Решение по делу № 2-2435/2021 от 23.06.2021

                                                                    УИД 86RS0001-01-2021-004029-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года                                                               г.Ханты-Мансийск

        Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием: истца Ивановой Л.М., ее представителя Жабагеновой М.А.; представителя ответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры Дубровина А.А., действующего на основании доверенности от 29.12.2020 года; представителя третьего лица Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Чернякова П.А., действующего на основании доверенности от 20.03.2019 года, представителя третьего лица Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Григорьевой Н.Е., действующей на основании доверенности №78 от 11.12.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2435/2021 по исковому заявлению Ивановой Людмилы Михайловны к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение и передать его в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,

установил:

Истец Иванова Людмила Михайловна обратилась в суд к ответчику Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение и передать его в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Требования мотивированы тем, что с 1999 года истец проживает в доме № 26 по ул.Полевая в г.Ханты-Мансийске, предоставленном её семье в соответствии с очередностью на условиях социального найма. Ввиду утери документов о предоставлении жилья истец вынуждена обратиться в суд. Иванова Л.Ю. состояла в зарегистрированном браке с Ивановым А.А. (сотрудником УВД ХМАО-Югры). Согласно протоколу общего собрания отдела ПиАСР УВД Ханты-Мансийска от 14.04.1993 года было принято решение о строительстве индивидуальных жилых домов для сотрудников, проработавших более 20 лет. В выписке из протокола № 3 от 03.12.1993 года совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии отдела ПАСС УВД ХМАО-Югры в списке очередности сотрудников, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, значится под № 11 супруг истца Иванов А.А. Распоряжением администрации ХМАО-Югры от 23.05.1994 3 462-Р приняты меры по финансированию программы строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, даны указания комитету по финансам и налоговой политики администрации округа перечислить денежные средства для строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, согласно приложению. Решением Думы ХМАО-Югры от 01.0.1993 № 41-130 был утвержден объем капитальных вложений для строительства жилья военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждений ИТУ, внутренних войск РФ, частей и отрядов противопожарной охраны. Письмом первый заместитель Главы администрации ХМАО-Югры обязал органы местного самоуправления и руководство указанных выше органов представить Программу строительства жилья, информацию об обеспечении жилой площадью сотрудников и списки для формирования бюджета на 1996 год. В связи с вводом в эксплуатацию в сентябре 1999 года построенного одноквартирного жилого дома №2 по ул. Полевая (постановление Главы администрации города Ханты-Мансийска от 20.10.1993 г. №652 параграф 3) на основании совместного решения руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района (протокол №7 от 29.09.1999 г.) Иванову А. А., очереднику под №9, был предоставлен одноквартирный жилой дом площадью 121, 1 кв.м по ул. Полевая №2 в г. Ханты-Мансийске состав семьи 4 человека. 30 сентября 1999 года Иванов А. А. умер. Протоколом № 3 совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района от 04.10.2001 года в связи со смертью Иванов А. А. 30.09.1999 года и изменением состава семьи было принято решение о распределении вышеуказанного жилого дома супруге умершего Ивановой Л.М. на состав семьи из 6 человек. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано 03.05.2000 года за автономным округом. 05.10.2001 Управление Государственной противопожарной службы УВД ХМАО-Югры направило в адрес начальник по учету, распределению и эксплуатации жилья администрации ХМАО-Югры документы для оформления ордера на жилое помещение по ул. Полевая, 26. Право собственности на объект с измененным адресом зарегистрировано за субъектом РФ -ХМАО-Югра 30.09.2005 года. В соответствии с письмом ВрИО начальника управления Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.08.2007 исх. №8372-13-3-02 «Порядок оформления квартир», жилые помещения по договору социального найма предоставляются военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г. и после 1 января 1998 г. – по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более. 08.09.2004. года с целью оформления договора социального найма спорного жилого помещения в письменном виде, истец обратилась в Департамент управления делами губернатора ХМАО-Югры. Письмом от 02.10.2004 года № 18-Исх. 5268 разъяснено Ивановой Л.М., что для заключения договора социального найма необходимо представить ордер на занимаемое жилое помещение, а в случаи его отсутствие – обратится в суд. Как указанно выше, документы для оформления ордера на жилое помещение по ул. Полевая №2 на Иванову Л.М. Были направлены ответчику им получены 05.10.2001 г. вх.№640, однако были утрачены по причинам, независящим от воли истца. На запрос о выдачи учетного жилищного дела Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре дало ответ 16.03.2018 №2307-1-19 о невозможности предоставления запрашиваемых документов в связи их уничтожением за истечением срока хранения. Правоустанавливающих документов на квартиру у истца нет. Однако вселение истца и его семьи в спорное жилое помещение произведено собственником жилого помещения в порядке очередности на условиях социального найма в период действия ЖК РСФСР. С момента вселения по настоящие время на протяжении более 18 лет истец проживает выше указанной квартире, оплачивает коммунальные услуги, осуществляет ремонт жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть все эти годы, открыто владеет и пользуется жилым помещением на условиях социального найма. Согласно справке отдела сбыта от 17.05.2016, на имя Ивановой Л. М., с 1999 г. и по настоящее время открыт лицевой счет в МП «ГЭС №86000038043 для оплаты потребленной электроэнергии по ул. Полевая, д. 26. С 01.04.2006 года истцом заключен письменный договор на предоставление услуг по водоснабжению с МП «Водоканал», Пользование данным видом услуг до этого времени подтверждается письмо МП «Водоканал» от 08.06.2016 №592. В связи с чем, истец просит признать право пользования Ивановой Людмилой Михайловной жилым помещением, расположенным по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Полевая, д.26 на условиях социального найма.

Третьи лица Иванов В.А., Иванова Я.В., Иванов Л.В., Городилова А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено судам в пунктах 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по вышеуказанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации)». Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В том числе сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. С учетом вышеизложенных разъяснений, судом были выполнены все действия по направлению ответчику извещений по указанному в исковом заявлении адресу, то есть лицо извещено надлежащим образом. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела при указанной явке.

Истец Иванова Л.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель истца Жабагенова М.А. в судебном заседании поддержала позицию своего доверителя. Полагает, требования обоснованы, подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Аппарата Губернатора ХМАО-Югры Дубровин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Черняков П.А. в судебном заседании также не согласился с исковыми требованиями.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Григорьева Н.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Суд, заслушав истца Иванову Л.М., её представителя Жабагенову М.А., представителя ответчика Дубровина А.А., представителей третьих лиц Чернякова П.А., Григорьеву Н.Е., исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, следует из представленных в материалы дела копий документов, Иванова Людмила Михайловна состояла в зарегистрированном браке с Ивановым Александром Аркадьевичем.

Согласно протоколу общего собрания отдела ПиАСР УВД Ханты-Мансийска от 14.04.1993 года было принято решение о строительстве индивидуальных жилых домов для сотрудников, проработавших более 20 лет.

В выписке из протокола № 3 от 03.12.1993 года совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии отдела ПАСС УВД ХМАО-Югры в списке очередности сотрудников, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий, значится под № 11 супруг истца Иванов А.А.

Распоряжением администрации ХМАО-Югры от 23.05.1994 3 462-Р приняты меры по финансированию программы строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, даны указания комитету по финансам и налоговой политики администрации округа перечислить денежные средства для строительства жилья военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, согласно приложению.

Решением Думы ХМАО-Югры от 01.0.1993 № 41-130 был утвержден объем капитальных вложений для строительства жилья военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждений ИТУ, внутренних войск РФ, частей и отрядов противопожарной охраны.

Письмом первый заместитель Главы администрации ХМАО-Югры обязал органы местного самоуправления и руководство указанных выше органов представить Программу строительства жилья, информацию об обеспечении жилой площадью сотрудников и списки для формирования бюджета на 1996 год.

В связи с вводом в эксплуатацию в сентябре 1999 года построенного одноквартирного жилого дома №2 по ул. Полевая (постановление Главы администрации города Ханты-Мансийска от 20.10.1993 г. №652 параграф 3) на основании совместного решения руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района (протокол №7 от 29.09.1999 г.) Иванову А. А., очереднику под №9, был предоставлен одноквартирный жилой дом площадью 121, 1 кв.м по ул. Полевая №2 в г. Ханты-Мансийске состав семьи 4 человека.

30 сентября 1999 года Иванов А. А. умер.

Протоколом № 3 совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского района от 04.10.2001 года в связи со смертью Иванова А. А. 30.09.1999 года и изменением состава семьи было принято решение о распределении вышеуказанного жилого дома супруге умершего Ивановой Л.М. на состав семьи из 6 человек.

Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано 03.05.2000 года за автономным округом.

05.10.2001 Управление Государственной противопожарной службы УВД ХМАО-Югры направило в адрес начальник по учету, распределению и эксплуатации жилья администрации ХМАО-Югры документы для оформления ордера на жилое помещение по ул. Полевая, 26.

Право собственности на объект с измененным адресом зарегистрировано за субъектом РФ -ХМАО-Югра 30.09.2005 года.

В соответствии с письмом ВрИО начальника управления Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.08.2007 исх. №8372-13-3-02 «Порядок оформления квартир», жилые помещения по договору социального найма предоставляются военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г. и после 1 января 1998 г. – по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более.

08.09.2004 года с целью оформления договора социального найма спорного жилого помещения в письменном виде, истец обратилась в Департамент управления делами губернатора ХМАО-Югры.

Письмом от 02.10.2004 года № 18-Исх. 5268 разъяснено Ивановой Л.М., что для заключения договора социального найма необходимо представить ордер на занимаемое жилое помещение, а в случаи его отсутствие – обратится в суд.

В обоснование доводов искового заявления истец ссылается на тот факт, что документы для оформления ордера на жилое помещение по ул. Полевая №2 на Иванову Л.М были утрачены по причинам, независящим от воли истца. На запрос о выдачи учетного жилищного дела Главное Управление МЧС России по ХМАО-Югре дало ответ 16.03.2018 №2307-1-19 о невозможности предоставления запрашиваемых документов в связи их уничтожением за истечением срока хранения. Правоустанавливающих документов на квартиру у истца нет.

В силу статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.

В силу п.7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание оригинала с помощью других доказательств.

Таким образом, для того, чтобы не принимать в качестве доказательства копии документов необходима совокупность условий : суд непосредственно не исследовал оригинал или нельзя представить оригинал по причине его утраты ; обе стороны представили копии, содержание которых не тождественно ; нельзя установить подлинное содержание оригинала с помощью других средств доказывания.

В качестве обоснования исковых требований истцом Ивановой Л.М. представлены суду копии документов, которые вызывают сомнения в их достоверности.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

К спорным правоотношениям сторон в рамках рассматриваемого гражданского дела применим Жилищный кодекс РСФСР, поскольку приобщенные истцом к материалам дела письменные доказательства о предоставления ей спорного жилого дома датированы периодом с 1993 по 2002 годы, то есть возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 01.03.2005 года.

В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, выданный на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов. При этом в силу статей 28-31 ЖК РСФСР право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принятые на соответствующий учет.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

В силу статьи 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с частью 3 статьи 67 ГПК РФ суд определяет относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В качестве обоснования исковых требований истцом представлены суду копии документов.

Протокол совместного заседания руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты-Мансийского округа от 04.10.2001 № 3 не подтверждает законность вселения Ивановой Людмилы Михайловны и членов ее семьи в спорный дом, поскольку Управление Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел автономного округа не являлось уполномоченным органом, имеющим право распоряжаться указанным недвижимым имуществом, в том числе на принятие решения о вселении.

Право собственности автономного округа на жилой дом, расположенный по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Полевая, д.2, согласно Свидетельству о праве собственности от 03.05.2000 года серия 86-АА номер 102684, зарегистрировано 03.03.2000 года.

Таким образом, с указанной даты решение о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда гражданам мог принимать только собственник или его уполномоченный орган.

В соответствии с выпиской из протокола № 3 от 02.12.1993 года совместного заседания администрации и ЖБК отдела ПАСС УВД Ханты-Мансийского автономного округа от 12.07.2001 года рассмотрены заявления 20 сотрудников и работников, сотрудников ПАСС УВД Ханты-Мансийского округа, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, утвержден общий список, под номером 11 значится Иванов А.А. При этом, не указана должность, состав семьи, адрес проживания, причина признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указанный документ не может быть расценен как список очередности в виду следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктами 12,13,16, 19 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение № 1).

Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение № 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме

Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.

Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

По данным администрации города Ханты-Мансийска указанные списки очередности в отношении истца и членов его семьи в администрацию города не направлялись. Таким образом, процедура признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки на соответствующий учет в списке очередности в отношении истца и ее супруга не соответствовала требованиям ЖК РФСР и Порядка.

Также истцом представлена копия выписки из протокола № 7 совместного заседания ЖБК УГПС УВД округа от 29.09.1999, согласно которой супругу истца Иванову А.А., очереднику под номером 9 предоставлено спорное жилое помещение на состав семьи 4 человека (предположительно вместе с истцом, которая являлась супругой).

То есть указанное решение о распределении жилого помещения принято до регистрации его в качестве объекта недвижимого имущества и не уполномоченным на то органом власти, в то время как в силу статей 5, 6, 10 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд) находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Из протокола не следует, на каком праве спорный жилой дом предоставлен супругу истца и отсутствует ссылка на обязательное оформление ордера на жилое помещение.

Вместе с тем 30 сентября 1999 года супруг истца умер, из чего следует, что вселение в спорное жилое помещение истца и членов ее семьи не могло произойти в установленном жилищным законодательством порядке.

При этом 3 мая 2000 года произведена государственная регистрация права собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на спорный жилой дом, объект учтен в казне округа.

В силу норм статей Закона автономного округа от 08.06.1998 № 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты- Мансийском автономном округе», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, формой предоставления жилища в автономном округе являлось предоставление его на условиях социального найма на основании ордера на соответствующее жилое помещение на неопределенный срок.

Правом заключать договор социального найма на жилое помещение обладают как собственник, так и конкретные органы (учреждения), именуемые наймодателями, уполномоченные или наделенные таким правом: постановлением Губернатора автономного округа - по государственной собственности.

Нанимателем жилого помещения по договору социального найма является гражданин, на имя которого выдан ордер.

Распределение жилья по спискам очередности осуществляет собственник жилья или по его поручению уполномоченный им орган (учреждение) по согласованию с профсоюзным комитетом.

В материалах дела отсутствует доказательства о том, что УГПС УВД автономного округа был уполномочен собственником имущества - автономным округом на распределение жилья.

Следовательно, принятое впоследствии 04.10.2001 решение руководства и жилищно-бытовой комиссии УГПС УВД Ханты- Мансийского округа о предоставлении Ивановой JI.M. и членам ее семьи жилого дома по ул. Полевая, 2 в г. Ханты-Мансийске после государственной регистрации права собственности автономного округа на жилой дом является неправомочным, вопреки воле собственника имущества.

Акт приемки законченного строительством объекта - жилого дома 2 по ул. Полевой в г. Ханты-Мансийске утвержден только 07.02.2002 на основании распоряжения Губернатора автономного округа № 34-рг «О завершении строительства объектов».

Пунктом 4 распоряжения № 34-рг Департаменту государственной собственности автономного округа поручено заключить договор аренды на жилой дом 2 по ул. Полевой в г. Ханты-Мансийске с Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа на условиях аренды с последующей передачей для заселения работников УГПС УВД округа в установленном порядке.

Таким образом, до заключения договора аренды между Департаментом государственной собственности автономного округа и Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа, основания для вселения Ивановой Людмилы Михайловны и членов ее семьи в жилой дом 2 по ул. Полевой отсутствовали.

С учетом вышеизложенного, при соблюдении процедуры, регламентированной распоряжением № 34-рг, спорный жилой дом мог быть предоставлен Управлением государственной противопожарной службы УВД автономного округа Истцу только по договору найма на период трудовых отношений.

Сам по себе факт проживания в спорном доме в течение длительного времени, несение бремени его содержания не свидетельствует о наличии правовых оснований для возникновения отношений по договору социального найма. Более того указанный жилой дом не был отнесен в установленном порядке распоряжением Правительства автономного округа к жилищному фонду социального использования.

Иванова Людмила Михайловна не состояла и не состоит в списках очередности нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма из жилищного фонда автономного округа, что подтверждается справкой от 24.02.2021 № 01.24-Исх-771.

Таким образом, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцом не представлены допустимые и достоверные доказательства о признании ее в установленном порядке нуждающейся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда социального использования автономного округа. Решение о предоставлении жилого помещения из фонда социального использования принимается органом, в распоряжении которого находится соответствующий жилищный фонд. Право на занятие помещения возникает только из ордера, решение работодателя о предоставлении жилого помещения работнику само по себе не является основанием для вселения в это помещение. Ордер и решение уполномоченного органа суду истцом не представлены.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности при обращении с настоящим исковым заявлением в суд.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд не может согласиться с утверждением ответчика.

Частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» нормам раздела VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» придана обратная силу: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.

Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Если будет установлено, что спорные правоотношения носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

В данном случае спорные жилищные правоотношения в силу закона носят длящийся характер, поэтому установленный законом трехгодичный срок исковой давности не подлежит применению.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

          Исковое заявление Ивановой Людмилы Михайловны к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма с обязательством освободить жилое помещение и передать его в собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставить без удовлетворения.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

        Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 18 октября 2021 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                Г.А.Клименко

2-2435/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Людмила Михайловна
Ответчики
Аппарат Губернатора ХМАО-Югры
Другие
Городилова Анастасия Викторовна
Иванова Яна Владимировна
ГУ МЧС России по ХМАО-Югре
Департамент по управлению государственным имуществом
Иванов Леонид Владимирович
Иванов Владимир Александрович
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Клименко Г.А.
Дело на странице суда
hmray.hmao.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Подготовка дела (собеседование)
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее