Решение по делу № 33-3-6841/2024 от 18.07.2024

Судья Данилова Е.С.

Номер дела присвоенный: судом первой инстанции - 2-1740/2024, судом апелляционной инстанции - 33-3-6841/2024.

УИД 26RS0002-01-2024-002664-15.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Савина А.Н.,

судей: Киселева Г.В., Быстрова О.В.,

при секретаре судебного заседания Латышеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем на основании доверенности Береговым О.Н на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 мая 2024 года

по исковому заявлению Григоряна Д.В к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанностей,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

установила:

25 марта 2024 года Григорян Д.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным исковым заявлением, указав, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Согомонян С.А. умерла 04 декабря 2020 года. Отец Григорян В.Р. умер «» года. Как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, Григорян Д.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на условиях договора специализированного найма. В 2021 году Григорян Д.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по месту выявления, а именно по Андроповскому району. Григоряном Д.В. подано заявление в Министерство имущественных отношений о предоставлении ему жилого помещения 03 февраля 2022 года. Обстоятельства по предоставлению Григоряну Д.В. жилого помещения, возникли у него ещё в 2021 году. До настоящего времени жилье Григоряну Д.В. не предоставлено. Срок предоставления жилья необоснованно затянут. Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Григоряну Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Ставропольского края (л.д.5-7).

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года исковые требования Григоряна Д.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязано предоставить Григоряну Д.В. жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилищного помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Ставрополя по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.36-43).

В поданной 14 июня 2024 года апелляционной жалобе ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя на основании доверенности Берегового О.Н. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года отменить, указав, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в Ставропольском крае. Местом жительства Григоряна Д.В. является Андроповский муниципальный округ Ставропольского края, но в настоящее время в границах указанного округа незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Ответчиком в сентябре 2023 года организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах с. Курсавка Андроповского муниципального округа Ставропольского края для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но протоколом от 29 сентября 2023 года №«» аукцион признан несостоявшимся, так как заявок не подано. Причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Министерства имущественных отношений Ставропольского края. Не предоставление ответчиком Григоряну Д.В. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии между сторонами спора (л.д.45-49).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела №2-1740/2024, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы нет.

Положениями ст.7 Конституции Российской Федерации предписано, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). Согласно положений ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Как следует из положений п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).

С учётом основополагающих принципов Конституции Российской Феде-рации и норм международного права, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилы-ми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. В соответствии с положениями ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзаце первом пункта 1 настоящей статьи. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список (п.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

Положениями п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Надлежащие письменные доказательства, исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.

Судом первой инстанции установлено, что Григорян Д.В. 12 октября 2003 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Его отец Григорян В.Р. умер «» года, мать Согомонян С.А. умерла «» года. Постановлением Администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края от 14 июля 2021 года №527 Григорян Э.С. назначена опекуном. В 2022 году Григоряном Д.В. в Министерство имущественных отношений Ставропольского края направлено заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Из информации Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 04 марта 2024 года №790 следует, что сформировано учётное жилищное дело Григоряна Д.В., передано для рассмотрения и решения вопроса о включении в сводный список в МО СК. Из уведомления ФГБУ ФКП «Росреестра» по СК от 04 марта 2024 года «» следует, что сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на Григорян Д.В. нет. До настоящего времени Григорян Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен.

С учётом установленных обстоятельств, представленных сторонами в условиях состязательности процесса доказательств, положений ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.27 Конвенции о правах ребёнка, ст.92, ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 марта 2006 года №7-кз, Закона Ставропольского края «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 06 февраля 2015 года №6-кз, пунктов 2, 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года №240-п, Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утверждённым постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137 суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время в границах Андроповского муниципального округа Ставропольского края незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют, аукцион на приобретение жилого помещения в границах с. Курсавка Андроповского муниципального округа Ставропольского края для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сентябре 2023 года не состоялся, не предоставление Григоряну Д.В. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права не могут служить основанием к отменен решения суда. Суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя из приведённых положений закона предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, иных условий. Закон не содержат указаний относительно срока предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3). С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение. По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Григоряна Д.В. («» года рождения) к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ИНН «») о возложении обязанностей оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, с подачей жалобы в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья-председательствующий

Судьи:

Судья Данилова Е.С.

Номер дела присвоенный: судом первой инстанции - 2-1740/2024, судом апелляционной инстанции - 33-3-6841/2024.

УИД 26RS0002-01-2024-002664-15.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Савина А.Н.,

судей: Киселева Г.В., Быстрова О.В.,

при секретаре судебного заседания Латышеве Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем на основании доверенности Береговым О.Н на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 13 мая 2024 года

по исковому заявлению Григоряна Д.В к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанностей,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

установила:

25 марта 2024 года Григорян Д.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным исковым заявлением, указав, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Согомонян С.А. умерла 04 декабря 2020 года. Отец Григорян В.Р. умер «» года. Как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, Григорян Д.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на условиях договора специализированного найма. В 2021 году Григорян Д.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по месту выявления, а именно по Андроповскому району. Григоряном Д.В. подано заявление в Министерство имущественных отношений о предоставлении ему жилого помещения 03 февраля 2022 года. Обстоятельства по предоставлению Григоряну Д.В. жилого помещения, возникли у него ещё в 2021 году. До настоящего времени жилье Григоряну Д.В. не предоставлено. Срок предоставления жилья необоснованно затянут. Просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Григоряну Д.В. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счёт средств бюджета Ставропольского края (л.д.5-7).

Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года исковые требования Григоряна Д.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязано предоставить Григоряну Д.В. жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилищного помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Ставрополя по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (л.д.36-43).

В поданной 14 июня 2024 года апелляционной жалобе ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя на основании доверенности Берегового О.Н. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года отменить, указав, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в Ставропольском крае. Местом жительства Григоряна Д.В. является Андроповский муниципальный округ Ставропольского края, но в настоящее время в границах указанного округа незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют. Ответчиком в сентябре 2023 года организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах с. Курсавка Андроповского муниципального округа Ставропольского края для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но протоколом от 29 сентября 2023 года №«» аукцион признан несостоявшимся, так как заявок не подано. Причины, по которым требования до настоящего времени не исполнены, не стоят в прямой зависимости от действий Министерства имущественных отношений Ставропольского края. Не предоставление ответчиком Григоряну Д.В. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права, что свидетельствует об отсутствии между сторонами спора (л.д.45-49).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела №2-1740/2024, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы нет.

Положениями ст.7 Конституции Российской Федерации предписано, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2). Согласно положений ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Как следует из положений п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).

С учётом основополагающих принципов Конституции Российской Феде-рации и норм международного права, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилы-ми помещениями, является ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц. В соответствии с положениями ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзаце первом пункта 1 настоящей статьи. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список (п.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

Положениями п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Надлежащие письменные доказательства, исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.

Судом первой инстанции установлено, что Григорян Д.В. 12 октября 2003 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Его отец Григорян В.Р. умер «» года, мать Согомонян С.А. умерла «» года. Постановлением Администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края от 14 июля 2021 года №527 Григорян Э.С. назначена опекуном. В 2022 году Григоряном Д.В. в Министерство имущественных отношений Ставропольского края направлено заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Из информации Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 04 марта 2024 года №790 следует, что сформировано учётное жилищное дело Григоряна Д.В., передано для рассмотрения и решения вопроса о включении в сводный список в МО СК. Из уведомления ФГБУ ФКП «Росреестра» по СК от 04 марта 2024 года «» следует, что сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на Григорян Д.В. нет. До настоящего времени Григорян Д.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен.

С учётом установленных обстоятельств, представленных сторонами в условиях состязательности процесса доказательств, положений ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.27 Конвенции о правах ребёнка, ст.92, ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 марта 2006 года №7-кз, Закона Ставропольского края «О внесении изменений в статью 7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 06 февраля 2015 года №6-кз, пунктов 2, 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года №240-п, Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утверждённым постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137 суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время в границах Андроповского муниципального округа Ставропольского края незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют, аукцион на приобретение жилого помещения в границах с. Курсавка Андроповского муниципального округа Ставропольского края для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сентябре 2023 года не состоялся, не предоставление Григоряну Д.В. по достижению 18-летнего возраста благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не может расцениваться как лишение его имущественных прав и отказ уполномоченного органа в реализации данного права не могут служить основанием к отменен решения суда. Суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя из приведённых положений закона предоставление жилья указанной категории граждан не ставилось ранее и не ставится в настоящее время в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, иных условий. Закон не содержат указаний относительно срока предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно положений ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3). С учётом приведённых норм закона, суд первой инстанции при рассмотрении заявленных исковых требований обоснованно принял во внимание те доказательства, которые были представлены сторонами при рассмотрении данного гражданского дела, и вынес законное и обоснованное решение. По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 мая 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Григоряна Д.В. («» года рождения) к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (ИНН «») о возложении обязанностей оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, с подачей жалобы в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья-председательствующий

Судьи:

33-3-6841/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Григорян Давид Владикович
Ответчики
Министерство образования Ставропольского края
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Киселев Герман Вадимович
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
18.07.2024Передача дела судье
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее