Решение по делу № 2-2534/2023 от 17.08.2023

Дело №2-2534/2023

УИД 30RS0004-01-2023-003147-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 октября 2023 г.                                                             г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Захаровой Е.О., при секретаре Измайловой Р.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каракчиевой Марины Фатыховны к Администрации муниципального образования «Город Астрахань», о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Каракчиева М.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование иска истец указала, что является членом СНТ «Бумажник» с ДД.ММ.ГГГГ года. В пользовании истца находится земельный участок в указанном <адрес>, площадью 400 кв.м. (уточненная площадь, с учетом заключения кадастрового инженера – 374 кв.м). Распоряжением Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ №р- истцу было отказано в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Основанием к отказу послужило: несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к её подготовке, а именно схема расположения земельного участка подготовлена без учета местоположения границ земельных участков в СНТ «Бумажник»; расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий с реестровым номером , установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускается использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, расположение на земельном участке объекта недвижимости, правоустанавливающие документы на который не представлены. Истец полагает отказ не законным и просит признать за ней право собственности на <адрес> площадью 374 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения садоводства.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Гашимовой И.С.

Представитель истца Гашымова И.С. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить.

Представители ответчика - Администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – СНТ «Бумажник», в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (ч.1).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.2).

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.3).

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и орган (за исключением случаев, установленных федеральными законами); 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (ч.4).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч.5).

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ч.6).

Пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (ч.7).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (ч.8).

В силу ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке (ч.1).

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч.2).

Как следует из п. 2.8 "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год", утвержденного президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014 года, для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Положениями пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятия решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В соответствии с п. 4 ст. 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступили в силу с 01.03.2015) до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

Таким образом, действующее до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением -р администрации Трусовского района г. Астрахани зарегистрировано огородническое товарищество «Бумажник».

Как следует из договора о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ огородническому товариществу «Бумажник» администрацией г. Астрахани был предоставлен в аренду земельный участок площадью 15 952,00 кв.м. по адресу: <адрес> сроком на 25 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из Выписки из протокола собрания членов СНТ «Бумажник» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что за Каракчиевой М.Ф. закреплен <адрес>, площадью – 400 кв.м.

Согласно справке СНТ «Бумажник» от ДД.ММ.ГГГГ Каракчиева М.Ф. является членом СНТ «Бумажник» с ДД.ММ.ГГГГ, и в её пользовании находится <адрес>, площадью 400 кв.м., задолженности по членским и целевым взносам не имеет.

Распоряжением Управления муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ № р истцу Каракчиевой М.Ф. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления в собственность <адрес>», расположенном в районе <адрес> для ведения садоводства.

Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к её подготовке, а именно схема расположения земельного участка подготовлена без учета сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (реестровый ) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах с особыми условиями использования территорий, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускается использование земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; обращение лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; расположение на земельном участке объекта недвижимости, правоустанавливающие документы на который не представлены.

Вместе с тем, представителями ответчиков не представлено доказательств изъятия спорного земельного участка из оборота, ограничения земельного участка в обороте, равно как и не представлено доказательств нахождения спорного земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также доказательств того, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.

Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, приведен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ и является исчерпывающим. Земельные участки, расположенные в границах санитарно-защитных зон, не включены в указанный перечень.

Кроме того, для целей предоставления земельного участка в рамках Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нахождение земельного участка в зоне с особыми условиями использования не имеет значения, поскольку для этого нужна только совокупность условий, предусмотренный пп. 2.7 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым <адрес>», соответствует.

Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что передаче в собственность членов садоводческих товариществ подлежали лишь те земельные участки, право собственности, на которые сохранялось за муниципальным образованием или не было разграничено; были переданы в пользование соответствующих гражданско-правовых сообществ, членом которых был гражданин. Кроме того, земельный участок должен был быть распределен решением садоводческого товарищества в пользование соответствующего лица и быть свободным от прав третьих лиц.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ признаны не действующими с даты принятия апелляционного определения: Генеральный план развития города Астрахани до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденный решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), в части внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий сведений о санитарно-защитной зоне для Правобережных очистных сооружений канализации <адрес>) с реестровым номером ; в части отображения в схеме зон с особыми условиями использования территории МО «Город Астрахань» санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации <адрес>) с реестровым номером ; Правила землепользования и застройки МО «Город Астрахань», утвержденные решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), в части отображения на карте «Градостроительного зонирования. Зоны ограничения градостроительной деятельности» санитарно-защитной зоны для Правобережных очистных сооружений канализации (ПОСК-2, <адрес>) с реестровым номером .

Из заключения специалиста ИП Соболева Д.Н. следует, земельный участок по адресу: <адрес> находится в границах, согласно схеме, границы земельного участка, согласно плану Садового товарищества «Бумажник» ДД.ММ.ГГГГ года, расположены в пределах садоводческого товарищества «Бумажник», имеет площадь 374 кв.м., не имеет пересечений со смежными уточненными земельными участками с кадастровыми номерами . На образуемом земельном участке расположен нежилой садовый дом.

Возражения ответчика в части того, что границы земельного участка не установлены, следствие чего земельный участок, не существует как объект права и, соответственно не может являться предметом гражданского оборота, а потому на данный земельный участок за истцом не может быть признано право собственности, несостоятельны в силу следующего.

Формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации (пункт 2.8 Обзора от ДД.ММ.ГГГГ), поэтому отсутствие участка на кадастровом учете препятствием для удовлетворения иска не является. Определение местоположения границ земельного участка на местности может быть произведен истцом самостоятельно с участием всех смежных землепользователей.

Поскольку СНТ «Бумажник» создано до ДД.ММ.ГГГГ, Каракчиева М.Ф. является членом данного Товарищества с ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Бумажник» до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ для ведения садоводства, огородничества, земельный участок распределен истцу, как члену указанного товарищества, не является изъятым из оборота, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, при наличии апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, препятствующих признанию за Каракчиевой М.Ф. права собственности на находящийся в её пользовании земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Каракчиевой Марины Фатыховны к Администрации муниципального образования «Город Астрахань», о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать за Каракчиевой Мариной Фатыховной право собственности на земельный участок, площадью - 374 кв.м., по адресу: <адрес> расположенный в районе <адрес>, для ведения садоводства.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд города Астрахани в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения составлен 4 октября 2023 г.

Судья                                                                   Захарова Е.О.

2-2534/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каракчиева Марина Фатыховна
Ответчики
Управление муниципальным имуществом АМО "Город Астрахань"
Другие
Гашымова Ирина Семеновна
Суд
Трусовский районный суд г. Астрахань
Судья
Захарова Е.О.
Дело на сайте суда
trusovsky.ast.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Подготовка дела (собеседование)
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2023Судебное заседание
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее