Дело № 12/1-82\2018
Р Е Ш Е Н И Е
19 февраля 2018 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Архипова И.П.,
при секретаре Колонской А.Я.,
с участием защитника ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» Еремеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» Семаковой Н.Ю. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Яринской М.В. № от 17 января 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении государственного автономного учреждения культуры Пермского края «Мемориальный комплекс политических репрессий», юридический адрес: г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 10 оф. 121, ИНН 5921031072 ОГРН 1145921000092
у с т а н о в и л а:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Яринской М.В. от 17 января 2018г. ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушении требований ч. 1 ст. 140 ТК РФ в день увольнения ФИО2, а именно 30.11.2017г., не выплачен окончательный расчет, оплата произведена 01.12.2017г.
За данное правонарушение ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, законный представитель ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить в связи с отсутствием вины юридического лица во вменяемом правонарушении, поскольку заявка на перечисление окончательного расчёта ФИО2 работодателем была произведена в день увольнения. Организация не имеет расчетного счета, являясь муниципальным учреждением, все расчеты ведутся через Министерство финансов Пермского края на основании договора об обмене электронными документами между участниками юридически значимого электронного документооборота от 05.10.2015г.
Защитник ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» Еремеева Н.Н. в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала, просила отменить постановление должностного лица.
Потерпевшая ФИО2, представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
От главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Яринской М.В. поступило заявление о рассмотрении дела по жалобе ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» в их отсутствие.
На основании пункта 4 части 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствии указанных лиц.
Изучив жалобу, материалы административного дела, выслушав защитника Еремееву Н.Н., судья приходит к следующему.
Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыплату в установленный срок заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Согласно ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения ВРИО заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Пермском крае (по правовым вопросам) ФИО1 от 18 декабря 2017г. о проведении внеплановой документарной проверки, была проведена проверка ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, с целью: защиты прав и интересов работников, (в связи с рассмотрением обращения от 08.12.2017г., оформление и расторжение трудовых договоров).
По результатам проверки, должностным лицом составлен акт проверки от 20 декабря 2017г. за № в отношении ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» в котором выявлены нарушение положений ст. 140 ТК РФ при увольнении и выплате окончательного расчета работнику ФИО2
11 января 2018г. в отношении ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ, на основании которого 17 января 2018г. в отношении ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в отсутствие потерпевшего ФИО2, сведения об ее извещении о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 17 января 2018г., в материалах дела отсутствуют, вследствие чего потерпевшая ФИО2 объективно была лишена возможности своевременно узнать о рассмотрении дела и воспользоваться правами, предусмотренными ч.2 ст.25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Не привлечение к участию в деле работника, в отношении которого были допущены нарушения трудового законодательства, в качестве потерпевшего не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными. В связи с чем, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Яринской М.В. от 17 января 2018г. законным признать нельзя и оно подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в настоящее время не истек, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст.5.27 Кодекса РФ об административном правонарушении в отношении юридического лица ГКАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» на основании п. 4 ч 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административном правонарушении подлежит направлению в Государственную инспекцию труда в Пермском крае на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо устранить допущенные нарушения при рассмотрении дела.
Кроме того, необходимо исследовать и дать надлежащую юридическую оценку доводам, представляемым юридическим лицом в обоснование отсутствия своей вины во вменяемом правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Яринской М.В. № от 17 января 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении государственного автономного учреждения культуры Пермского края «Мемориальный комплекс политических репрессий» – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении государственного автономного учреждения культуры Пермского края «Мемориальный комплекс политических репрессий» направить в Государственную инспекцию труда в Пермском крае на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья – подпись –
Копия верна: судья