Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 28. 06. 2021г
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исмаиловой Т.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Дагестан к администрации <адрес> «<адрес>» Республики Дагестан (далее «Администрация МР «<адрес>») и муниципальному казенному образовательному учреждению «Хучнинская средняя общеобразовательная школа №» <адрес> (далее - МКОУ «Хучнинская СОШ №») о возложении обязанности на Администрацию МР «<адрес>» и МКОУ «Хучнинская СОШ №» устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий), обязании МКОУ «Хучнинская СОШ №» принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обязании Администрации МР «<адрес>» осуществить финансирование МКОУ «Хучнинская СОШ №» по выполнению работ по оборудованию здания МКОУ системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»,
у с т а н о в и л:
прокурор <адрес> Республики Дагестан, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным в вводной части настоящего решения иском.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об образовании в части выполнения действий, направленных на противодействие экстремизму терроризму установлено, что здание МКОУ «Хучнинская СОШ №» не оборудовано каналами передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры "Службы 112".
Охрана зданий муниципальных образовательных учреждений частной охранной организацией не соответствует требованиям действующего законодательства, прямо определяющего, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры "Службы 112".
По утверждению прокурора, отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
При этом ссылается на положениями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденных Приказом Минрегионразвития от ДД.ММ.ГГГГ N 390.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Истец просит дело рассмотреть без его участия.
Администрация МР «<адрес>» направила отзыв на иск, в котором указывает, что администрация обращалась к Председателю Правительства РД с просьбой выделить району дополнительные денежные средства из бюджета Республики Дагестан, однако ответ до сих пор не получен. Местный бюджет не обладает необходимыми денежными средствами оборудовать здания школ системой тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны), или в ситуационные центры "Службы 112".
В связи с этим просит учесть имеющиеся трудности изыскания денежных средств и предоставить отсрочку для исполнения решения суда на один год.
Исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей сторон, а исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и пункта 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
В числе мер по предупреждению терроризма пункт 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрен такой принцип противодействия терроризму как соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009, утвержденного Приказом Минрегионразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья, благополучия обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относятся к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в образовательном учреждении отрицательно сказывается по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Требования прокурора о возложении на ответчиком требуемых обязанностей направлены на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение и школы, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.
Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания общеобразовательных школ каналами передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, которые могут восполняться, в частности, за счет межбюджетных отношений соответствующих субъектов. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
Поскольку согласно справки о результатах проверки от 20.05.2021г. исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений, проведенной прокуратурой, установлено, что в МКОУ «Хучнинская СОШ №» отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112", на данное общеобразовательное учреждение и на учредителя, каковым является администрация МР «<адрес>», следует возложить обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий), МКОУ «Хучнинская СОШ №» обязать оборудовать здание МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а Администрацию МР «<адрес>», которой и финансируется деятельность данного образовательного учреждения - обязать осуществить его финансирование по выполнению работ по оборудованию здания МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что исходя из важности оборудования здания МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», и с учетом того, что для этого требуется финансирование, а такое финансирование в бюджете района не предусмотрено, а для изыскания финансирования требуется время, суд устанавливает для выполнения обязанностей, возлагаемых на ответчиков 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию МР «<адрес>» и МКОУ «Хучнинская СОШ №» обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий);
обязать МКОУ «Хучнинская СОШ №» принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
обязать Администрацию МР «<адрес>» осуществить финансирование МКОУ «Хучнинская СОШ №» по выполнению работ по оборудованию здания МКОУ «Хучнинская СОШ №» системой передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Срок для выполнения обязанностей, возложенных на ответчиков, установить 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Табасаранский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Р. Исмаилова