№а-592/2022
25RS0№-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 г. <адрес> края
Ленинский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой Д.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1
с участием представителя административного истца ФИО3
представителя административных ответчиков Администрации <адрес>, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> ФИО5,
представителя МОБУ «Центр образования № с углубленны изучением иностранных языков <адрес> ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, к МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» о возложении обязанности,
установил:
Первый заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, к МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» о возложении обязанности на администрацию <адрес>, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> обеспечить финансирование расходов по ремонту фасада и кровли здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также об обязании МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» в течение 6 месяцев после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести работы по ремонту фасада и кровли здания МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>». В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой края проверкой установлено, что в МБОУ № фасад и кровля образовательного учреждения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии (осыпается штукатурка, облицовочный слой краски, образуется плесень, протекание кровли в учебные кабинеты и технические помещения). По результатам внесенных в июне, августе 2021 года прокуратурой <адрес> представлений директору МБОУ № и администрацию <адрес>, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принято. Директором МБОУ № с 2017 года с администрацией <адрес>, Департаментом образования и науки <адрес> ведется переписка о необходимости проведения указанных ремонтных работ, в т.ч. по вопросу выделения финансовых средств для их проведения, однако администрацией <адрес> вопросы финансирования и проведения ремонтных работ образовательного учреждения до настоящего времени не решены. В соответствии с п. 1.2, п. 1.3 Положения об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, утвержденного Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление осуществляет функции главного администратора доходов, главного распорядителя и получателя средств бюджета ВГО, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на управление функций. Администрация <адрес> является учредителем образовательного учреждения, а также лицом, ответственным за формирование бюджета городского округа. Считает, что администрацией <адрес> и Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> допущены нарушения законодательства, обеспечивающие безопасность обучающихся (несовершеннолетних детей) в МБОУ №, а именно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены «санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Сан ПиН ДД.ММ.ГГГГ-20. Выявленные нарушения, по мнению административного истца, в первую очередь, являются нарушением условий, гарантирующих охрану здоровья учащихся данного образовательного учреждения, а также нарушением правовой обязанности учреждения по предоставлению территории с соответствующими условиями для безопасного пребывания обучающихся в указанном образовательном учреждении, и, как следствие, нарушением права несовершеннолетних на благополучные условия обучения.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор гражданско-правового отдела <адрес> ФИО3 настаивала на удовлетворении иска на основании изложенных в нем доводов, дополнительно предоставив в обоснование административного иска акт выездной проверки, проведенной от ДД.ММ.ГГГГ с участием директора школы ФИО6, а также заместителя начальника отдела Инспекции РСН и КДС <адрес> ФИО4, которым установлены недостатки технического состояния кровли и фасада здания.
В судебном заседании представитель ответчиков ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать по доводам письменного отзыва.
Участвующая в судебном заседании представитель административного ответчика МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6 указала на наличие имеющихся недостатков кровли и фасада школы, в связи с чем, она, а также родители учащихся неоднократно обращались в адрес ответчиков о необходимости проведения ремонта, за счет собственных средств родителей учащихся выполнена смета, которая не была принята ответчиками. Согласно последней подготовленной по ее запросу в ООО «ВСК ТехноСтрой» коммерческому предложению на разработку проектной документации для выполнения ремонта фасада объекта необходимо 554,17 тысяч рублей.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к основным правам обучающихся отнесено право на охрану жизни и здоровья (пункт 9 части 1 статьи 34).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ).
Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" №52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены санитарные правила СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее в том числе – СанПин ДД.ММ.ГГГГ-20).
Пунктом 1.1 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 (далее - СП ДД.ММ.ГГГГ-20), определено, что СП ДД.ММ.ГГГГ-20 направлены на охрану здоровья детей и молодежи, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению.
Одним из условий безопасного осуществления образовательного процесса является необходимость соблюдения санитарных правил и норм к содержанию образовательного учреждения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в ходе выездной проверки, проведенной прокуратурой <адрес> с участием специалиста Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выявлены значительные нарушения облицовочного материала, требующие ремонта кровли МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>», что подтверждается приложенным фотоматериалом.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам выездной проверки представителя прокуратуры <адрес> с участием специалиста 1 разряда Управления по работе с МУО администрации <адрес>, директора МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6 установлено наличие повреждений кровельного покрытия, через которое происходит протекание осадков, на фасаде здания имеется частичное разрушение и отслоение штукатурного слоя.
Актом выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в составе прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО7, директора МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6, заместителя начальника отдела Инспекции РСН и КДС <адрес> ФИО4, установлено наличие «отверстий и раскрытие мест стыковки листов кровли от 2 до 10 см, коррозия кровельных листов, подмокание деревянных конструкций на чердачном помещении», наличие грибка, в отдельных местах полное разрушение деревянных конструкций в результате протеканий в гидроизоляционном слое; в кабинетах №, №, расположенных на 4-м верхнем этаже, на отдельных поверхностях стен и потолка, имеются следы подмокания; в местах стыков элементов ливневых стоков и фасада имеются подтекания на фасад здания; выявлены многочисленные места отслоений штукатурного облицовочного слоя фасада от 0,5 до 3 кв. м. Зафиксированные в акте нарушения кровельного покрытия, подтекания на потолке чердачного помещения, на потолке в кабинетах, штукатурного слоя фасада подтверждаются фотоматериалом.
Факт наличия выявленных нарушений кровли и фасада здания подтверждается материалами дела, в том числе обращениями директора МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6, родителей учащихся к ответчикам о необходимости принятия мер для организации ремонта кровли и фасада школы.
Предоставленный в суд акт проверки готовности МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» к новому 2021-2022 учебному году, по мнению суда, не опровергает факт неудовлетворительного состояния фасада и кровли образовательного учреждения, установленный в ходе проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после акта проверки готовности школы от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, заместителем прокурора <адрес> главе <адрес> ФИО8 было внесено представление директору МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6 об устранении выявленных нарушений законодательства о порядке использования муниципального имущества и условий им способствующих.
В ответ на данное представление директором МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» ФИО6 было сообщено о направлении заявок в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> для подготовки проекта формирования бюджета Владивостокского городского округа на 2018 год, согласно ответу сообщалось, что работы по ремонту фасада здания будут включены в проект бюджета на 2019 и последующие годы, после чего родители учащихся обращались в Департамент образования и науки <адрес>, губернатору <адрес>.
В судебном заседании установлено, что в настоящий момент данные работы не произведены, соответствующее финансирование не обеспечено.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно муниципальному правовому акту от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» денежные средства в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждениям, подотчетным Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, предусматриваются в бюджете Владивостокского городского округа.
В соответствии с п.п.1.2, 1.3 Положения об Управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, утвержденного приложением к решению Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание управления и реализацию возложенных на него функций, Управление подотчетно главе <адрес> и заместителю главы администрации <адрес>, курирующему работу Управления.
Администрация <адрес> является учредителем муниципального образовательного учреждения, а также лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования.
МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» не имеет возможности самостоятельно устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием финансирования, и неимением собственных средств, что следует из пояснений директора общеобразовательного учреждения в судебном заседании.
Для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» необходимо финансирование учредителем. Однако, муниципальное бюджетное учреждение самостоятельно после доведения лимитов бюджетных средств производит необходимые работы по ремонту фасада и кровли.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что все заявленные в административном иске административные ответчики являются надлежащими по настоящему делу, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Конкретный вид работ, которые необходимо будет произвести для восстановления кровельного покрытия, а также фасада МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>», подлежит определению в ходе исполнения решения суда.
Суд не принимает доводы ответчиков о невозможности выполнения заявленных административным истцом требований в 6-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Необходимость обеспечения финансирования расходов по ремонту фасада и кровли МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>», проведения указанных работ была известна ответчикам с 2018 года. Доводы об отсутствии денежных средств на указанные цели не могут служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от обязанности разрешать вопросы местного значения, входящие в его компетенцию, кроме того, речь идет о безопасности несовершеннолетних учащихся МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>».
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление первого заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, к МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» о возложении обязанности, - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес>, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> обеспечить финансирование расходов по ремонту фасада и кровли здания МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>» в течение 6 месяцев после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести работы по ремонту фасада и кровли здания МБОУ «Центр образования № с углубленным изучением иностранных языков <адрес>»
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.К. Третьякова