Дело № 2-9139/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя прокуратуры Загидуллиной Л.В.,
представителя ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Трофимука И.Н.,
представителя соответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Черкасовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
28 ноября 2018 года гражданское дело по иску Прокурора Усть-Вымского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Коми» Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в части проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильной дороге «Айкино-Кослан» от автомобильной дороги «Вогваздино-Яренск»: мост через реку Певью (24 км + 548 м), реестровый номер ДХА0011643; мост через реку Чуб (30 км + 977 м), реестровый номер ДХА0011644. В обоснование требований указано, что в ходе проверки установлено, что ответчиками нарушены требования Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности». В собственности Республики Коми находятся автомобильные мосты, расположенные на автомобильной дороге «Айкино-Кослан» от автомобильной дороги «Вогваздино-Яренск»: мост через реку Певью (24 км + 548 м); мост через реку Чуб (30 км + 977 м), которые переданы в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Указанным автомобильным мостам присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры. Однако, вопреки требованиям федерального законодательства оценка уязвимости автомобильных мостов не проведена и в установленном порядке не утверждена.
В судебном заседании, начавшемся 22.11.2018 в 10 часов и продолжившемся 28.11.2018 в 12 часов, представитель прокуратуры поддержала требования в полном объеме, представители ответчиков с требованиями не согласились.
Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности является, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно нормам ст. ст. 1, 2, 4, 5 �едерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относятся технологические комплексы, включающие в себя, в том числе мосты.
Как следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В п. 6 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии ст. 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. п. 8 и 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предпринимателя и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Для реализации положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Правительство Российской Федерации Постановлением от 14.09.2016 № 924 утвердило обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Согласно подп. 5 п. 6 указанных Требований по обеспечению транспортной безопасности: субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме.
Как установлено в собственности Республики Коми находятся автомобильные мосты, расположенные на автомобильной дороге «Айкино-Кослан» от автомобильной дороги «Вогваздино-Яренск»: мост через реку Певью (24 км + 548 м); мост через реку Чуб (30 км + 977 м).
На основании решения Дорожного агентства Республики Коми от 01.01.2015 № 1 указанные мосты переданы в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Приказом Федерального дорожного агентства от 30.01.2012 № 13 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры» объектам транспортной инфраструктуры: мост через реку Певью (24 км + 548 м) и мост через реку Чуб (30 км + 977 м) на автодороге «Айкино-Кослан» присвоены категории и они внесены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение норм Федерального закона «О транспортной безопасности», Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924, оценка уязвимости автомобильных мостов через реку Певью (24 км + 548 м) и через реку Чуб (30 км + 977 м) не проведена.
Согласно Уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» предметом его деятельности является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной уставом компетенции, полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Уставом определена деятельность Управления, в том числе Управление организует проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства специализированными организациями в области транспортной безопасности, рассмотрение и представление к утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (п. 17.29).
Учитывая, что организация проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возложена на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», суд находит подлежащими удовлетворению требования прокуратуры к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
В связи с этим, доводы представителя ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком, судом не принимаются.
Доводы представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, судом также не принимаются.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 № 456, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере капитального строительства, архитектуры, градостроительства, газификации, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставлению государственных услуг в сферах градостроительства, обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, включая граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Республике Коми законодательства о градостроительной деятельности, на организацию проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, координирующим в указанных сферах деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Основными задачами деятельности Министерства являются, в частности, разработка, планирование и контроль реализации мероприятий по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Для реализации указанных задач Министерство исполняет, следующие государственные функции: разрабатывает и утверждает перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности; обеспечивает осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; управляет и распоряжается автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции по контролю за использованием по назначению и сохранностью закрепленных за государственными учреждениями автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений и реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций (подпункты 30, 40, 42, 46, 78, 80 пункта 10 Положения).
Согласно Уставу ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» учредителем учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. Учреждение находится в ведении Министерства, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
В связи с изложенным, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью не только ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми», но и Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
Таким образом, требование прокурора к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми также подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, с учетом особенностей бюджетного процесса и организации работ по проведению оценки уязвимости мостов, суд приходит к выводу о возложении обязанности исполнить решение суда в срок до 01.12.2019.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» организовать и обеспечить проведение и утверждение в установленном порядке оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильной дороге «Айкино-Кослан» от автомобильной дороги «Вогваздино-Яренск»: мост через реку Певью (24 км + 548 м), реестровый номер ДХА0011643; мост через реку Чуб (30 км + 977 м), реестровый номер ДХА0011644, в срок до 01.12.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева