Решение по делу № 8Г-12088/2022 [88-1282/2023 - (88-12371/2022)] от 16.12.2022

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-1282/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ дела 2-324/2022

в суде первой инстанции

УИД 15RS0001-01-2021-003553-53

7 марта 2023 года                                                    г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Камышовой Т.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесниковой Натальи Анатольевны к АСМ Моздокского района РСО-Алания об обязании произвести доначисление заработной платы в связи с несвоевременной индексации зарплаты и выплаты доначисленной зарплаты за 2012, 2014-2019 года, взыскании процентов из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день просрочки начиная со следующего для после установленного срока выплаты по день фактического расчета,

по кассационной жалобе Колесниковой Натальи Анатольевны на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 октября 2022 года,

заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав объяснения Колесникову Н.А., подержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Колесникова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к АСМ Моздокского района РСО-Алания об обязании произвести доначисление заработной платы в связи с несвоевременной индексации зарплаты и выплаты доначисленной зарплаты за 2012, 2014-2019 года, взыскании процентов из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм заработной платы, за каждый день просрочки начиная со следующего для после установленного срока выплаты по день фактического расчета.

Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01 июля 2022 года, с учетом определения Моздокского районного суда РСО-Алания от 22 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 октября 2022 года исковые требования Колесниковой Н.А. удовлетворены частично.

Постановлено обязать Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Колесниковой Н.А. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017 год в сумме 67 813,21 руб., за 2018 года - в сумме                  86 345,95 руб., за 2019 год - в сумме 43 118,02 руб.

Взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу Колесниковой Н.А. проценты (денежную компенсацию) по состоянию на 12 мая 2022 года за несвоевременную выплаты индексации зарплаты за 2017 год в сумме                   33 587,81 руб., за 2018 год - в сумме 34 828,98 руб., за 2019 год - в сумме                    963,39 руб.

Всего взыскано с Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в пользу Колесниковой Н.А. 279 657,36 руб.

В удовлетворении остальных исковых требований Колесниковой Н.А. к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания - отказано.

В кассационной жалобе Колесниковой Н.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной заработной платы и денежной компенсации за 2016 год.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, усмотрев возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, выслушав ли, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 25 - ФЗ                              "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также указанный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации” предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Статья 22 Федерального закона № 25 - ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и пункты 1, 2 статьи 18 Закона РСО-Алания от           31 марта 2008 года №7-РЗ «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания» определяют, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего п соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО- Алания «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия- Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия- Алания.

Согласно статье 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района» (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08 июля 2011 года №334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания и государственных гражданских служащих РСО-Алания.

Частью 1 статьи 236 ТКРФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока, соответственно, выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Исходя из данных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Колесниковой Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что Колесникова Н.А. как муниципальный служащий имеет право на оплату труда с учетом индексации. Суд первой инстанции принял во внимание, что решением Моздокского районного суда от 19 апреля 2021 года удовлетворены исковые требования прокурора Моздокского район РСО-Алания в интересах работников администрации местного самоуправления Моздокского района РСО- Алания, в том числе и Колесниковой Н.А. к АМС Моздокского района РОС-Алания о признании незаконными бездействия АМС, уклоняющейся от индексации денежного содержания муниципальных служащих за период с 2017 по 2019 годы, обязании предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за указанные периоды, обязании произвести индексацию в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Сославшись на преюдициальное значение решения суда от 19 апреля 2021 года, суд удовлетворил исковые требования за периоды 2017, 2018, 2019 года, признав расчет денежных сумм подлежащих взысканию, представленный ответчиком верным.

Отказывая в иске в остальной части, суд первой инстанции принял во внимание заявление ответчика о пропуске срока, предусмотренного статьей 392 ГПК РФ,и руководствовался разъяснения содержащимися в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от                      17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учел,что заработная плата истцу с учетом индексации не начислялась.

Суд первой инстанции также принял во внимание то, что истица работала руководителем Комитета по управлению имуществом Моздокского района, являлась представителем работодателя и была осведомлена о порядке начисления и формирования заработной платы.

Суд первой инстанции отметил,что решение собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 8 июля 2011 г. №334 «О внесении изменений в Решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района», предусматривающим увеличение (индексирование) денежного вознаграждения муниципальных служащих в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, было опубликовано в районной газете 20 июля 2011 года и было доступно для ознакомления.

Об индексации денежного вознаграждения муниципальных служащих в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги истец также могла узнать и из решения собрания представителей Моздокского района РСО – Алания № 59 от 26 декабря «О временном приостановлении действия статьи 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года № 200» опубликованном в районной газете 29 декабря 2012 г.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.

Судом первой и апелляционной инстанций, с учетом, установленных по делу обстоятельств правильно применены положения ст. 392 Трудового кодекса и разъяснения, содержащиеся в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2                           "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Колесниковой Н.А. заявлены исковые требования о доначислении заработной платы и ее выплате с учетом индексации, взыскании денежной компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса.

Юридически значимые обстоятельства при разрешении исковых требований, судами установлены правильно.

Факт того, что заработная плата в заявленном истицей размере не    начислялась, не оспаривается ни одной из сторон.

Ссылка кассатора на решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания № 348 от 29 декабря 2020 года о том, что срок на    предъявление иска не пропущен, основаны на неверном толковании кассатором норм материального права и положений решения № 348 от 29 декабря 2020 года. Согласно решению Собрания представителей Моздокского района РСО- Алания № 348 от 29 декабря 2020 года, постановлено увеличить(индексировать )размеры окладов денежного содержания, лиц, замещающих должности муниципальной службы и муниципальных служащих с 1 января 2021 года за 2016 год на 5, 39 %.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района» (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08 июля 2011 года №334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО-Алания и государственных гражданских служащих РСО-Алания.

Таким образом, система оплаты труда в органах местного самоуправления устанавливается правовыми актами представительного органа и у ответчика отсутствовала обязанность предусмотренная законом об ознакомлении истца с решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района».

Указанное решение было опубликовано в местной газете «Время, события, документы» в номере от 20 июля 201211года № 55.

Опубликованные муниципальные правовые акты применяются после их опубликования и никаких дополнительных механизмов доведения их до сведения населения законодатель не устанавливает.

В коллективном обращении к Главе администрации местного самоуправления об индексации заработной платы от 15 сентября 2020 года, заявители ссылаются на нормативный акт - решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 29 декабря 2009 года №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района» и просят проиндексировать заработную плату за 2016,2017, 2018 и 2019 год, что бесспорно подтверждает факт того, что с указанными нормативными актами истица была знакома.

Несогласие Колесниковой Н.А. с установленными по делу обстоятельствами, с оценкой суда первой и апелляционной инстанции доказательств, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных постановлений судом кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 13 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий                Камышова Т.В.

Судьи                             Корниенко Г.Ф.

                                                                           Черчага С.В.

8Г-12088/2022 [88-1282/2023 - (88-12371/2022)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесникова Наталья Анатольевна
Ответчики
АМС Моздокского района
Другие
Государственная инспекция труда в РСО-Алания
Суд
Пятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Камышова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
5kas.sudrf.ru
14.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
07.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее