Дело № 2-2318/2019
64RS0045-01-2019-002459-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.06.2019 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Стоносовой О.В.
при секретаре Воронцове Л.А.,
с участием истца Александрова А.А.,
представителя истца Зубанова А.С.,
представителя ответчиков Бережновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова А.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Александров А.А обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он в 2016 году обратился в ФСИН России с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии законодательством РФ в данной сфере правоотношений документы. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило уведомление и выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из уголовно- исполнительной системы по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет. Ранее единовременная социальная выплата истцу не предоставлялась. В настоящее время истец проживает с женой, сыном, дочерью в 2-комнатной квартире многоквартирного дома, по адресу: <адрес> (принадлежащий на праве собственности на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ). Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, истец, его супруга и дети, не имеют.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Комиссия постановила отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи со следующими обстоятельствами: 1. Отсутствие обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; 2. Отсутствие копии финансово-лицевого счета. Считает решение Комиссии ФСИН России необоснованным и незаконным, поскольку комиссия УФСИН России по Саратовской области не выявила в переданных им документах недостатков и не возвратила ему их с указанием в письменном виде причин возврата, а рассмотрело его на заседании комиссии УФСИН России по Саратовской области.
Просит признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать ФСИН России поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи четыре человека с даты регистрации рапорта.
В судебном заседании истец Александров А.А. и представитель истца Зубанов А.С. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области, Федеральной службы исполнения наказаний России Бережнова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отклонить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Александров А.А. на момент подачи рапорта – старший прапорщик внутренней службы диспетчер специальных перевозок дежурной части отдела организации службы ФКУ УК УФСИН России по Саратовской области, проходит службу в системе ФСИН, на момент подачи рапорта - выслуга более 20 лет.
С целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты Александров А.А. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещенияДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявления Комиссией ФСИН России ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в казенных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты Александрову А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ отДД.ММ.ГГГГ №.
Истец обратился в подкомиссию УФСИН России по Саратовской области с рапортом о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФСИН, рассмотрев заявление истца, решила отказать Александрову А.А. в постановке на учет по следующим основаниям:
Александров А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., старший прапорщик внутренней службы, диспетчер специальных перевозок дежурной части отдела организации службы ФКУ УК УФСИН России по Саратовской области обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет в календарном исчислении более 20 лет.
Представлены документы на состав семьи 4 человека: заявитель, супруга - Александрова (Чибирева) О.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Александров А.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Александрова П.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Заявитель с семьей с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения (копия договора представлена) принадлежащем на праве собственности Моисеенкову В.В.
По данному адресу представлена копия домовой книги, согласно которой на жилплощади постоянно зарегистрировано 4 чел. Отсутствует копия финансово-лицевого счета.
Ранее заявитель с 2004 по ДД.ММ.ГГГГ гг. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 45,5 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащем собственности Моисеенкову В.В. (согласно дом. книге).
По данному адресу представлена справка из домовой книги, справка об отсутствии задолженностей по лицевым счетам и копия домовой книги, согласно которой на жилплощади было постоянно зарегистрировано 3 чел.
Супруга заявителя с сыном с 1996 г. и дочь с рождения по ДД.ММ.ГГГГ были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 56,1 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежащем на праве общей долевой собственности сыну и дочери заявителя по 1/4 долив праве каждый 28,05 кв.м, (представлена копия свидетельства). Другими сособственниками являются мать Чибирева Н.И. и сестра супруги заявителя Чибирева Е.С. по 1/4 доли в праве каждый.
По данному адресу представлена справка из домовой книги, справка об отсутствии задолженностей по лицевым счетам и копия домовой книги, согласно которой на жилплощади было постоянно зарегистрировано 5 чел.
Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием девичьей фамилии супруги заявителя.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Александров А.А. и члены его семьи не имеют.
Ранее Александрову А.А. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. №-283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу п. 3 той же статьи, названная единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной пасти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. и/или проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы. В случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Истцом в нарушение требований п.5 Правил не представлены следующие документы - выписка из финансового лицевого счета на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>.
Суд приходит к выводу о том, что несоблюдение установленных названными выше Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление вышеперечисленных документов, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Александрова А.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доводы истца о том, что при принятии его документов комиссией УФСИН России по Саратовской области ему не было указано на неполноту пакета документов, суд находит несостоятельными, поскольку проверка полноты и достоверности документов, подлежащих предоставлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, то есть ФСИН России, а не его территориального управления.
Таким образом, оснований для признания незаконным решения Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Александрова А.А. на учет для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеется.
Также у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку первоначальные требования судом отклонены.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Александрова А.А. к ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Александрова А.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья О.В. Стоносова