Дело № 2-265/2018
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Зайцевой О.Ю.,
при секретаре Коробовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
15 марта 2018 года
гражданское дело по иску Потапова А.В., Потапова В.И. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате горных работ и предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истцы Потапов А.В., Потапов В.И. обратились в суд с иском о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего ветхим в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Анжерская», и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.
Истец Потапов А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ул. <адрес>, на основании договора купли-продажи от <дата>, право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области <дата>.
В указанной квартире Потапов А.В. проживает вместе со своим отцом Потаповым В.И. с момента заключения договора купли-продажи. Эта квартира является единственным и постоянным местом жительства истцов, иного жилья в собственности у них нет.
Жилой дом по ул. им. <адрес>, на основании заключения Сибирского филиала ОАО ВНИМИ от <дата> № расположен на подработанной территории и подлежит сносу, как жилье, ставшее ветхим в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская».
Истцы обращались в администрацию Анжеро-Судженского городского округа с просьбой о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В ответ на их обращение администрацией Анжеро-Судженского городского округа дан отказ за № № от <дата>, мотивированный тем, что истцы зарегистрированы в квартире после получения заключения ВНИМИ.
Истцы считают отказ Администрации Анжеро-Судженского городского округа незаконным, нарушающим их жилищные права, просят суд обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, расположенного по адресу: ул. <адрес>, ставшего непригодным по критериям безопасности для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Анжерская» и предоставить им социальную выплату для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспеченности занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета 42 кв. метров – на семью из двух человек и исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату исполнения решения суда.
В судебном заседании истец Потапов А.В. на требованиях настаивал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил. Кроме того, суду пояснил, что фактически вселился в квартиру по <адрес> сразу после подписания договора купли-продажи от <дата>., с <дата> по настоящее время зарегистрирован в ней. В июле 2013 года к нему в квартиру заселился его отец Потапов В.И., а зарегистрировался в ней <дата>, имеет регистрацию в этой квартире по настоящее время. О том, что дом является ветхим, на дату его приобретения ему известно не было, регистрирующий право собственности орган его об этом не предупредил. Из пояснений истца следует, что ранее, с 2005 года до приобретения спорного жилья истец снимал квартиры в аренду в г. Анжеро-Судженске, зарегистрирован был по месту жительства родителей в <адрес>, его отец также был зарегистрирован и проживал по этому адресу. Его родители состоят в браке, но отец проживает в <адрес>, поскольку работает в <адрес>. Также истец Потапов А.В. пояснил суду, что состоял в браке с <...> с <дата> по <дата>, в этот период времени проживал в г. Анжеро-Судженске на съемной квартире, своего жилья в собственности не имел, за время брака <...> жилье не приобретали. В настоящее время в квартире по <адрес>, он и его отец не проживают, поскольку проживать в ней невозможно по причине непригодности, он арендует квартиру по <адрес>.
Истец Потапов В.И. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление (л.д.89-90). Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца Потапова В.И.
Представитель истца Потапова А.В. – Сизов К.И., действующий на основании доверенности (л.д.46), на требованиях истца Потапова А.В. настаивал, доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные истцами требования не признала, суду пояснила, что истцы зарегистрированы в квартире
по <адрес>, признанной ветхой, непригодной для проживания по причине деятельности шахты «Анжерская» после даты заключения ВНИМИ, кроме того, истец приобрел жилое помещение по <адрес> после принятия решения о ликвидации шахты «Анжерская». Решение о ликвидации шахты «Анжерская» принято 07.04.1998.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. В своих возражения на исковое заявление от 01.03.2018 (л.д.75-76) просил дело рассмотреть в его отсутствие, также указал, что в составе ликвидации ОАО «Шахта Анжерская» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в котором спорная квартира по ул. <адрес>, не значится. Истцы приобрели указанную квартиру <дата> - после заключения ВНИМИ от 13.02.2013, которым дом был признан ветхим. Приобретая ветхое жилое помещение, ставшее в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания, новый собственник заведомо знает о неблагоприятных последствиях проживания в таком помещении. Факт регистрации истцов в ветхом помещении после признания его таковым свидетельствует о намерениях получения неосновательного обогащения за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты. Правовых оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, не имеется, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д.75-77).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства энергетики РФ.
Выслушав истца Потапова А.В., его представителя Сизова К.И., представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм закона следует, что включению в список граждан, подлежащих расселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в связи с деятельностью ликвидируемой шахты, и предоставление социальной выплаты возможно при наличии следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличия права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи квартиры от <дата> (л.д.18-19) Потапов А.В. приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: ул. <адрес>, право собственности на квартиру за истцом Потаповым А.В. зарегистрировано <дата> (л.д.20).
Согласно справке ООО УК «Жилищник» в квартире по <адрес>, зарегистрированы Потапов А.В. с <дата>, Потапов В.И. с <дата> (л.д.47).
Заключением ВНИМИ от <дата> № установлено, что жилой дом по <адрес>, расположен на подработанной ликвидированной шахтой «Анжерская» территории и подлежит сносу по причине подработки (л.д.31).
Из ответов Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 24.08.2017, 29.09.2017, 11.01.2018 (л.д. 21, 22, 24) на обращения Потапова А.В. следует, что поскольку Потапов А.В. зарегистрирован в квартире по <адрес> <дата>, Потапов В.И. – с <дата>, то есть после даты заключения ВНИМИ от 13.02.2013, то свой вопрос о включении в списки граждан на переселение необходимо решать в судебном порядке (л.д. 22). В утвержденном проекте ликвидации шахты «Анжерская» в списках граждан на переселение истцы Потапов А.В. и Потапов В.И. не утверждены (л.д.24), квартира <адрес> не значится (л.д.66).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Шахта «Анжерская» от 07.04.1998 года принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия (л.д.32-33).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2003 года (л.д.35) ОАО «Шахта Анжерская» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ (л.д.38) ОАО «Шахта Анжерская» 27.08.2003 года прекратило деятельность по решению арбитражного суда.
Филиал № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска (л.д.25) сведениями о наличии недвижимого имущества за Потаповым А.В., Потаповым В.И. не располагает (л.д.25).
В ЕГРЛ сведения о правах Потапова В.И. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в период с 01.01.1998 по 01.01.2018 на территории Российской Федерации отсутствуют (л.д.26, 54). За Потаповым А.В. в указанный период зарегистрировано право собственности на квартиру по <адрес> (л.д.27, 57).
Согласно сведениям о месте жительства из паспортов истцов (л.д.7-9, 13-15) истцы до регистрации в квартире по <адрес>, были зарегистрированы по адресу: <адрес>, Потапов А.В. с <дата> по <дата>, Потапов В.И. с <дата> по <дата>.
Согласно справке администрации Постниковского сельского поселения от 21.02.2018 (л.д.62) по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время зарегистрирована <...>., <...> Потапова В.И., брак с которым зарегистрирован <дата> (л.д.59).
В архиве администрации Постниковского сельского поселения Ижморского района Кемеровской области отсутствуют документы, подтверждающие предоставление <...> жилья по адресу: <адрес> (л.д. 61). Земельный участок по указанному адресу принадлежит ФИО8 на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем выдано свидетельство от <дата> (л.д.60).
По данным филиала № 6 БТИ Ижморского района Потапов В.И., <...>. право бесплатной приватизации объектов недвижимости в Ижморском районе не использовали, права собственности на объекты недвижимого имущества на территории Ижморского района не зарегистрированы (л.д.63,64).
Как следует из ответа КУМИ Ижморского муниципального района от 13.03.2018 (л.д.27) на квартиру по <адрес>, предоставленную <...>. и Потапову В.И., договор социального найма не заключался. Правоустанавливающие документы на данную квартиру отсутствуют, так как при банкротстве жилой фонд колхоза «Красный Путиловец» в муниципальную собственность не передавался. В настоящее время Потаповы проживают в данной квартире и им можно оформить ее по приобретательской давности через суд. В КУМИ Ижморского муниципального района по данному вопросу они не обращались.
Разрешая исковые требования Потапова А.В., Потапова В.И. о включении их в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахты Анжерская» по <адрес>, предоставлении социальной выплаты, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в отдельности и их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит основании для их удовлетворения.
Судом установлено, что Потапову А.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата> принадлежит квартира по <адрес>, право собственности на которую за ним зарегистрировано <дата>, которая расположена в жилом доме, находящемся на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская», заключением СФ ВНИМИ от <дата> признанным подлежащим сносу по причине подработки.
Истцы не были включены ответчиком в список граждан на переселение и получение социальной выплаты, в связи с тем, что граждане, не проживающие в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, а получившие право собственности или проживания в подработанном ветхом жилье после заключения специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома (по договорам купли-продажи, дарения или наследования), не имеют права на включение в списки на переселение и несут бремя содержания, риск случайной гибели или случайного повреждения принадлежащего им ветхого жилья в соответствии со ст.ст. 210 и 211 ГК РФ.
На день признания жилого дома по <адрес> ветхим и подлежащим сносу по условиям подработки - <дата>, истцы собственниками <адрес>, расположенной в этом доме, не являлись, не проживали и не были зарегистрированы в ней.
При этом, до регистрации истцов в квартире по <адрес>, они были зарегистрированы в жилом доме по <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено родителям истца Потапова А.В. - Потапову В.И. (истцу по делу), который был зарегистрирован в нем с <дата> до <дата> (л.д. 13-14), и <...>, которая зарегистрирована в нем с <дата> года по настоящее время. Правоустанавливающие документы на данную квартиру отсутствуют, <...> и Потапов В.И. проживают в указанной квартире и в настоящее время, что следует из справки председателя КУМИ Ижморского муниципального района от 13.03.2018 (л.д.87). Как следует из выписки из домовой книги, выданной 21.08.2018г. ведущим специалистом по работе с населением Администрации Постниковского поселения, земельный участок площадью 2000кв.м по указанному адресу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен <...> Потапова В.И. и матери Потапова А.В., выдано свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей №от <дата> (л.д.60).
Суд находит установленным, что совокупность условий, определенная указанными выше нормами, регулирующими спорные отношения, необходимых для признания за истцами права на участие в программе переселения из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствует, а именно как на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта «Анжерская» 07.04.1998 (л.д.32-34), ее ликвидации – 27.08.2003 (л.д.38), так и на момент признания дома ветхим – <дата> (л.д.31), истцы собственниками
квартиры <адрес> не являлись, в ней не проживали и не были зарегистрированы, а также не были нуждающимися, поскольку имели регистрацию по месту жительства в другом жилом помещении - по <адрес>. Таким образом, оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированным ОАО «Шахта Анжерская», и предоставления социальной выплаты не имеется, в связи с чем суд в удовлетворении исковых требований, заявленных истцами к ответчику, отказывает в полном объеме.
Доводы истца Потапова А.В. о том, что жилое помещение по <адрес> он приобретал не с целью обогащения, за счет заемных средств, что дом является ветхим на дату покупки квартиры ему известно не было, регистрирующий орган об этом его не предупредил, не являются основанием для удовлетворения его требований, заявленных к ответчику, поскольку не являются юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Потапову А.В., Потапову В.И. в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированным ОАО «Шахта Анжерская», обязании предоставить социальную выплату.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2018.