Дело № 2а-267/2021
УИД 21RS0014-01-2021-000327-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Калининой Л.А.,
при секретаре судебного заседания КСГ,
с участием заместителя прокурора (адрес изъят) ЧР КЮА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
(адрес изъят) Чувашской Республики обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с административным исковым заявлением к администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что постановлением администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов поселения и их проектов, которым обязанность по проведению данной экспертизы возложена на администрацию поселения, которым предусмотрена процедура проведения антикоррупционной экспертизы.
При проведении прокуратурой (адрес изъят) Чувашской Республики проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов установлено, что администрация Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) незаконно бездействует - не проводилась антикоррупционная экспертиза нормативно правового акта – постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в возможности содержания в нормативных правовых актах положений, создающих условия для проявления коррупции. Способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Указав, что бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования – Арабосинское сельское поселение (адрес изъят) Чувашской Республики, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов, со ссылкой на ст. ст. 2, 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. ст. 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики - постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования», и обязать администрацию Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики – постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
В судебном заседании заместитель прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики КЮА исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, и просил удовлетворить их.
Представитель административного ответчика - администрация Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики глава администрации ААГ в судебное заседание не явился, суду представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. В заявлении указал так же, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Выслушав административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд признает административные исковые требования прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно статье 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации (ст. 3 вышеуказанного Закона).
В силу статьи 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.
В силу положений пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одни из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.
Так, порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Арабосинского сельского поселения и их проектов утвержден постановлением Арабосинского сельского поселения от (дата) №, которым обязанность по проведению данной экспертизы возложена на администрацию поселения. Данным Порядком предусмотрена процедура проведения антикоррупционной экспертизы.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Проведенной прокуратурой (адрес изъят) Чувашской Республики в июне 2021 года проверкой установлено, что администрация Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) незаконно бездействует - не проводилась антикоррупционная экспертиза нормативно-правового акта – постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Таким образом, в силу прямого указания закона на административного ответчика возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
При таких обстоятельствах, суд приход к выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, нарушает права неопределенного круга лиц Российской Федерации, жителей муниципального образования – Арабосинское сельское поселение (адрес изъят) Чувашской Республики, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, в связи с чем у суда отсутствуют основания не принимать признание административным ответчиком административного иска, т.к. это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики -постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
Обязать администрацию Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики - постановления администрации Арабосинского сельского поселения № от (дата) «О внесении изменений в постановление администрации Арабосинского сельского поселения от (дата) № «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, и членов их семей на официальном сайте Арабосинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.А. Калинина.