Производство № 2-542/2020
УИД 57RS0027-01-2020-000814-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2020 г. г. Орёл
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Шуклиной Н.С.,
с участием представителя истца Глухоедова И.С.,
представителей третьих лиц Котыш З.И. и Бакулиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Шорину Константину Сергеевичу о признании военного билета недействительным,
установил:
военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Шорину К.С. о признании военного билета недействительным и обязании вернуть в орган, его выдавший.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной военной прокуратурой Брянского гарнизона проверки было установлено, что на основании представленного в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла в период весеннего призыва 2013 года акта исследования состояния здоровья от 17 мая 2013 г., выданного Бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Орловская областная клиническая больница» (далее – БУЗ ОО «ООКБ»), Шорин К.С. решением призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 20 июня 2013 г. № 19/407 был признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу, в результате чего ему выдан военный билет серии АМ №.
Между тем, проверкой установлено, что Шорин К.С. в 2013 году за медицинской помощью в БУЗ ОО «ООКБ» не обращался.
Решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 20 июня 2013 г. № 19/407 в добровольном порядке отменено решением призывной комиссии Орловской области.
По указанным доводам просил суд признать военный билет серии АМ №, выданный на имя Шорина К.С. должностными лицами военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла, недействительным и обязать Шорина К.С. вернуть военный билет в военный комиссариат г. Орла в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 05 августа 2020 г. прекращено производство по данному делу в части требований об обязании вернуть военный билет в орган, его выдавший, в связи с отказом представителя истца от исковых требований в этой части.
В судебном заседании представитель истца старший помощник военного прокурора Брянского гарнизона Глухоедов И.С. уточнил заявленные требования. Основываясь на доводах, изложенных в иске, просил суд признать военный билет серии АМ №, выданный на имя Шорина К.С. должностными лицами военного комиссариата Северного и Железнодорожного районов г. Орла, недействительным.
Ответчик Шорин К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, представил письменное заявление, в котором признал исковые требования.
Представители третьих лиц военного комиссариата Орловской области по доверенности Котыш З.И. и военного комиссариата г. Орла по доверенности Бакулина Е.В. в судебном заседании полагали уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица призывной комиссии г. Орла в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59).
Порядок призыва граждан на военную службу установлен Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения, на военно-врачебную комиссию возлагается, помимо прочего, проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Согласно пункту 4 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Приложением к указанному Положению являются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 05 февраля 2010 г. Шорин К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате по Северному и Железнодорожному районам г. Орла (в настоящее время военный комиссариат г. Орла) (л.д. 7-10).
В период весеннего призыва 2013 года Шорин К.С. представил в военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла акт исследования состояния его здоровья от 17 мая 2013 г., выданный БУЗ ОО «ООКБ», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шорин К.С. находился на обследовании в данном медицинском учреждении, ему выставлен диагноз: «<данные изъяты>» (л.д. 11-12).
На основании данного акта решением призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла № 19/407 от 20 июня 2013 г. Шорин К.С. признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ему выдан военный билет серии АМ №.
Между тем, согласно сообщениям БУЗ ОО «ООКБ» № 4458 от 09 октября 2019 г. и № 4740 от 24 октября 2019 г., Шорин К.С. с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. за медицинской помощью в амбулаторных условиях не обращался и на стационарном лечении не находился, акт исследования состояния здоровья от 17 мая 2013 г. не составлялся (л.д. 9-10, 8).
Таким образом, в период весеннего призыва 2013 года был нарушен порядок прохождения призывником Шориным К.С. медицинского освидетельствования. При этом, в материалах гражданского дела отсутствуют достоверные и объективные доказательства, бесспорно свидетельствующие о наличии у Шорина К.С. в период весеннего призыва 2013 года заболевания, влекущего освобождение от призыва на военную службу.
Также установлено, что решением призывной комиссии Орловской области решение призывной комиссии Северного и Железнодорожного районов г. Орла от 20 июня 2013 г. № 19/407 об освобождении Шорина К.С. от призыва на военную службу по пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отменено (протокол от 24 октября 2019 г. № 8) (л.д. 16).
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает отказ признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание ответчиком Шориным К.С. исковых требований принимается судом, поскольку является добровольным, сделано без принуждения и обмана, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика Шорина К.С., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г. Орел государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона удовлетворить.
Признать военный билет серии АМ №, выданный Шорину Константину Сергеевичу военным комиссариатом Северного и Железнодорожного районов г. Орла, недействительным.
Взыскать с Шорина Константина Сергеевича в доход бюджета муниципального образования г. Орел государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 августа 2020 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла.
Председательствующий Н.С. Шуклина