Решение по делу № 2-12/2024 (2-553/2023;) от 24.04.2023

Мотивированное решение изготовлено 19.03.2024 г.

Дело № 2-12/2024           УИД 76RS0011-01-2023-000602-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2024 года                                                                                 г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

судьи Кривко М.Л.,

при секретаре Белянцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Попову Николаю Васильевичу о возложении обязанности демонтировать ограждение, установленное на лесном участке,

у с т а н о в и л:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением указав, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по фактам ограничения доступа к р. Волга в районе населенного пункта <адрес>. При обследовании земельного участка с кадастровым номером установлено, что в его границах расположены ограждения (заборы), препятствующие доступу граждан к береговой полосе р. Волга. Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда, находится по адресу: <адрес>. На основании договора от 14.12.2010 г. № 72 часть земельного участка (квартал часть лесотаксационных выделов ) предоставлена в аренду Попову Н.В. Проверкой установлено, что по периметру участка установлено ограждение из металлического профиля и деревянных досок. Согласно справке Управления Росреестра по ЯО по результатам участия в проверке частично указанные ограждения расположены в береговой полосе р. Волга. Таким образом, ответчик в нарушение закона ограничил свободный доступ граждан к водному объекту - реке Волге и его береговой полосе, чем созданы препятствия в реализации неопределенным кругом лиц конституционного права и нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта. Попов Н.В. обязан в силу закона обеспечить доступ граждан к водному объекту. Полоса земли вдоль береговой линии р. Волги подлежит освобождению от ограждений на ширину береговой полосы - 20 м. Кроме того, по информации Департамента лесного хозяйства Ярославской области установка указанных ограждений противоречит положениям лесного законодательства, договору аренды лесного участка и проекту освоения лесов. Ранее, за указанные нарушения Попов Н.В. привлекался к административной ответственности Департаментом лесного хозяйства Ярославской области (постановление от 28.02.2023), ему выдавалось требование о демонтаже ограждений, которое до настоящего времени не исполнено. Нахождение в береговой полосе и лесных участках ограждений, препятствующих доступу граждан к водному объекту и на территорию государственного лесного фонда, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, т.к. нарушает принцип общедоступности водных объектом общего пользования и лесов. В связи с чем, Ярославский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить на Попова Н.В. обязанность демонтировать ограждение, установленное на лесном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> предоставленном в аренду на основании договора от 14.12.2010 г. №72.

В судебном заседании Ярославский межрайонный природоохранный прокурор Калугин А.О. поддержал исковые требования в части демонтажа ограждения на лесном участке, поскольку в зоне береговой полосы р. Волга забор был демонтирован в процессе рассмотрения дела. Полагал возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Пояснил, что ограждение в виде металлического забора установлено по двум сторонам на лесном участке и должно быть демонтировано в полном объеме, независимо от того имеются ли в заборе промежутки для доступа на участок или нет.

Представители ответчика Попова Н.В. по доверенности Слесарев Я.Н., Корнева Т.А., Ефимова Е.И. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства и природопользования <адрес>, Верхне-Волжского бассейнового водного управления Росводресурсов, Отдела водных ресурсов по <адрес>, Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, представили письменные отзывы, в котором поддерживают исковые требования прокурора, а также ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по ЯО, МУ «Администрация Улейминского сельского поселения», ППК Роскадастр, ООО «Борисоглебспецлес», Федерального агентства лесного хозяйства, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений относительно исковых требований не представили.

Третье лицо Малов М.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требований не представил.

Представитель третьего лица ЗАО «Гостиница Успенская» директор Шереметьев М.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участвующий в выездном судебном заседании 12.03.2024 г., просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительной исковых требований не представил. В письменных пояснениях, представленных в суд 26.02.2024 г. указал, что спорные ограждения (заборы) установлены Поповым Н.В. и полностью расположены в границах земельного участка с кадастровым номером , находящегося в аренде у Попова Н.В.

Заслушав прокурора, представителей ответчика Попова Н.В., исследовав письменные материалы дела, в том числе, копию материалов дела об административном правонарушении в отношении Попова Н.В., суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36 часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2).

Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. № 1-П и от 7 июня 2000 г. № 10-П; определения от 27 июня 2000 г. № 92-О, от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О).

По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Установлено, что между министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области (ранее – департаментом лесного хозяйства Ярославской области) и Поповым Н.В. заключен договор аренды лесного участка с кадастровым номером , находящегося в государственной собственности от 14.12.2010 г. №72, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2,8 га. Арендатору передается лесной участок для использования в целях осуществления рекреационной деятельности в объемах, согласно приложению №3 к договору.

Согласно п.п. «б» п. 10 договора арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ.

Подпунктами «а,в» пункта 11 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и договором. В установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не позднее двух месяцев с момента регистрации договора аренды.

В силу п. 12 договора арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на нем пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Лесного кодекса РФ. Арендованный земельный участок может быть огорожен только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Согласно кадастровому паспорту вышеуказанного земельного участка 15.09.2000 г. ему присвоен кадастровый номер , площадь земельного участка составляла 779930000 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Вышеуказанный земельный участок снят с кадастрового учета 10.06.2011 г., из указанного земельного участка образованы несколько других земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером , площадью 583668, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов (том 1 л.д. 61, 279).

В связи с жалобами жителей <адрес>, Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту ограничения доступа к р. Волга в районе указанного населенного пункта.

23.03.2023 г. при обследовании земельного участка с кадастровым номером ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Ярославской области Болотниковой А.А. совместно с представителями Угличской межрайонной прокуратуры, администрации Угличского МР, Управления Росреестра по ЯО, Министерства (ранее Департамента) лесного хозяйства ЯО, выявлено, что в его границах расположены ограждения (заборы), препятствующие доступу граждан к береговой полосе р. Волга и в целом на участок, относящийся к землям государственного лесного фонда. Местонахождение участка установлено с помощью материалов по графическому учету земель, с использованием данных публичной кадастровой карты Росреестра при взаимодействии с Управлением Росреестра по ЯО – высокочастотного спутникового оборудования Topcon Hiper SR.

В ходе рассмотрения дела, часть забора была демонтирована ответчиком, и как следует из акта выездного обследования от 06.09.2023 г., по периметру данный лесной участок имеет ограждение в виде коричневого металлического забора, в границах береговой полосы ограждение демонтировано, проход к водному объекту обеспечен.

Однако доступ на территорию лесного участка ограничен имеющимся ограждением, нарушение в этой части не устранено (том 1 л.д. 191).

Из акта выездного обследования лесного участка от 16.01.2024 г. следует, что арендованный участок с двух сторон огорожен металлическим забором высотой 2,5 метра, длинной 580 м со столбами диаметром 15 см. Забор со стороны р. Волга отсутствует. Проектом освоения лесов ограждения в форме забора отсутствуют (том 3 л.д. 54-55).

В выездном судебном заседании с участием специалиста ГКУ ЯО «Угличское лесничество» Кашелапова М.Ю. установлено, что на предоставленном в аренду Попову Н.В. земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, с двух его сторон установлено ограждение – сплошной металлический забор коричневого цвета, в указанном заборе имеются промежутки, позволяющие пройти на указанный земельный участок, преодолев при этом железную конструкцию, на которой крепятся листы забора. В зимнее время года затруднительно пройти на данный лесной участок.

В обоснование исковых требований Ярославский межрайонный прокурор в судебном заседании пояснял, что спорный металлический забор, установленный с двух сторон лесного участка, расположенного в <адрес>, препятствует праву граждан на свободное пребывание в лесах, не предусмотрен действующим проектом освоения лесов, в связи с чем, наличие данного ограждения на территории спорного земельного участка нарушает требования действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 ЛК РФ, не допускается (ч. 6 ст. 11 ЛК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Кодексом.

Согласно части 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Одним из видов использования лесов согласно п. 8 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ является использование лесов в целях осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии со ст. 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Как следует из ч. 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. «в» п. 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается также возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).

Согласно ч. 3 чт. 114 ЛК РФ в целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса.

Согласно п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 88 ЛК РФ устанавливает, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.

Согласно п. 4 договора аренды от 14.12.2010 №72 арендатору передается лесной участок для осуществления рекреационной деятельности.

Пунктом 1 ст. 615 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ, именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены различные виды использования лесов, в их числе и такой вид, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Под рекреационной деятельностью понимается организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25, часть 1 статьи 41 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 41 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее - Правила использования лесов).

Пунктами 6, 7 Правил использования лесов установлено, что леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вред окружающей среде и здоровью человека.

В силу подпункта "б" пункта 8 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года N 908, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С учетом особенностей правового режима к защитным лесам отнесены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, которые, в свою очередь, включают, лесопарковые зоны.

Статьей 102 ЛК РФ установлено, что лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.

В силу п. 5 Правил использования лесов при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков.

В соответствии с пп. «а» п. 5 Перечня некапитальных строений, сооружений не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 № 999-р, возможно размещение некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в виде элемента благоустройства - ограждения.

Из проекта освоения лесов от 2019 г. следует, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям государственного лесного фонда, входит в лесопарковую зону, примыкает к берегу реки Волги (таблица №3).

Согласно вышеуказанному проекту освоения лесов на используемом Поповым Н.В. лесном участке не содержится и не проектируется возведение объекта нелесной инфраструктуры, а именно ограждения.

В проекте освоения лесов от 2011 г. также отсутствуют сведения об объекте нелесной инфраструктуры – ограждении.

Приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 ЛК РФ, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Порядок государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Порядок N 513).

Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренным проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка N 513).

Согласно пунктам 9, 10, 10.1 Порядка N 513 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.

Из указанных нормативных положений следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

Материалами дела подтверждается, что 10.10.2023 г. между ООО «Борисоглебспецлес» (исполнитель) и Поповым Н.В. (заказчик) заключен договор №б/н (том 2 л.д. 145-146), согласно условиям которого, исполнитель обязался выполнить работы по внесению изменений в проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязался принять результат работ.

Согласно п. 3.1 договора внесение изменений в проект освоения лесов выполняется с момента заключения договора в течение 30 календарных дней.

Работы по договору исполнителем были выполнены, изменения в проект освоения лесов были направлены в министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области для получения заключения государственной экспертизы.

В таблице 29 представленного на согласование проекта освоения лесов изложен перечень существующих объектов, в том числе, ограждение – металлический забор в выделе 11 протяженностью 360 м, в выделе 10 протяженностью 522 м, на металлических опорах.

29.02.2024 г. решением министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области №00-0002979 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда. Основанием для принятия решения об утверждении отрицательного заключения явилось наличие замечаний в представленном на согласование проекте освоения лесов, а именно: 1. в таблице 26 проекта отсутствует информация о проектируемых мероприятиях по охране объектов животного мира, водных объектов; 2. сведения о размещении существующих и проектируемых объектов, указанных на тематической лесной карте, не соответствует данным, указанным в акте выездного обследования лесного участка сотрудниками министерства.

В силу ч.4 ст. 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: 1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; 2) безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5 ст. 11 ЛК РФ). Перечисленный перечень является исчерпывающим.

Материалами дела достоверно установлен факт ограничения ответчиком свободного доступа к объекту общего пользования – лесному участку. Наличие ограждения, не предусмотренного проектом освоения лесов, тематическими лесными картами, договором аренды лесного участка создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.

Наличие в вышеуказанном ограждении промежутков, через которые имеется возможность попасть на территорию лесного участка, находящегося в аренде у Попова Н.В., не свидетельствует о свободном доступе на данный участок, вопреки доводам стороны ответчика.

Кроме того, суд учитывает, что постановлением (с учетом определения от 23.03.2023 г. об исправлении описки) начальника отдела федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства ЯО – старшего государственного лесного инспектора ЯО Малахова А.И. №3-14/23 от 28.02.2023 г., вступившим в законную силу 04.04.2023 г., ответчик Попов Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ.

Указанным постановлением установлено, что Попов Н.В. в нарушение норм лесного законодательства на лесном участке, предоставленном ему по договору аренды №72 от 14.12.2010, по его периметру возвел ограждение в виде металлического забора, не предусмотренное договором аренды, проектом освоения лесов, ограничив тем самым свободный доступ граждан к арендуемому участку леса. Вышеназванные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности возведения ответчиком ограждения на арендуемом им лесном участке.

Оснований полагать, что данное ограждение возведено не Поповым Н.В., а иным лицом, у суда не имеется, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Таким образом, поскольку на лесном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном Попову Н.В. на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности №72 от 14.12.2010 года возведено ограждение – металлический забор, размещение которого противоречит действующему лесному законодательству, создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных и не предусмотрено проектом освоения лесов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом суд считает, что сроки, заявленные истцом в настоящем судебном заседании, вопреки доводам сторон ответчика, являются разумными и достаточными для выполнения вышеуказанных мероприятий.

Установление решением суда сроков для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ.

Вместе с тем, суд учитывает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 434 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора (ИНН 6905010905) удовлетворить.

Обязать Попова Николая Васильевича (паспорт <данные изъяты>) в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать ограждение – металлический забор, установленное на лесном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном ему в аренду на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности №72 от 14.12.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья                                                                                              М.Л. Кривко

2-12/2024 (2-553/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Попов Николай Васильевич
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
ППК Роскадастр
ЗАО "Гостиница Успенская"
Территориальный отдел в ЯО - Отдел водных ресурсов по ЯО
Малов Михаил Владимирович
Администрация Улейминского сельского поселения
ООО "Борисоглебспецлес"
Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области
Управление Росреестра по Ярославской области
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Росводресурсов
Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Кривко Марина Львовна
Дело на странице суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2023Предварительное судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее