УИД 56RS0027-01-2024-002976-11
РЕШЕНИЕ
г. Оренбург 12 августа 2024 года
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шмариной О.А.,
с участием:
помощника прокурора Оренбургского района Оренбургского района ФИО2,
представителя управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО3,
защитника ПК «Приуралье» ФИО8,
при секретаре Смирновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Оренбургского района ФИО10 на постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 июня 2024 г. о прекращении производства № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Потребительского кооператива «Приуралье» (ИНН 5646032912, ОГРН 1145658017185),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5 № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.9.21КоАП РФ, в отношении ПК «Приуралье» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Выражая несогласие с данным постановлением, прокурор Оренбургского района Оренбургской области ФИО6 подал на него протест, в котором просит об отмене постановления ввиду его незаконности и необоснованности и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу.
Требования протеста мотивированы тем, что производство по делу об административном правонарушении, прекращено в отсутствии представителя прокуратуры Оренбургского района, без заблаговременного извещения. Полагает, что должностное лицо Управления, придя к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, не привело соответствующего обоснования, без соответствующего исследования и оценки материалов дела об административном правонарушении.Утверждает, что факт нарушения ПК «Приуралье» норм действующего законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, доказан в полном объеме и подтверждается постановлением овозбуждении дела об административном правонарушении, а также материалами дела, поскольку прокуратурой района установлено, что ПК «Приуралье» производится подключение к сетям водоснабжения за плату, установленную решением общего собрания, посредством заключения с каждым абонентом договоров на внесение указанной платы, послевнесения которой производится подключение, и абоненты пользуются услугами водоснабжения вопреки установленного порядка технологического присоединения к сетям водоснабжения как регулируемого вида деятельности. ПК «Приуралье» осуществляетрегулируемую деятельность без установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области ФИО7 доводы протеста поддержала и просила суд его удовлетворить по указанным основаниям, дополнительно мотивируя тем, что деятельность ПК «Приуралье» не подпадает под законодательную основу, регулируемую ФЗ «О водоснабжении», вместе с тем данная деятельность должна отвечать требованиям ФЗ «О кооперативах», в части водоснабжения, что ПК «Приуралье» не исполняется, поскольку порядок подключения,установленный сейчас, не отвечает требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Представитель лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении ПК «Приуралье» - ФИО8 в судебном заседании полагала протест прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку деятельность кооператива строится на основании принципа самофинансирования. Деятельность ПК «Приуралье»неоднократно проверялась различными ведомствами на предмет деятельности самого кооператива, по итогам которых деятельность потребительского кооператива была признана законной и соответствующей Закону РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации». Неоднократно судебными решениями устанавливался факт установленных размеров взносов на подключение к сетям инженерно – технического обеспечения.
Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, не явился.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО3, будучи допрошенным в судебном заседании, показал, что в Оренбургское УФАС России поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 мая 2024 г., вынесенное прокурором Оренбургского района ФИО6 в отношении ПК «Приуралье», проанализировав которое, должностным лицом Оренбургского УФАС России установлено, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии вдействиях ПК «Приуралье» нарушения положений Правил №644 холодного водоснабжения и водоотведения, отсутствуют. В связи чем, со стороны ПК «Приуралье» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав имеющиеся материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении суд не связан доводами, изложенными в них, и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1статьи 9.21 КоАП РФ, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
В настоящее время действуют следующие правила (порядок обеспечения) недискриминационного доступа и порядок подключения (технологического присоединения):Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, являются также собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей.
Объективную сторону совершенного указанными субъектами админист-ративного правонарушения составляет препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой Оренбургского района на основании решения №64 проведена проверка деятельности ПК «Приуралье», в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства в области осуществления технологического присоединения к сетям водоснабжения.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 19июня1992г №3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество – добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Согласно ч.2ст.4 Закона РФ от 19июня1992г. №3085-I, потребительское общество создается и действует на основе принципов добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты взносов.
Потребительское общество «Приуралье» создано в качестве некоммерческого добровольного объединения граждан и(или) юридических лиц, основанного на членстве путем объединения его членами имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов, что нашло закрепление в разделе 3Устава ПК «Приуралье».
В силу положений ст.3 Закона РФ от 19июня1992г. №3085-I потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.
Проведенной прокуратурой Оренбургского района проверкой установлено, что водопровод ЖК «Приуралье» с кадастровым номером 56:21:0904002:1138 находится в собственности потребительского общества СПК «Урал». По договору безвозмездного срочного пользования сооружения водоснабжения и канализации от 26 декабря 2017 г. переданы в ПК «Приуралье», что подтверждается актом приема–передачи сооружений от 26 декабря 2017 г.
Судом установлено, что 27 декабря 2017 г. ПК «Приуралье» заключен с ООО «Оренбург Водоканал» договор холодного водоснабжения №, согласно которому ПК «Приуралье» является коллективным потребителем водоснабжения ЖК «Приуралье». Из содержания данного договора следует, что ПК «Приуралье» не является ресурсоснабжающей организацией и поставщиком холодной воды, имеет наравне с иными лицами договорные отношения на оказание услуг холодного водоснабжения, ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет поставку холодной воды ПК «Приуралье», который в свою очередь оплачивает поданную воду и по имеющейся у него в пользовании сетям распределяет воду между пайщиками, а пайщики компенсируют затраты ПК «Приуралье».
Решениями общего собрания Потребительского общества «Усадьба», Потребительского кооператива «Приуралье», Потребительского общества «АГРО-СОЮЗ» от 29 мая 2014 г. принято Положение о Целевой потребительской программе (далее по тексту- Положение), в соответствии с условиями которой установлен порядок присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения.
В рамках данного Положения разработана Инвестиционная программа по развитию сетей водоснабжения на 2014-2018 г.г.
Согласно Положению для пайщиков ПК «Приуралье», вступивших в участие в «Целевой потребительской программе» (далее - Программа), размер платы целевых членских взносов на первичное подключение к системам водоснабжения составляет 25000 руб. 00коп., при исполнении следующих условий: приобрести и установить за свой счет, с помощью специализированной организации, производящей монтаж и обслуживание системы АСД (система автоматического считывания данных) жилого комплекса «ПРИУРАЛЬЕ» <адрес>, передатчик <данные изъяты> с подключением его к системе АСД (система автоматического считывания данных) жилого комплекса «ПРИУРАЛЬЕ», водомерный узел учета с импульсивным выходом с подключением передатчика <данные изъяты>, счетчик электроэнергии с импульсным выходом с подключением передатчика <данные изъяты>, узел учета газа с импульсным выходом с подключением передатчика Waveflow с ДИIN-Z61.
Для лиц, не являющихся участниками Программы, целевой членский взнос за первичное подключение к системе водоснабжения составляет с НДС 129398 руб. 80 коп. (109 660 руб. 80 коп.без НДС).
Решения общего собрания Потребительского общества «Усадьба», Потребительского кооператива «Приуралье», Потребительского общества «АГРО-СОЮЗ» от 29 мая 2014 г. не отменены, материалы дела не содержат подобных сведений.
При этом прокуратурой Оренбургского района установлено, что ПК «Приуралье» в администрацию Оренбургского района, которая является органом тарифного регулирования на территории Оренбургского района, с заявлением об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения не обращался, органом местного самоуправления тариф для организации не устанавливался.
Прокуратурой Оренбургского района в деятельности ПК «Приуралье» выявлены нарушения установленного порядка тарифообразования, которые заключаются в установлении размера платы за подключение к системе водоснабжения решением Общего собрания от 29мая2014г. вопреки необходимости по регулированию тарифа и открытию тарифного дела.
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон об водоснабжении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №644 (в ред. 28 ноября 2023 г.).
Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. №2130 (в ред. от 15 мая 2024 г.) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации" раздел об особенностях подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.
Из пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», следует, что централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
При этом, частью 1 статьи 18 данного закона определено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Тем самым статья 18 данного закона регламентирует подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Частью 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществ-ляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленномосновами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетейцентрализованнойсистемы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в томчисле средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В соответствии с частью 14 той же статьи, регламентировано, что взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
На основании п.5 ч.2 ст. 31 данного закона определено, что тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит регулированию.
Так, пунктом 3 части 7 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно приказу ФСТ России от 16 июля 2014 г. №1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному году регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов. Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года.
Учитывая, что ПК «Приуралье» не является ресурсоснабжающей организацией, в его владении и пользовании находится сеть водоснабжения, подключение к которой производится ООО «Оренбург-Водоканал» при наличии разрешения ПК «Приуралье», при этом получение данного разрешения может быть получено заявителем после оплаты целевых взносов, предусмотренных Целевой программой, принятой решением общего собрания, в том числе, ПК «Приуралье», суд считает, что вывод должностного лица о различной правовой природе установления тарифов и целевых взносов кооператива является правильным.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
При этом ссылка должностного лица на Правила холодного водоснабжения и водоотведения № 644 не свидетельствует о незаконности принятого решения о прекращении производства по делу.
Разрешая довод прокурора Оренбургского района о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного правонарушения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор праве участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
По смыслу норм статьей 28.2, 28.7, 29.7 КоАП РФ лица, участвующие в деле об административном правонарушении, должны быть извещены о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии со списком внутренних почтовых отправлений от 11июня 2024 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области под номером 15значится получателем корреспон-денции «Прокуратура Оренбургского района», с идентификационным номером №, которое в соответствии с отчетом было получено адресатом 14 июня 2024 г.Кроме того, имеются сведения о направлении 11 июня 2024 г. электронной почтойв адрес прокуратуры Оренбургского района Оренбургской области извещения о времени рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ПК «Приуралье».
Таким образом, материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении прокуратуры Оренбургского района о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, и вопреки доводам протеста, содержащиеся в материалах дела отчеты об отслеживании почтового отправления относятся к таковым, как подтверждающие своевременность вручения адресату административного извещения.
Оснований к отмене постановления по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении ПК «Приуралье» от 19 июня 2024 года, в том числе по доводам, изложенным в протесте, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 июня 2024 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Потребительского кооператива «Приуралье», оставить без изменения, протест прокурора Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья О.А. Шмарина