2-1385/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1385/2023 по исковому заявлению Путилина Е.А. к Администрации г.о. Самара об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Путилин Е.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявления указано, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 28,8 кв.м по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке общей площадью 56 кв.м с кадастровым номером №, принадлежащем муниципальному образованию г.о. Самара.
Истцом в Департамент управления имуществом г.о. Самара подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №. Постановлением от 24.10.2022 № 892 Департамент отказал в предоставлении земельного участка в связи с тем, что принадлежащий истцу объект является временным. С данным решением истец не согласен, поскольку принадлежащее ему нежилое здание является объектом капитального строительства, имеет привязку к фундаменту, поставлено на кадастровый учет.
Просит обязать Администрацию г.о. Самара заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по выкупной цене, определенной в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Путилина О.А. заявленные требования поддержала.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Ткаченко И.В. возражала против удовлетворения требований.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 28,8 кв.м по адресу: <адрес> кадастровый номер №.
Здание расположено в пределах земельного участка общей площадью 55,5 кв.м с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования «магазины», находящегося в собственности муниципального образования г.о. Самара, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
05.08.2022 истец обратился с заявлением на имя Главы г.о. Самара о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов по договору купли-продажи.
Постановлением от 24.10.2022 № 892 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании подп. 1 ст. 39.6 ЗК РФ: с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен ст.39.16 ЗК РФ. При отсутствии таких оснований ответчик не может отказать в заключении договора.
В силу ст.446 ГК РФ преддоговорные споры могут быть переданы на рассмотрение суда либо по соглашению сторон либо в случаях, указанных в ст.445 ГК РФ, а именно:
1) если истец направил оферту и получил от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о её акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора);
2) если истец, получив оферту от стороны, для которой заключение договора обязательно, направил этой стороне протокол разногласий к проекту договора, но не получил в течение 30 дней извещение о результатах его рассмотрения либо получил уведомление об отклонении протокола разногласий;
3) если ответчик, для которого заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения.
Следовательно, при отсутствии предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ оснований для отказа в заключении с истцом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0707004:5 истец вправе требовать понуждения ответчика к его заключению.
Отказ в предоставлении земельного участку по договору купли-продажи мотивирован тем, что право собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> возникло у заявителя на основании решения Кировского районного суда г. Самары от 01.06.2011, согласно которому за заявителем признано право собственности на временный продуктовый магазин (мини-магазин). Поскольку в собственности заявителя находится временный объект, право на приобретение земельного участка в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ у него отсутствует.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Исходя из данных разъяснений при решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Для признания имущества недвижимым необходимо установить возведение его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Из материалов дела следует, что принадлежащее истцу нежилое здание площадью 28,8 кв.м по адресу: <адрес> поставлено на кадастровый учет как объект капитального строительства, ему присвоен кадастровый номер №.
На нежилое здание составлен технический паспорт от 18.05.2014, содержащий техническое описание конструктивных элементов здания (основной постройки), определение физического износа. Согласно техническому паспорту объект относится к второй группе капитальности, имеет бетонный ленточный фундамент, подключен к городским коммуникациям (отопление, водопровод, канализация, электричество), процент износа - 12%.
В материалах реестрового дела на объект с КН № имеются документы, подтверждающие возведение данного объекта на основании разрешительной документации и с соблюдением установленных норм.
Так, для строительства мини-магазина была разработана проектная документация, которая прошла согласование главным архитектором города.
Постановлением администрации Промышленного района г.Самары от 02.02.1999 в дано разрешение на строительство мини-магазина в соответствии с представленной проектной документацией. После окончания строительства предписано сдать объект в эксплуатацию комиссии администрации Промышленного района.
Согласно акту от 02.05.2001 комиссией администрации Промышленного района мини-магазин принят в эксплуатацию, как возведенный в соответствии с проектной документацией и соответствующий техническим условиям и нормам.
Таким образом, поскольку рассматриваемый объект был создан именно как капитальный с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, суд приходит к выводу, что принадлежащее истцу нежилое здание является объектом недвижимого имущества, следовательно, отказ в предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подп. 1 ст.39.16 ЗК РФ, не соответствует закону.
Иных оснований для отказа в предоставлении истцу земельного участка по договору купли-продажи ответчик не усмотрел.
Согласно п.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При таких обстоятельствах исковые требования о возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая, что выкупная стоимость муниципального земельного участка устанавливается нормативным правовым актом, определение цены продажи земельного участка в решении суда не требуется, тем более что конкретных условий, на которых должен быть заключен договор, истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Путилина Е.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара заключить с Путилиным Е.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 55,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого нежилым зданием с кадастровым номером № по выкупной цене, определенной в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2023