Дело № 2а-557/2020
УИД 21RS0017-01-2020-000800-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никитина А.В., с участием помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Волгарева Ю.В., при секретаре Степановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Шумерлинского межрайпрокурора о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ходе проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте, расположенном по адресу: _____________ размещена информация о дистанционной продаже медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Данная информация находится в свободном доступе, доступна неограниченному кругу лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием может любой пользователь. Информация, размещенная на данной Интернет-странице, нарушает права неопределенного круга лиц, ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасность жизни и здоровья, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий в силу облегчения доступа к получению прав на управление транспортными средствами, способствует совершению административных правонарушений и преступлений, противоречит нормам федерального законодательства. Прокурор считает, что, размещенную на Интернет – странице: _____________ необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Шумерлинского межрайоного прокурора Волгарев Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, имеется отзыв на заявление, в котором просят о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от "___" ___________ г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в числе прочих, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № ___________ - ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 6 ст. 10 закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от "___" ___________ г. № ___________ - ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от "___" ___________ г. № ___________ - ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 23 Федерального закона от "___" ___________ г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от "___" ___________ г. N 196-| ФЗ "О безопасности дорожного движения" к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Согласно п. 3 Порядка проведения обязательного медицинского
освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители
транспортных средств), утвержденного приказом Министерства
здравоохранения РФ от "___" ___________ г. N 344н "О проведении обязательного
медицинского освидетельствования водителей транспортных средств
(кандидатов в водители транспортных средств)" (далее - Порядок) медицинское
освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством", «оториноларингологии», "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)".
Обследование врачом-психиатром осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства), проходящего медицинское освидетельствование (далее – освидетельствуемый), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии" и "психиатрическому освидетельствованию".
Обследование врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови, осуществляются в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике".
В соответствии с п. 12 Порядка медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании сведений, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, в течение 12 месяцев с даты выдачи.
При отказе освидетельствуемого от прохождения медицинского освидетельствования или от прохождения хотя бы одного из осмотров или обследований врачами-специалистами, инструментальных и лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка медицинское заключение не оформляется.
Из анализа указанных норм следует, что гражданин претендующий на получение либо замену прав на управление транспортными средствами обязан лично пройти медицинское освидетельствование.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении медицинских справок, об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами без фактического прохождения медицинского освидетельствования лицами, ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасность жизни и здоровья, способствует совершению дорожно-транспортных происшествий в силу облегчения доступа к получению прав на управление транспортными средствами, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на интернет-странице _____________ подлежит ограничению.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неограниченному кругу лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрены уголовная и административная ответственность.
Из представленных материалов усматривается, что при проведении Шумерлинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от "___" ___________ г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», был выявлен факт размещения на сайте, расположенном по адресу _____________ информации о дистанционной продаже медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Указанный сайт нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Факт размещения информации о дистанционной продаже медицинских справок об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами в вышеуказанном сайте подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
В силу чего, суд приходит к выводу, что размещенную на Интернет – странице: _____________ информацию необходимо признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Часть 5 указанной нормы предусматривает основания включения сведений в названный реестр, в том числе одним из оснований является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 часть5 статьи 15.1).
На основании изложенного, суд считает заявленные требования Шумерлинского межрайонного прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Шумерлинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Председательствующий: