарения 4-го разряда (химический участок); с 16.04.2013 истец переведен в службу железнодорожного транспорта и складского хозяйства № 79 оператором дистанционного пульта управления 5-го разряда (химический участок).
Разрешая спор, суд верно установил, что цех № 21 (химический участок) был создан с 01.04.1985 на базе бывшего самостоятельного участка № 20 (который при этом был упразднен), осуществляющего обеспечение технологических процессов основных производственных цехов испаренным (газообразным) хлором и другими химикатами. В состав химического участка цеха окончательного обезблагораживания производственных растворов и очистки промстоков аффинажного производства (цех № 21) входит хлориспарительная станция (ХИС), готовым продуктом которой является испаренный газообразный хлор и склад кислот.
Приказом № 1024 от 15.09.2006 вышеназванный цех № 21 и цех газоочистки № 6 реорганизованы путем объединения и создания на их базе цеха обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства №26.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кононова О.А., суд пришел к выводу о том, что работа истца аппаратчиком испарения не являлась работой по ремонту технологического оборудования, в котором непосредственно осуществляются операции аффинажа. При этом, суд исходил из характеристики работ, выполняемых аппаратчиком испарения в ОАО «Красцветмет», согласно которой аппаратчики испарения выполняли: ведение технологического процесса получения паров или газов испарением жидкостей или сжиженных газов; контроль и регулирование технологических параметров процесса испарения по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов; проведение анализов; учет расхода используемого сырья и выхода готового продукта; обслуживание оборудования, коммуникаций; прием обслуживаемого оборудования из ремонта.
Из сведений, представленных в рабочей инструкции аппаратчика испарения 4 разряда химического участка цеха обогащения металлов платиновой группы и обезблагораживания промпродуктов аффинажного производства (№ 26), следует, что аппаратчик испарения является рабочим, выполняющим комплекс работ по эксплуатации технологического оборудования, трубопроводов и ведению технологического процесса на хлориспарительной станции химического участка. Рабочее место аппаратчика испарения находится на территории хлориспарительной станции. В процессе работы аппаратчик испарения выполняет, в том числе следующие операции: сливает жидкий хлор из железнодорожной цистерны в танк; переливает жидкий хлор из танка в танк; ведет продувку танка сжатым осушенным воздухом через насадочную колонну; ведет продувку трубопровода после слива или передавливания хлора; устанавливает, регулирует и поддерживает оптимальные параметры подачи хлора и пара в испаритель, а также на цеха потребители; ведет учет расхода используемого сырья и пр.
Единым Тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 8, разделы: «Общие профессии цветной металлургии», «Производство цветных, редких металлов и порошков из цветных металлов», «Обработка цветных металлов», утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.06.2006 № 492, предусмотрено наименование профессии «аппаратчик в производстве драгоценных металлов» (5-6 разряды) в характеристику работ которого входит: ведение процесса получения чистых драгоценных металлов, их солей, порошков и других кондиционных продуктов путем аффинажа, растворения металлов и тяжелых сплавов, концентратов, полупродуктов, лома, доводки растворов и осаждения примесей под руководством аппаратчика в производстве драгоценных металлов более высокой квалификации; загрузка материалов и реактивов в баки, мешалки, фильтры; наблюдение за температурой и удельным весом растворов и реактивов; отбор проб, проверка полноты осаждения солей драгоценных металлов и примесей; выгрузка (выпуск) продукции из аппаратов; обслуживание электроустановок, мешалок, фильтров, коммуникаций и другого оборудования, участие в их ремонте; наблюдение за качеством выпускаемых металлов и полупродуктов; запись показателей работы обслуживаемого оборудования.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласно рабочей инструкции истца - аппаратчика испарения 4 разряда цеха № 26, рабочее место последнего находится на территории хлориспарительной станции, расположенной достаточно далеко от самого аффинажного производства – более 500 метров от основного производства, основными задачами являлись прием, хранение кислот, щелочей и обеспечение газообразных хлором основных цехов завода, суд правомерно указал, что истец при работе в указанной должности в течение всего рабочего времени непосредственно в самом производстве продукции из благородного металла не участвует. Каких-либо бесспорных доказательств с достоверностью подтверждающих тот факт, что работа Кононова О.А. относятся к технологическому персоналу, занятому непосредственно в технологическом процессе аффинажа золота, серебра, платины, металлов платиновой группы, стороной истца не предоставлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда, принимая во внимание изложенные в ФЗ от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных камнях» разъяснения, о том, что аффинаж - это процесс получения благородных металлов высокой частоты путем разделения их смесей и отделения от них примесей, технологический процесс которого включает операции окисления платиновых металлов, содержащихся в исходном сырье хлором и перевод их в растворимое состояние (гидрохлорирование).
Назначение ХИС - прием жидкого хлора, поступающего в железнодорожных цистернах от поставщика, хранение его в танках с последующим испарением в испарителе и выдача испаренного (газообразного) хлора потребителям - технологическим цехам аффинажного производства.
Учитывая, что технологический процесс аффинажа происходит в цехах № 2, 3, 4, что подтверждается технологической схемой ОАО «Красцветмет», при этом в спорные периоды работы истца в должности аппаратчика испарения входил комплекс работ по эксплуатации технологического оборудования, трубопроводов и ведению технологического процесса на ХИС, которое не относится к технологическому оборудованию, на котором непосредственно осуществляется процесс аффинажа, а для ХИС разработан отдельный технологический регламент, не предусматривающий операции аффинажа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Кононов О.А. не был занят в спорные периоды полный рабочий день ремонтом и обслуживанием технологического оборудования аффинажного производства, учитывая также, что данное производство осуществляется на территориальной удаленности от склада кислот и ХИС, ремонт и обслуживание технологического оборудования аффинажного производства осуществляют работники другой группы.
Выводы суда по существу спора подробно изложены в решении, основаны на фактических обстоятельствах дела, обстоятельно мотивированы и подтверждены совокупностью исследованных доказательств.
Доводы стороны истца о том, что хлориспарительная станция участвует в процессе аффинажа, правомерно не были приняты во внимание судом первой инстанции, учитывая, что ХИС не находится в цехах аффинажного производства, в ней не осуществляются непосредственно операции аффинажа, а производится преобразование жидкого хлора в газообразный, который подается по хлоропроводу в цеха аффинажного производства, где осуществляется гидрохлорирование концентратов и иные операции, относящиеся к технологическому процессу аффинажа, а потому хлороиспарительная станция участвует в технологическом процессе аффинажа золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, как вспомогательное подразделение, наравне с другими вспомогательными подразделениями: складом химических реактивов, водонапорной станцией, электроподстанцией, газовой подстанцией, очистными сооружениями и др., без работы всех этих подразделений невозможно осуществлять основной технологический процесс – аффинаж драгоценных металлов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Справке работодателя, подтверждающей условия труда истца по Списку № 1, включены работы, проводимые на ХИС, аналогичные тем, которые истец выполнял в спорные периоды, не опровергают правильность вывода суда об отсутствии доказательств полной занятости Кононова О.А. в спорные периоды на ремонте и обслуживании технологического оборудования аффинажного производства.
Также нельзя признать состоятельными ссылки в апелляционной жалобе на то, что в судебном порядке за другими работниками цеха № 21 было признано право на досрочную пенсию, поскольку постановленные судебные решения по другим делам не имеют преюдициального значения для данного дела.
Оснований для переоценки выводов суда, судебная коллегия не усматривает. Доказательства, опровергающие выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 29 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Сургутской Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: