Дело № 33-2928/17 Судья Степанова Ю.С.
Категория
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Радовиля В.Л.,
при секретаре Кравченко Д.А.,
при участии истца Агабекова С.А., его представителя Барановой Л.Н., представителя ответчика Мелешкина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агабекова С.А. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) об обязании произвести перерасчет страховой пенсии,
с апелляционной жалобой Агабекова С.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29.06.2017г.,
заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Агабеков С.А. обратился с иском к ответчику, в котором просит признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старост и на основании Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федеральною значения Севастополя», Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в проведении перерасчета пенсии; зачесть в страховой стаж работы период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г.; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) осуществить перерасчет страховой пенсии на основании Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Требования мотивированы тем, что в январе 2017 года обратился в ПФ РФ с заявлением о перерасчете страховой пенсии, однако в таком перерасчете было отказано, со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих проживание истца на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г.
Полагает отказ незаконным, поскольку проживает в г. Севастополе с 1997 года по настоящее время, что подтверждается паспортом гражданина Украины, отметкой о регистрации на территории г. Севастополя в паспорте гражданина Украины, копией трудовой книжки.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 29.06.2017г. в удовлетворении искового заявления Агабекова С.А. было отказано.
Агабековым С.А. была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой он просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В качестве доводов жалобы апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам его проживания в г. Севастополе, не принято во внимание, что он является также гражданином Украины, и этого гражданства не лишен, что является основанием для применения при перерасчете страховой пенсии Федерального закона № 208 от 21.07.2014г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Кроме того, ответчиком и судом не учтено, что в спорный период с 01.01.2002 по декабрь 2014г. он производил выплату страховых взносов в Пенсионный фонд.
На апелляционную жалобу поступили возражения от зам. начальника Управления ПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное), в которой выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы. Указано, что спорный период учтен Управлением в страховой стаж истца, однако это не повлияло на размер пенсии истца, поскольку Пенсионный фонд руководствуется сведениями на лицевом счете застрахованного лица. Полагает, что судом был сделан правильный вывод о том, что истец не является субъектом правоотношений в понимании ФЗ № 208-ФЗ.
В суд апелляционной инстанции явились истец Агабеков С.А., его представитель по устному ходатайству Баранова Л.Н., которые апелляционную жалобу поддержали, просили удовлетворить.
Гу Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) в лице представителя Мелешкина О.В., действующего на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 19 мая 1997 года Агабекову С.А. выдан паспорт гражданина Украины серии АР 027841, с отметкой о регистрации в г. Севастополе с 21.08.2001 г.
18.12.2014 г. Отделом УФМС России по г. Севастополю в Гагаринском районе Агабекову С.А. выдан паспорт гражданина РФ серии № №, который в дальнейшем был изъят как выданный в нарушение установленного порядка.
28.07.2016 г. Отделом УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю в Гагаринском районе г. Севастополя, взамен ранее выданного паспорта серии № № от 25.10.2002 года, Агабекову С.А. выдан паспорт гражданина РФ, с отметкой о регистрации в г. Севастополе с 21.08.2016 года г.
Согласно трудовой книжке, Агабеков С.А. с 01.02.2002 г. по 31.12.2014 г. осуществлял трудовую деятельность на территории г. Севастополя в должности слесаря по ремонту и эксплуатации газового оборудования, техника отделения станции переливания крови, техника группы газообеспечения в ФГБУ «1472 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.
09.02.2017г. на обращение истца ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе был направлен ответ, из которого следует, что для применения Федерального закона № 208 от 21.07.2014г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при исчислении размера пенсии истца нет оснований, поскольку в его паспорте гражданина Российской Федерации отсутствует его регистрация на территории г. Севастополя на 18.03.2014г.
Из материалов дела усматривается, что истец является военным пенсионером с 07.05.1997г., в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 08.12.2006г. (л.д.27)
Из возражений ответчика на исковое заявление следует, что Решением № 557 ГУ-УПФР РФ по Петровскому району Ставропольского края истцу назначена страховая пенсия по старости общим основаниям в соответствии г. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ.
25.02.2015 вышеуказанный вид пенсионного обеспечения Истцу был прекращен в связи с переездом в другой регион Российской Федерации.
Распоряжением от 04.04.2015 о постановке выплатного (пенсионного) дела на учет и продлении выплаты пенсии, пенсионное обеспечение Истца продлено с 01.03.2015 в деле УПФР по Гагаринскому району г. Севастополя.
При постановке на учет выплатного (пенсионного) дела № 178799 Управлением учтены в страховой стаж следующие периоды трудовой деятельности: с 10.08.1999 по 10.09.2001; с 01.02.2002 по 31.12.2014; с 01.01.2015 по 30.06.2016.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 4 ст. 13 N 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу ч.3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату.
В силу положений ч.1 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014
периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Отказывая истца Агабекову С.А. в удовлетворении исковых требований, суд
первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не подлежит применению при определении размера страховой пенсии истца.
Судебная коллегия с такими выводами согласна, полагая их основанными на законе.
Истец на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов уже являлся гражданином Российской Федерации, в связи с чем приобрел пенсионные права на основании законодательства Российской Федерации, а не Украины.
С 2001 года в период приобретения истцом стажа, о зачете которого он заявляет в иске, Агабеков С.А. осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина. В то же время доказательств уплаты взносов в бюджет ПФР Российской Федерации истец не представил, тогда как в соответствии с действующим правовым регулированием периоды работы, в том числе выполнявшейся за пределами территории РФ, засчитываются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Доводы апеллянта относительно того, что по состоянию на 18.03.2014г. он являлся также и гражданином Украины, постоянно проживал на территории города Севастополя, в связи с чем, Федеральный закон № 208-ФЗ подлежит применению при расчете его пенсии, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании материальных норм права.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 N
62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, нормы Федерального закона № 208-ФЗ, устанавливающего особенности пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, не подлежат применению при регулировании правоотношений, касающихся пенсионного обеспечения истца.
Доводы жалобы относительно оплаты истцом в спорный период с 2001г по 2014г. взносов в пенсионный фонд Украины, не влияют на законность решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Таким образом, размер индивидуального пенсионного коэффициента зависит от размера начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию.
Из возражений ответчика на исковое заявление, данных о стаже истца следует, что ответчиком зачтен период работы истца с 01.02.2001г. по 31.12.2014г. в его страховой стаж. Однако на размер индивидуального пенсионного коэффициента истца указанное обстоятельство не повлияло, поскольку в спорный период страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации уплачены не были.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 29.06.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Агабекова С.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Севастопольского городского суда в течение шести месяцев.
Председательствующий: Ж. В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
В. Л. Радовиль