Дело № 33-10359/2022, 2-947/2022
УИД 59RS0025-01-2022-001087-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А,
судей Шабалиной И.А., Владыкиной О.В.,
при секретаре Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 07.11.2022 гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Краснокамского городского округа Пермского края, Комитета земельных и имущественных отношений Пермского края на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 28.07.2022.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Владыкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленина М.В. обратилась в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа, о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии согласно постановлению Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение другого жилого помещения» (далее – постановление Правительства Пермского края № 369-П) в связи с изъятием аварийной квартиры по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. ****, возложении обязанности заключить с ней соглашение о выплате субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2015г. администрацией г. Краснокамск принято решение о признании дома по адресу г. Краснокамск, ул. **** аварийным, подлежащим сносу, земельный участок и жилые помещения в доме изымаются с выплатой собственникам равнозначного возмещения.
Истец дала согласие на выкуп принадлежащей ей квартиры в аварийном доме.
Дом находится в региональной адресной программе по расселению из аварийного жилья, данной программой предусмотрена мера дополнительной материальной помощи гражданам, расселяемым из аварийного жилья, в виде субсидий (дополнительные денежные средства сверх возмещения за аварийное жилье).
Истцу отказано в предоставлении такой субсидии по причине отчуждения принадлежащей ей на праве собственности 1/10 доли жилого помещения после того, как дом по ул. **** был признан аварийным. Данное решение администрации г. Краснокамск не соответствует закону, поскольку постановление Правительства Пермского края № 369-П принято в 2020 году, а 1/10 доли квартиры отчуждена в 2016г., то к моменту отчуждения не было каких-либо ограничений, закон обратной силы не имеет.
Ответчик иск не признал.
Судом первой инстанции постановлено решение о признании незаконным постановления администрации Краснокамского городского округа от 21.03.2022 № 195-п об отказе в предоставлении субсидии в связи с изъятием аварийного жилого помещения по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. ****; возложении обязанности заключить с Зелениной М.В. соглашение о предоставлении субсидии.
С решением суда не согласились администрация Краснокамского городского округа, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Краснокамск, указывая, что постановление Правительства Пермского края № 369-П является дополнительной мерой поддержки в силу ст. 32 ЖК РФ. Указанная мера поддержки предоставляется в строго определенных случаях, положения названного Постановления № 369-П не подлежат расширительному толкованию. Поскольку истец произвела отчуждение жилого помещения в период после признания дома аварийным, то по условиям названного постановления она не может являться получателем субсидии.
В судебном заседании представитель истца просила оставить решение суда без изменения, остальные лица участие не принимали.
Судебная коллегия в порядке ст. 167, 327.1 ГПК РФ нашла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 2003 года Зеленина М.В. является собственником квартиры по адресу: Пермский край, г. Краснокамск. ул. **** (л.д. 13).
Названный дом признан аварийным, подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 13.11.2015, решением администрации г. Краснокамск от 30.12.2015 (л.д. 52-56), стороны достигли соглашения о выкупе аварийной квартиры (л.д. 10).
Многоквартирный дом по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. ****, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края утвержденную Постановлением правительства Пермского края №227-п от 29.03.2019 (л.д. 80-82).
Согласно положениям региональной адресной программы (п. 1.1. Порядка предоставления субсидии) в качестве мер поддержки граждан принято Постановление Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П «Об утверждении порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, на приобретение другого жилья».
Согласно п. 1, раздела 2 названного постановления Правительства субсидия является дополнительной мерой поддержки для граждан. То есть, в качестве субсидии выплачиваются денежные средства дополнительно к возмещению за изымаемое жилое помещение.
Порядок и условия предоставления субсидии установлены пунктом 1.3. Одним из условий предоставления субсидий является несовершение собственником действий по отчуждению жилых помещений в период после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - п. 1.3.4. постановления Правительства Пермского края № 369-П.
В спорном случае после признания дома аварийным в 2015году, истец произвела отчуждение принадлежащей ей 1/10 доли квартиры (г. Краснокамск, ****) по договору купли-продажи от 21.06.2016 (л.д. 15,16).
Признавая за истцом право на получение субсидии, районный суд пришел к выводу, что постановление Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П не действовало на момент отчуждения истцом 1\10 доли в праве собственности на квартиру.
Судебная коллегия находит выводы районного суда не соответствующими норм материального права.
Как ранее было указано, спорная субсидия относится к мерам дополнительной поддержки граждан, предоставляется дополнительно к суммам возмещения за изымаемое аварийное жилье.
Данная мера носит строго целевой характер и направлена на материальную поддержку граждан, не имеющих в собственности иного жилого помещения на момент признания дома аварийным (п. 1.3.1). Условиями для получения субсидии также являются: приобретение аварийного жилого помещения до признания дома аварийным (п. 1.3.2), неполучение ранее гражданами мер социальной поддержки (п. 1.3.3), неотчуждение жилых помещений после признания дома аварийным (п. 1.3.4).
Постановление Правительства Пермского края № 369-П принято 28.05.2020 и распространило действие на дома, которые ранее были признаны аварийными (включая дом истца, признанный аварийным в 2015 году), а следовательно и на правоотношения, связанные по их расселению.
Таким образом, нельзя выборочно применять названное постановление Правительства к ранее возникшим правоотношениям только в части признания домов аварийными. Если оно распространяет действие на аварийные дома, признанные таковыми до 28.05.2020, то и условия предоставления субсидии действуют на ранее возникшие правоотношения, связанные с признанием этих домов аварийными.
Кроме этого, по смыслу названного Постановления, меру социальной поддержки вправе получить граждане, не имеющие реальной возможности улучшить жилищные условия после получения компенсации за изымаемое аварийное жилое помещение. По мысли законодателя, те граждане, которые либо имели другое жилье в собственности (п. 1.3.1), либо произвели отчуждение жилого помещения (п. 1.3.4) обладали возможностью улучшить свои жилищные условия без дополнительной материальной поддержки государства (сверх выкупной цены).
Поскольку истец произвела отчуждение принадлежащей ей на праве собственности 1/10 доли в квартире (пер. Клубный) после признания ее квартиры (ул. Советская) аварийной, то по смыслу закона имела возможность за счет полученных от продажи квартиры средств улучшить свои жилищные условия дополнительно к выкупной цене за аварийную квартиру. Следовательно, меры дополнительной поддержки со стороны государства ей не положены.
Поскольку на основании п. 1.3.4 и 3.6.1 постановления Правительства Пермского края от 28.05.2020 № 369-П истец не подпадает под категорию граждан, обладающих правом на получение субсидии (дополнительной меры государственной поддержки), то данная выплата ей не полагалась.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 199, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 28.07.2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Зелениной Марины Викторовны к администрации Краснокамского городского округа Пермского края о признании права на получение субсидии по постановлению Правительства Пермского края от 28.05.2020г. № 369-п «Об утверждении порядка предоставления субсидии собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и реконструкции, на приобретение другого жилья» оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
ФИО8