Решение по делу № 2-457/2021 от 29.03.2021

Дело № 2-457/2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 8 июля 2021 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Гатиатуллиной М.Э.

с участием прокурора Умновой Б.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диденко В.Е. к администрации муниципального образования городского округа «Усинск», индивидуальному предпринимателю Богатрёву А.В. о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Диденко В.Е. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000,00 рублей.

В обоснование иска указал, что дд.мм.гггг. в ... часов во дворе дома по ... подвергся нападению собаки без владельца, в результате чего получил укушенную рану левой голени и испытал физические и нравственные страдания. В связи с полученными телесными повреждениями он обратился в ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница», где ему была оказана медицинская помощь и назначено лечение в виде антирабической вакцинации.

В результате укуса собаки он испытал физическую боль, сильное нервное потрясение.

В судебном заседании истец Диденко В.Е. исковые требования поддержал.

     Представитель ответчика – администрации МО ГО «Усинск» Шкребенок О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась. Представила отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку доказательств того, что вред здоровью истца причинен вследствие бездействия администрации, суду не представлено (л.д. 24-26).

     В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Богатырёв А.В., который, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, мнения по иску не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении слушания дела не просил.

Судом в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск».

Представитель третьего лица - Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми представил отзыв на иск, в котором указал, что органы местного самоуправления Республики Коми на неограниченный срок наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, в связи с чем именно органы местного самоуправления Республики Коми должны осуществлять данные полномочия в соответствии с законодательством, а также нести ответственность за их неисполнение. Просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 20-22).

Представители третьих лиц - Управления Федерального казначейства по Республике Коми и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск» просят рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом мнения истца, прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.

Заслушав истца, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что дд.мм.гггг. в ... часов во дворе дома по ... истец Диденко В.Е. подвергся нападению собаки без владельца, в результате чего получил укушенную рану левой голени, в результате чего обратился за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница» (л.д. 9-14).

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 № 64-ФЗ, вступившего в силу 10.04.2015) мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54, установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2, 9.5).

    На основании ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 названного Закона, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок (ст.ст. 1, 5, 10 указанного Закона РК).

Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Во исполнение положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» Советом МО ГО «Усинск» 28.04.2016 принято решение № 41 об осуществлении мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории МО ГО «Усинск», за счет средств бюджета МО ГО «Усинск» сверх средств, предусмотренных в бюджете МО ГО «Усинск» в виде субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на осуществление переданных государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 30.12.2020 № 1931 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории МО ГО «Усинск» (далее – Порядок).

Целями настоящего Порядка являются, в том числе предотвращение причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц попд. 2 п. 2 Порядка).

Согласно п. 5, в целях настоящего Порядка под Уполномоченным органом понимается Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Усинск», наделенное полномочием администрации по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Пунктом 6 Порядка определено, что мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, заключившими договор (контракт) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Специализированные организации).

В силу п. 12 Порядка отлов животных без владельцев может быть плановым и вынужденным.

Специализированная организация осуществляет вынужденный отлов животных без владельцев на основании информации, поступившей через уполномоченный орган по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев.

Уполномоченный орган ведет Журнал учета заявок на отлов животных без владельцев по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Нумерация в Журнале учета заявок на отлов ведется последовательно с 1 января по 31 декабря текущего года включительно. Уполномоченный орган обязан контролировать исполнение заявок не реже одного раза в месяц на основании информации, предоставленной Специализированной организацией.

Специализированная организация обязана вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно предоставлять копии видеозаписи по требованию Уполномоченного органа в сроки, указанные Уполномоченным органом. Видеозапись каждого мероприятия по отлову животных без владельцев подлежит хранению в Специализированной организации не менее одного года (п. 14 Порядка).

    Согласно п. 15 Порядка, животные без владельцев подлежат передаче в приют для животных в день отлова.

Пунктами 22, 30, 31, 32, 36 Порядка установлено, что специализированные организации обеспечивают ведение учета объема выполненных работ и оформление иной документации, предусмотренной настоящим Порядком и договором (контрактом), указанным в пункте 6 настоящего Порядка. Учет отловленных животных без владельцев ведется Специализированной организацией. Учет ведется на бумажном и электронном носителях. Отловленные и транспортированные животные без владельцев подлежат учету в день отлова. На каждое отловленное животное оформляется индивидуальная карточка учета животного без владельца по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. При сдаче выполненных работ Уполномоченному органу по заключенному договору (контракту), указанному в пункте 6 настоящего Порядка, передаются копии видеозаписей процесса отлова и возврата животных без владельцев вместе с актами выполненных работ. Уполномоченный орган осуществляет хранение видеозаписей процесса отлова и возврата животных без владельцев не менее трех лет с момента получения.

Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми заключено дд.мм.гггг. Соглашение о предоставлении в 2021 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми бюджету МО ГО «Усинск» в размере 7 528 660,00 рублей на осуществление государственных полномочий Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (л.д. 30-33).

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков и компенсации морального вреда.

В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать факт противоправных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно - следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.

В силу п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

Из материалов дела следует, что между УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» (заказчик) и ИП Богатырёвым А.В. (исполнитель) дд.мм.гггг. заключен муниципальный контракт , по условиям которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности животных без владельцев на территории МО ГО «Усинск» в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1). Срок оказания услуг с даты подписания контракта по дд.мм.гггг. (л.д. 34-46).

В силу пункта 5.3.4 муниципального контракта, пункта 2.1. Технического задания, отлов животных без владельцев осуществляется исполнителем: в соответствии с Планом-графиком отлова животных без владельцев; по заявке заказчика; по заявке граждан и организаций. Заказчик обязан вести Журнал учета заявок на отлов животных без владельцев по форме согласно приложению № 1 к техническому заданию. Нумерация в Журнале учета заявок на отлов ведется последовательно с даты подписания муниципального контракта по 31 декабря текущего года включительно. Заявка передается исполнителю незамедлительно посредством телефонной связи или электронной почты. Заказчик обязан контролировать исполнение заявок не реже одного раза в месяц на основании информации, представленной исполнителем.

Пунктом 5.3.6 муниципального контракта предусмотрено, что исполнитель при сдаче оказанных услуг по контракту заказчику обязан передавать копии видеозаписей процесса отлова и возврата животных без владельцев вместе с актами о приемке оказанных услуг.

Согласно п. 2.8 Технического задания, исполнитель осуществляет вынужденный отлов животных без владельцев на основании информации, поступившей от заказчика по обращениям граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), о покусах граждан или о проявлении немотивированной агрессивности животными без владельцев.

В силу п. 2.12 Технического задания, исполнитель проводит мероприятия по отлову животных без владельцев в течение трех часов с момента получения заявлений об отлове животных без владельцев без размещения информации о дате и месте их отлова в случае, когда поведение животных без владельцев угрожает жизни и здоровью человека. Отлову (без размещения информации о дате и месте их отлова) подлежат животные, находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека, в случае, когда животные проявляют агрессию по отношению к человеку и другим животным, создают опасность для дорожного движения, находятся на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах без сопровождения человека.

Животные без владельца, покусавшие человека, а также животные, контакт с которыми повлек обращение за антирабической помощью, подозрительные на заболевание бешенством, должны быть отловлены или подвержены иммунизации против бешенства и доставлены для осмотра в соответствующее ветеринарное учреждение (п. 2.13 Технического задания).

Исполнитель обязан вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять копии видеозаписи по требованию заказчика в сроки, указанные заказчиком. Видеозапись каждого мероприятия по отлову животных без владельцев подлежит хранению у исполнителя не менее одного года (п. 2.14 Технического задания).

УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» представлена копия электронной формы журнала заявок на отлов животных без владельцев, из которого следует, что дд.мм.гггг. поступило заявление Т. в администрацию МО ГО «Усинск» о том, что дд.мм.гггг. в районе дома по ... его укусила собака (описание животного отсутствует); дд.мм.гггг. данная заявка направлена УЖКХ ИП Богатыреву А.В. на электронную почту. В журнале имеется информация, что отлов животного произведен дд.мм.гггг. (л.д. 74, 93).

Согласно данному журналу, дд.мм.гггг. УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» на электронную почту ИП Богатырёва А.В. направлена заявка Диденко В.Е. () о том, что дд.мм.гггг. в районе дома по ... его укусила рыжая собака. Из информации, отраженной в журнале, следует, что дд.мм.гггг. составлен акт об отсутствии животных без владельцев; дд.мм.гггг. произведен отлов одной особи (аналогичные заявки ) (л.д. 72, 73, 76, 77-78, 94).

Учитывая, что деятельность по отлову безнадзорных животных осуществляется на коммерческой основе, в силу вышеуказанного муниципального контракта соответчик ИП Богатырев А.В. несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта перед другой стороной, заключившей контракт.

Из сообщения ИП Богатырёва А.В. в УЖКХ администрации МО ГО «Усинск» следует, что дд.мм.гггг. в ... часов в его адрес была направлена заявка на отлов животных без владельцев. В тот же день в течение трех часов был организован выезд на место, однако животные без владельцев обнаружены не были о чем был составлен акт. После чего были произведены повторные выезды, а именно дд.мм.гггг. было отловлено животное, нанесшее укусы гражданам в районе дома по .... Данному животному был присвоен , в Интернете размещена фотография данного животного. Какое именно животное могло укусить Диденко В.Е., осталось невыясненным, но работа по данному факту была им проделана, животные находятся в приюте. Полагает, что вероятней всего Диденко В.Е. укусило животное, зарегистрированное под так как на данное животное жаловался гражданин Т., говоря о том, что оно его покусало (л.д. 69-70).

Вместе с тем доказательств того, что дд.мм.гггг., то есть с момента поступления заявки от Т., в течение трех часов производились ИП Богатырёвым А.В. действия по отлову собаки, укусившей Т., а в последующем дд.мм.гггг. Диденко В.Е., суду не представлено. Кроме того, доказательства того, что ИП Богатырёвым А.В. для установления конкретной собаки, укусившей истца, предпринимались меры, суду не представлено. В частности, он мог встретиться с истцом и совместно с ним установить местонахождение данного животного.

В судебном заседании была просмотрена видеозапись отлова животного без владельца под . После просмотра данной видеозаписи истец пояснил, что его укусила другая собака. Также пояснил, что после его обращения с данным иском в суд ИП Богатырёв А.В. написал ему, что укусившая его собака будет отловлена, однако до настоящего времени она не отловлена, так как он видит ее каждый день.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что суду не представлены доказательства надлежащего исполнения ИП Богатырёвым А.В. условий вышеуказанного муниципального контракта.

В силу п. 5.3.10 муниципального контракта, исполнитель обязан нести ответственность, в случае причинении вреда здоровью граждан животными без владельцев (нападение, укус), которые не были отловлены в соответствии с п. 2.12 технического задания в установленный срок.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины ИП Богатырёва А.В. в причинении вреда истцу, не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Вместе с тем суд считает, что отсутствуют доказательства бездействия администрации МО ГО «Усинск» в области обеспечения безопасности населения города от нападения животных без владельцев, что подтверждается принятием соответствующих нормативных актом, заключением муниципального контракта и свидетельствует о принятии действенных мер по выполнению органом муниципального образования мер по выполнению возложенной законом обязанности.

По общему правилу, установленному п. п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью Диденко В.Е. имело место в результате виновного бездействия со стороны ИП Богатырёва А.В. по невыполнению возложенных на него муниципальным контрактом обязанностей в области обеспечения безопасности населения города от нападения животных без владельцев, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием ИП Богатырёва А.В. и нападением дд.мм.гггг. собаки без владельца на истца.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» следует, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья.

Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг. в результате нападения собаки без владельца Диденко В.Е. получил укушенную рану левой голени, в связи с чем была осмотрен врачом-травматологом ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница» и ему была назначена антирабическая вакцинация. В результате укусов собаки Диденко В.Е. испытал нравственные переживания в связи с физической болью, проходил вакцинацию в ГБУЗ РК «Усинская центральная районная больница».

Таким образом, рассматривая требование Диденко В.Е. о взыскании в его пользу морального вреда в размере 100 000,00 рублей вследствие нарушения его неимущественных прав, суд приходит к выводу, что Диденко В.Е. причинен моральный вред, в связи с чем считает необходимым взыскать с соответчика ИП Богатырёва А.В. в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000,00 рублей, которая, по мнению суда, соответствует принципам справедливости и разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Диденко В.Е. к администрации муниципального образования городского округа «Усинск», индивидуальному предпринимателю Богатырёву А.В. о взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Богатырёва А.В. в пользу Диденко В.Е. в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсацию морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований, - отказать.

Ответчик вправе подать в Усинский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

На решение суда может также быть подана сторонами апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2021.

Председательствующий                     Л.В. Ларина

2-457/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Усинска
Диденко Владислав Евгеньевич
Ответчики
Администрация МО ГО "Усинск"
ИП Богатырев Александр Владимирович
Другие
Управление Федерального казанчейства по РК
МКУ УЖКХ АМОГО "Усинск"
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка РК
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2021Передача материалов судье
31.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2021Предварительное судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее