Дело № 10-4655/2018 судья Лисофенко О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Челябинск 25 сентября 2018 года
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Лихачева А.Г.,
при секретаре Пыжьяновой М.А.,
с участием прокурора Дычко Е.Я.,
двоката Верховцева Е.В.,
осужденного Рысева П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление с дополнениями государственного обвинителя Кочетковой В.А. и апелляционную жалобу осужденного Рысева П.А. на приговор Калининского районного суда г. Челябинска от 03 августа 2018 года, которым
РЫСЕВ Павел Андреевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес>-
<адрес> <адрес>, гражданин <данные изъяты>, судимый:
1) по приговору мирового судьи судебного участка № 17 Нахимовского района г. Севастополя от 22 сентября 2016 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 100 часов;
2) по приговору Центрального районного суда г. Челябинска от 18 апреля 2017 года по п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ с применением ст. 70 УК РФ, к наказанию в виде обязательных работ на срок 450 часов. Постановлением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 28 сентября 2017 года наказание в виде обязательных работ заменено на 49 дней лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении;
3) по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района г. Челябинска от 24 октября 2017 года по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ с применением ст. 70 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 месяцев, с отбыванием наказания в колонии-поселении, освободившегося 28 апреля 2018 года,
в особом порядке принятия судебного решения осужден по ч. 1 ст. 161 УК РФ (два события преступления) к одному году лишения свободы за каждое из двух преступлений, по ч. 1 ст. 158 УК РФ к десяти месяцам лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний к наказанию в виде лишения свободы сроком на один год шесть месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбытия наказания с 03 августа 2018 года, с зачетом в срок отбытия наказания времени содержания Рысева П.А. под стражей с 06 июля 2018 года по 02 августа 2018 года.
Этим же приговором мера пресечения в виде заключения Рысева П.А. под стражу оставлена без изменений, и разрешена судьба вещественных доказательств по делу.
Заслушав мнение прокурора Дычко Е.Я., поддержавшей доводы апелляционного представления, адвоката Верховцева Е.В., осужденного Рысева П.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Рысев П.А. признан виновным в совершении на территории Калининского района <адрес> 30 июня 2018 года двух событий открытого хищения чужого имущества и совершении 06 июля 2018 тайного хищения чужого имущества, при обстоятельствах изложенных в приговоре.
В апелляционном представлении с дополнениями государственный обвинитель Кочеткова В.А. считает приговор Калининского районного суда г. Челябинска от 03 августа 2018 года незаконным, необоснованным, несправедливым и подлежащим отмене в связи с неправильным применением уголовного закона, поскольку судом в описательно-мотивировочной части приговора при квалификации действий осужденного по эпизоду от 06 июля 2018 года неправильно квалифицированы по ч. 1 ст. 151 УК РФ, поскольку органами предварительного следствия действия Рысева П.А. по указанному преступлению квалифицированы по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Кроме того, суд неверно применил положения уголовного закона при назначении наказания, так как Рысевым П.А. преступление совершено в условиях рецидива, однако назначенное наказание менее 1/3 максимально возможного при рецидиве наказания. Также считает, что из описательно-мотивировочной части необходимо исключить отягчающее наказание обстоятельство - совершение преступле-
ния в состоянии алкогольного опьянения. Просит приговор Калининского районного суда г. Челябинска от 03 августа 2018 года отменить.
В апелляционной жалобе осужденный Рысев П.А. считает приговор несправедливым, поскольку назначено чрезмерно суровое наказание. Считает, что в соответствии с ч. 2 ст. 62 УК РФ, возможно, было признать смягчающими наказание следующие обстоятельства: наличие <данные изъяты> заболевания, мнение потерпевших, которые просили строгого не наказывать, что позволило бы применить положения ст. 64 УК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 64 УК РФ имеется обстоятельство, которое является исключительным, поскольку в связи с невозможностью трудоустройства и отсутствием денежных средств, Рысев П.А. решился на совершение данных действий. Полагает, что данное обстоятельство существенно уменьшает степень его общественной опасности. На основании изложенного, просит применить положения ст. 64 УК РФ и снизить назначенное наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Уголовное дело рассмотрено судом с применением особого порядка судебного разбирательства в пределах правил, установленных ст.ст. 314-316 УПК РФ. В судебном заседании осужденный, согласившись с предъявленным обвинением, вину признал полностью, поддержал ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства, заявленное по результатам ознакомления с материалами дела. Отвечая на вопросы председательствующего пояснил, что ходатайство им заявлено добровольно после консультации с защитником, осознавая последствия рассмотрения дела в особом порядке и границы его обжалования. Иные необходимые условия для рассмотрения дела в особом порядке судом соблюдены.
Квалификация преступных действий осужденного по двум эпизодам преступлений по ч. 1 ст. 161 УК РФ сторонами не оспаривается, подтверждается материалами уголовного дела и дана судом правильно. Вместе с тем, верно описав обстоятельства совершенной Рысевым П.А. кражи имущества Потерпевший №1 и Потерпевший №2, в соответствии с предъявленным осужденному обвинением, с которым Рысев П.А. согласился, судом ошибочно указано на квалификацию по ч. 1 ст. 151 УК РФ вместо ч. 1 ст. 158 УК РФ, что признается судом апелляционной инстанции технической ошибкой, устранение которой возможно путем внесения соответствующих изменений в описательно-мотивировочную часть приговора.
При назначении наказания виновному суд обоснованно, в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, учел характер и степень общественной опасности содеянного, влияние назначенного наказания на исправление Рысева П.А., условия его жизни, а также в полной мере оценил личность виновного, правильно применив положения ч. 7 ст. 316 УПК РФ.
Однако, суд, признав в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Рысева П.А. - совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161 УК РФ, в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, при описании фактических обстоятельств совершения данных преступлений установленные судом сведения о состоянии алкогольного опьянения Рысева П.А. не указал, в связи с чем данное обстоятельство не может быть признанно установленным судом и подлежит исключению из приговора, как об этом обоснованно ставится вопрос в апелляционном представлении государственным обвинителем. При этом назначенное судом наказание по ч. 1 ст. 161 УК РФ как за каждое преступление, так и окончательное наказание по совокупности преступлений, подлежит снижению. В указанной части дополнительное апелляционное представление государственного обвинителя заслуживает удовлетворения.
В остальном, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд назначил Рысеву П.А. справедливое наказание, оценив при этом сведения, характеризующие личность и образ жизни виновного, и обоснованно принял решение об отсутствии оснований для признания совокупности смягчающих обстоятельств, содержание которых полно раскрыто в приговоре, исключительной и не возможности применения положений ч. 6 ст. 15, ст. ст. 64, 73 УК РФ. Активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также признание осужденным вины и раскаяние в содеянном, состояние здоровья осужденного, характеризующееся <данные изъяты> заболеваниями, частичное возмещение ущерба, как это следует из приговора, судом учтены при назначении наказания, в связи с чем оснований для их переоценки, исходя из выступления осужденного в судебном заседании суда апелляционной инстанции, не имеется. Признание судом возмещения осужденным частичного ущерба в полной мере соответствуют его фактическим действиям в данной части исходя из совершения трех преступлений в отношении четырех потерпевших, двоим из которых похищенное имущество возвращено сотрудниками правоохранительных органов в результате активного способствования со стороны Рысева П.А., в связи с чем такие действия не могут быть признаны полным возмещением имущественного ущерба, лицом, совершившим совокупность преступлений, что верно оценено судом первой инстанции.
Суд убедительно мотивировал необходимость назначения осужденному наказания только в виде реального лишения свободы, что по причине не достижения целей наказания ранее назначенным наказанием по предыдущей судимости, признается судом апелляционной инстанции разумным и справедливым решением. Учитывая обоснованно установленные в действиях виновного признаки рецидива, а также обстоятельства, смягчающие наказание, судом правильно применены положения ч. 5 ст. 62 УК РФ и фактически применены, исходя из назначенного наказания, положения ч. 3 ст. 68 УК РФ. В указанной части выводы суда разделяются судом апелляционной инстанции. Между тем, ссылка суда на применение ч. 2 ст. 68 УК РФ признается технической ошибкой, устранение которой возможно путем внесения соответствующих изменений в описательно-мотивировочную часть приговора. Вопреки доводам апелляционного представления, учитывая установленные судом смягчающие наказание обстоятельства, в соответствии с фактически примененными положениями ч. 3 ст. 68 УК РФ, наказание за совершение Рысевым П.А. преступлений в условиях рецидива усилению не подлежит.
Вид исправительного учреждения - исправительная колония строгого режима, в условиях которого подлежит отбывание осужденным наказания виде лишения свободы, определен судом верно в соответствии с положениями п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении настоящего уголовного дела, безусловно влекущих отмену приговора, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.26, 389.28, ч. 2 ст. 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
приговор Калининского районного суда г. Челябинска от 03 августа 2018 года в отношении Рысева Павла Андреевича изменить:
- в его описательно-мотивировочной части вместо ошибочно указанной квалификации действий Рысева П.А. по ч. 1 ст. 151 УК РФ верно указать на квалификацию его действий по эпизоду хищения имущества Потерпевший №1 и Потерпевший №2 по ч. 1 ст. 158 УК РФ;
- в его описательно-мотивировочной части вместо ошибочно указанного применения при назначении наказания ч. 2 ст. 68 УК РФ верно указать на применение ч. 3 ст. 68 УК РФ;
- исключить указание на признание в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Рысева П.А., совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161 УК РФ в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя.
Рысеву Павлу Андреевичу смягчить назначенное наказание по ч. 1 ст. 161 УК РФ (эпизоды хищения имущества <данные изъяты>) в виде лишения свободы, сократив его срок до одиннадцати месяцев за каждое преступление.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить Рысеву Павлу Андреевичу наказание в виде лишения свободы на срок один год пять месяцев.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного и апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.