Дело № 2-34/2019
в„–
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
п. Навля Брянской области 14 января 2019 года
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи – Мазовец В.А.,
РїСЂРё секретаре – Рсаевой Р“.Рђ.
СЃ участием представителя истца помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Навлинского района Брянской области Мурзакова Р.РЎ.
представителя ответчика главы Салтановской сельской администрации Навлинского района Брянской области РђРєРёРјРѕРІР° Р’.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Навлинского района Брянской области выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Салтановской сельской администрации Навлинского района Брянской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйной квартиры,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец прокурор Навлинского района Брянской области, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Навлинского района Брянской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Навлинского района Брянской области по принятию в муниципальную собственность <адрес>; обязать администрацию Навлинского района поставить указанную квартиру на учет в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заключить с гражданами, проживающими в указанной квартире, договор социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано ходатайство об уточнении административных исковых требований, в котором административные исковые требования были предъявлены к Салтановской сельской администрации Навлинского района Брянской области, в связи с чем, судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Навлинского района Брянской области на надлежащего - Салтановскую сельскую администрацию Навлинского района Брянской области.
Р’ С…РѕРґРµ судебного заседания ДД.РњРњ.ГГГГ представитель административного истца помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Навлинского района Брянской области Мурзаков Р.РЎ. заявил ходатайство Рѕ частичном отказе РѕС‚ административных исковых требований, РїСЂРѕСЃРёР» исключить требования: признать незаконным бездействие Салтановской сельской администрации Навлинского района Брянской области РїРѕ принятию РІ муниципальную собственность <адрес>; обязать администрацию Салтановского сельского поселения Навлинского района заключить СЃ гражданами, проживающими РІ указанной квартире, РґРѕРіРѕРІРѕСЂ социального найма.
Определением Навлинского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению настоящего административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Р’ судебном заседании представитель истца помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Навлинского района Брянской области Мурзаков Р.РЎ., выступающий РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, СЃ учетом уточнения РїСЂРѕСЃРёР» обязать администрацию Салтановского сельского поселения принять меры РїРѕ постановке РЅР° учет учреждения юстиции РїРѕ государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј бесхозяйный объект недвижимости – <адрес>.
Р’ обоснование требований РїРѕСЏСЃРЅРёР», что прокуратурой Навлинского района проведена проверка РґРѕРІРѕРґРѕРІ обращения гражданки Р¤РРћ4 РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ нарушения жилищного законодательства, РІ результате которой было установлено, что РЅР° территории Салтановского сельского поселения <адрес> находился РЎРџРљ В«<адрес>В», которым РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґСѓ для работников РЎРџРљ был построен 12-квартирный двухэтажный панельный <адрес> РІ <адрес>. Р’ период осуществления деятельности РЎРџРљ РґРѕРј обслуживался Рё отапливался общей котельной. РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ РЎРџРљ В«<адрес>В» прекратил СЃРІРѕСЋ деятельность РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией (банкротством), РїСЂРё этом документация РїРѕ указанному РґРѕРјСѓ в„– РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ передавалась, РІ муниципальную собственность Салтановского сельского поселения Рё администрации Навлинского района указанный жилой РґРѕРј РЅРµ принимался, РЅР° кадастровом учете РЅРµ состоит, инвентарный номер РґРѕРјСѓ РЅРµ присваивался, РІ Росреестре указанный РґРѕРј как объект недвижимости РЅР° учет РЅРµ ставился. РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґ жильцами <адрес> РІ <адрес> приватизировано <данные изъяты> квартир (в„–в„–). Квартиры РІ указанном РґРѕРјРµ РїРѕРґ в„–в„– РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ принадлежат, никем РЅРµ приватизированы, органами местного самоуправления РїРѕ принятию указанных квартир РІ собственность мер РЅРµ принимается.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 225 ГК РФ администрация Салтановского сельского поселения Навлинского района должна обратиться в органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – дома и квартир. ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой района в адрес органов местного самоуправления Навлинского района было вынесено представление об обязании принять меры по принятию в муниципальную собственность указанных объектов недвижимости. Однако, данный вопрос администрацией Салтановского сельского поселения Навлинского района не урегулирован и собственник <адрес> отсутствует, контроль за состоянием квартиры не осуществляется, что противоречит закону и нарушает права жильцов на приватизацию указанного жилого помещения.
Р’ судебном заседании представитель ответчика глава Салтановской сельской администрации Навлинского района РђРєРёРјРѕРІ Р’.Р. СЃ исковыми требованиями РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Навлинского района Брянской области СЃ учетом уточнения согласен, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РЅР° территории <адрес> РїРѕ <адрес> располагается 2-С… этажный 12-ти квартирный панельный РґРѕРј. РќР° сессии Салтановского сельского совета народных депутатов ДД.РњРњ.ГГГГ принято решение Рѕ принятии РІ муниципальную собственность РњРћ «Салтановское сельское поселение» <адрес> партизан общей площадью 569 РєРІ.Рј, жилой 345 РєРІ.Рј., Р° также бесхозяйные квартиры в„–в„–. Р’ настоящее время будет решаться РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ постановке РёС… как бесхозяйные объекты РІ службе Росреестра.
Рзвещенные надлежащим образом Рѕ дате, месте Рё времени рассмотрения дела РІ судебное заседание РЅРµ явились РІ качестве третьих лиц Зеленцова Р›.Рџ., Прошина Р’.РЎ., причина РЅРµ СЏРІРєРё СЃСѓРґСѓ РЅРµ известна, СЃРІРѕРёС… возражений РЅРµ представили.
В порядке ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся третьих лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 5 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории <адрес> <адрес> находится 12-квартирный двухэтажный панельный <адрес> в <адрес>.
Указанный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ году для работников СПК «<адрес>», который с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией (банкротством). При этом в муниципальную собственность Салтановского сельского поселения и администрации Навлинского района указанный жилой дом не принимался, на кадастровом учете не состоит, инвентарный номер дому не присваивался, в Росреестре указанный дом как объект недвижимости на учет не ставился. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год жильцами <адрес> в <адрес> приватизировано <данные изъяты> квартир (№№). Квартиры в указанном доме под №№ никому не принадлежат, никем не приватизированы, органами местного самоуправления по принятию указанных квартир в собственность мер не принимается.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в ЕГРН отсутствуют сведения о собственниках объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории <адрес> <адрес> располагается объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: <адрес> №, которая в соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ является бесхозяйной.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не обращение администрации Салтановского сельского поселения в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу ч.3 ст.161 ЖК РФ Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с отсутствием собственника указанного объекта недвижимости, не осуществляется контроль за состоянием квартиры, не принимаются меры по обеспечению безопасности.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Навлинского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Салтановской сельской администрации Навлинского района Брянской области поставить на учет в органах Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>, расположенную в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий В.А. Мазовец
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ года
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года