Судья Волкова Т.Д. дело № 33-933/2022
дело № 2-422/2022; 12RS0003-02-2021-006535-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 26 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Бариева Б.Г.,
судей Гринюк М.А. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Багаевой Л. Р. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2022 года, которым Багаевой Л. Р. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл о взыскании задолженности по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска, компенсации за неиспользованные отпуска, компенсации в связи с увольнением по сокращению, компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Багаева Л.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – УФНС России по Республике Марий Эл), в котором просила взыскать с ответчика задолженность по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 101228 руб. 40 коп., по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с 2019 по 2021 годы в размере 49831 руб. 20 коп., компенсации за неиспользованные отпуска в размере 15716 руб. 70 коп., проценты за нарушение срока выплаты спорных сумм в размере 15494 руб. 66 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что с <дата> по <дата> Багаева Л.Р. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Марий Эл, занимала должность заместителя начальника отдела выездных проверок в период с <дата> по <дата>, с <дата> по день увольнения занимала должность начальника отдела выездных проверок, служебный контракт с ней расторгнут в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 118735 руб. 16 коп., компенсация за неиспользованные отпуска в размере 16736 руб. 94 коп., за период нахождения в отпусках в 2019, 2020 и 2021 годах ей выплачено 48697 руб. 76 коп. С размером указанных выплат истец не согласна, указывая, что в состав денежного содержания должны входить суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования и премии. В связи с этим с ответчика подлежат взысканию невыплаченные суммы. Вследствие нарушения ее прав на вышеуказанные выплаты ей причинен моральный вред, который она оценивает в 50000 руб. На спорные суммы в силу статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат начислению проценты за нарушение срока их выплаты в размере 15494 руб. 66 коп.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Багаева Л.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права. Указывает, что выплаченные ей премии и средства материального стимулирования подлежали включению в расчет размера месячного денежного содержания. Выплаты средств материального стимулирования и премий были осуществлены в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда.
Выслушав объяснения Багаевой Л.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УФНС России по Республике Марий Эл Ивановой О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 1, 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В части 2 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Багаева Л.Р. с <дата> была принята в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы <№> по Республике Марий Эл на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела выездных проверок, с <дата> переведена на должность начальника отдела выездных проверок.
Приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Республике Марий Эл от <дата> <№> с
Багаевой Л.Р. с <дата> расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от
27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
В связи с увольнением Багаевой Л.Р. была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 3 календарных дня в общем размере 16736 руб. 94 коп., а также компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания – 118735 руб. 16 коп. (89051 руб. 37 коп. + 29683 руб. 79 коп.), что следует из расчетного листка за май 2021 года (л.д. 233 т.1).
<дата> Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы <№> по Республике Марий Эл была реорганизована путем присоединения к УФНС России по Республике Марий Эл.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указал, что согласно условиям служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе учетом дополнений к нему, истцу установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Средства материального стимулирования не носят системный характер, не включены в фонд оплаты, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и не подлежат включению в расчет среднего заработка истца. В случае включения в расчет средней заработной платы спорных денежных средств, действия ответчика могут расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку ответчик, таким образом, будет безосновательно увеличивать сумму заработной платы, утвержденной по лимитам бюджетных обязательств.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» – «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, в силу части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н.
Судебная коллегия также принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пп. 6 и 8 указанных Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Таким образом, на Минфин России, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование и премии подлежали учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и за неиспользованный отпуск.
Из расчета истца и контррасчета ответчика, проверенных судебной коллегией и являющихся арифметически верными, следует, что в связи с тем, что в расчет денежного содержания ответчиком не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и премий, задолженность ответчика перед истцом по компенсации, предусмотренной частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, составляет 101228 руб. 40 коп. (219963 руб. 56 коп. - 118735 руб. 15 коп. (выплачено ответчиком), задолженность по компенсации за неиспользованные отпуска – 15716 руб. 70 коп. (32453 руб. 64 коп. – 16736 руб. 94 коп. (выплачено ответчиком).
Таким образом, с УФНС России по Республике Марий Эл в пользу Багаевой Л.Р. подлежат взысканию задолженность по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 101228 руб. 40 коп., по выплатам компенсации за неиспользованные отпуска в размере 15716 руб. 70 коп.
В силу статьи 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку подлежащая выплате компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере 101228 руб. 40 коп. и компенсация за неиспользованные отпуска в размере 15716 руб. 70 коп. истцу в день увольнения (28 мая 2021 года) не выплачена, то истец имеет право на выплату процентов в соответствии со статьей 236 ТК РФ за нарушение срока их выплаты в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от указанных сумм, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть с 29 мая 2021 года по 16 ноября 2021 года.
Размер процентов за нарушение срока выплаты компенсации при сокращении с должности государственной гражданской службы за период с 29 мая 2021 года по 16 ноября 2021 года составляет 7322 руб. 20 коп., исходя из следующего расчета:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
||||
101 228,40 |
29.05.2021 |
14.06.2021 |
17 |
5,00 % |
101 228,40 * 17 * 1/150 * 5% |
573,63 р. |
101 228,40 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
101 228,40 * 41 * 1/150 * 5.5% |
1 521,80 р. |
101 228,40 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
101 228,40 * 49 * 1/150 * 6.5% |
2 149,42 р. |
101 228,40 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
101 228,40 * 42 * 1/150 * 6.75% |
1 913,22 р. |
101 228,40 |
25.10.2021 |
16.11.2021 |
23 |
7,50 % |
101 228,40 * 23 * 1/150 * 7.5% |
1 164,13 р. |
Итого: |
7 322,20 руб. |
Размер процентов за нарушение срока выплаты компенсации за неиспользованные отпуска за период с 29 мая 2021 года по 16 ноября 2021 года составляет 1136 руб. 84 коп., исходя из следующего расчета:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
||||
15 716,70 |
29.05.2021 |
14.06.2021 |
17 |
5,00 % |
15 716,70 * 17 * 1/150 * 5% |
89,06 р. |
15 716,70 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
15 716,70 * 41 * 1/150 * 5.5% |
236,27 р. |
15 716,70 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
15 716,70 * 49 * 1/150 * 6.5% |
333,72 р. |
15 716,70 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
15 716,70 * 42 * 1/150 * 6.75% |
297,05 р. |
15 716,70 |
25.10.2021 |
16.11.2021 |
23 |
7,50 % |
15 716,70 * 23 * 1/150 * 7.5% |
180,74 р. |
Итого: |
1 136,84 руб. |
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по выплате сумм отпускных за период, предшествующий году обращения с иском в суд.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Истцом заявлены требования о взыскании выплат за ежегодные оплачиваемые отпуска за период нахождения в отпусках за периоды с 12 сентября 2019 года по 25 сентября 2019 года, с 27 июля 2020 года по 11 августа 2020 года, с 14 сентября 2020 года по 21 сентября 2020 года, с 19 апреля 2021 года по 10 мая 2021 года. Нахождение истца в отпусках в данные периоды подтверждено соответствующими приказами.
Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска (часть 10 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ).
За периоды нахождения Багаевой Л.Р. в отпусках с 12 сентября 2019 года по 25 сентября 2019 года, с 27 июля 2020 года по 11 августа 2020 года, с 14 сентября 2020 года по 21 сентября 2020 года, с 19 апреля 2021 года по 10 мая 2021 года выплаты отпускных были произведены, соответственно, 2 сентября 2019 года, 16 июля 2020 года, 3 сентября 2020 года, 8 апреля 2021 года.
Таким образом, денежное содержание начислялось и выплачивалось истцу в соответствующие сроки с учетом производимых работодателем расчетов, составные части заработной платы и отпускных отражались в расчетных листках, из которых истец могла или должна была узнать о нарушении своего права на получение причитающихся сумм.
Поскольку исковое заявление направлено Багаевой Л.Р. в суд 17 ноября 2021 года (посредством системы ГАС «Правосудие»), истцом не пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании отпускных выплат за период нахождения в оплачиваемом отпуске с 19 апреля 2021 года по 10 мая 2021 года, выплата по которому была произведена в пределах годового срока исковой давности до обращения в суд с иском.
Доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного статьей 392 ТК РФ, не усматривается.
Из расчета истца и контррасчета ответчика, проверенных судебной коллегией и являющихся арифметически верными, следует, что в связи с тем, что в расчет денежного содержания ответчиком не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования и премий, задолженность ответчика перед истцом по выплате за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 19 апреля 2021 года по 10 мая 2021 года составляет 22620 руб. 40 коп., которая подлежит взысканию с УФНС России по Республике Марий Эл в пользу Багаевой Л.Р.
Поскольку подлежащая выплате денежная сумма за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 19 апреля 2021 года по 10 мая 2021 года в размере 22620 руб. 40 коп. истцу в день ее выплаты (8 апреля 2021 года) не выплачена, то истец имеет право на выплату процентов в соответствии со статьей 236 ТК РФ за нарушение срока ее выплаты в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от указанной суммы, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть с 9 апреля 2021 года по 16 ноября 2021 года.
Размер процентов за нарушение срока выплаты денежной суммы за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 9 апреля 2021 года по 16 ноября 2021 года составляет 2000 руб. 40 коп., исходя из следующего расчета:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
||||
22 620,40 |
09.04.2021 |
25.04.2021 |
17 |
4,50 % |
22 620,40 * 17 * 1/150 * 4.5% |
115,36 р. |
22 620,40 |
26.04.2021 |
14.06.2021 |
50 |
5,00 % |
22 620,40 * 50 * 1/150 * 5% |
377,01 р. |
22 620,40 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
22 620,40 * 41 * 1/150 * 5.5% |
340,06 р. |
22 620,40 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
22 620,40 * 49 * 1/150 * 6.5% |
480,31 р. |
22 620,40 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
22 620,40 * 42 * 1/150 * 6.75% |
427,53 р. |
22 620,40 |
25.10.2021 |
16.11.2021 |
23 |
7,50 % |
22 620,40 * 23 * 1/150 * 7.5% |
260,13 р. |
Итого: |
2 000,40 руб. |
Таким образом, общий размер процентов за нарушение срока выплаты причитающихся работнику денежных сумм, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составляет 10459 руб. 44 коп. (7322 руб. 20 коп. + 1136 руб. 84 коп. + 2000 руб. 40 коп.).
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Как следует из статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В абзаце четвертом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работника, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения работодателем прав работника на своевременное получение денежного содержания в объеме, установленном законодательством, судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определяет исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных Багаевой Л.Р. нравственных страданий, имеющихся у нее заболеваний, повлиявших на степень страданий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 февраля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в пользу Багаевой Л. Р. задолженность по выплатам при сокращении с должности государственной гражданской службы в размере 101228 руб. 40 коп., по выплатам компенсации за неиспользованные отпуска в размере 15716 руб. 70 коп., по выплате за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 22620 руб. 40 коп., проценты за нарушение срока выплаты причитающихся работнику денежных сумм в размере 10459 руб. 44 коп., компенсацию морального вреда в размере 4000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий Б.Г. Бариев
Судьи М.А. Гринюк
О.В. Скворцова
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2022 года